Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности




Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов; благодаря которым ин­дивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека.

Вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Актив­ность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и от­ношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности..

Личностью не родятся, личностью становятся, поэтому социализация по своему содержанию есть процесс ста­новления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуще­ствляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Первая сфера — деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, удовлетворяющий таким образом свои потребности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным вы­бором деятельности. Как следствие этого, возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбран­ного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей: Наконец, третий про­цесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации как расширение и углубление. Расшире­ние общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что про­цесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

 

Социализация личности — это аккумулирование ею в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого посредством воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества.

Макрофакторы - это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обуслов­ленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании - синонимы) - понятия, принятые для выделения людей, про­живающих в определенных территориально-административных границах и объединенных между собой в силу ис­торических, социально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, го­сударства определяет важнейшие особенности социализации населения, особенно молодежи.

Понятие общество (в обыденном понимании - синоним государства) - в педагогике и других науках исполь­зуется для характеристики социальных условий формирования и развития личности.

Культура — система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации людей. Она охватывает все стороны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт), производственную (орудия труда, пища, одежда, жилище), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение и др.), социальную (коммуника­ция, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием в составе общно­стей средней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также об­щим самосознанием, зафиксированным в самоназвании.

Региональные условия условия, характерные для социализации людей, проживающих в той шириной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности.

Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социа­лизации людей, в них проживающих.

Средства массовой коммуникации - технические средства, с помощью которых осуществляется распространение информации на большие в количественном отношении аудитории.

Микрофакторы — детерминанты социализации личности, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организации или учебном заведении).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.