Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы и средства социализации личности




 

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими со­циализирующие функции параллельно со своими основными функциями.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, создающего в целом конкрет­ный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъектив­но значимыми для нёго лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благо­даря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает,
оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье,
сверстникам, значимым лицам и т.д. Рефлексия - механизм взаимопонимания, т.е. осмысления человеком того, ­
какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и кон­ кретных средств.

Методы вскармливания младенцев и ухода за ними закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.

Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обес­печивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.

Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочис­ленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности­ личности, закрепляется стратегия и тактика ее поведения в обществе.

80. Понятие социальной институализации.

Общество и группа передают становящейся личности систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают в период раннего детства семья и дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа - Я» (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, из-за увеличения числа разводов, малодетности, ослабления традиционной позиции отца, трудовой занятости женщины, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (И.С. Кон, 1989.).

Детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует или препятствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как ВУЗ. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Любой анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует стороны трудового коллектива как института социализации, однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о такой стороне этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Можно назвать в качестве социальных институтов на основе житейских наблюдений различные общественные организации.

Каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.

 

81. Теория ролей. Понятие об экспектациях и санкциях.

Теория ролей – это концепция современной социальной психологии. В теории ролей (ее основателем считают Дж. Мида) нашли отражение некоторые прогрессивные для западной психологии тенденции: неудовлетворенность индивидуалистическими концепциями личности и рассмотрение ее как социального продукта, поиски механизмов формирования личности во взаимодействии людей. Современная ролевая тесно связана с социологией (в частности, со школой Парсонса), семантикой, семиотикой, антропологией, этнографией и другими смежными науками, опирается на эмпирические исследования.

Социальное поведение человека в теории ролей описывается как процесс, ход которого определяют (на психологическом уровне) три основных переменных:

· роль (единица культуры),

· позиция, или статус (единица общества)

· Я (единица личности).

В ролевой теории культура определяется как система заученного поведения (и его продуктов), которое разделяется всеми членами общества и передается из поколения в поколение. В представлениях людей это поведение существует как система ролей – упорядоченных и согласующихся между собой действий, уместных в определённых социальных ситуациях. Последние структурализуются в позициях, статусах или официальных должностях.

Позиция – это совокупность прав и обязанностей, обозначенная одним словом, например: "председатель", "мать", "капитан". Исходя из того, что относительно прав и обязанностей между людьми существует согласие, ролевая теория определяет позицию как систему экспектаций (ожиданий – требований), предъявляемых человеку, которому предписана определённая роль (например, позиция врача).

В случае, если человек не исполняет или плохо исполняет предъявляемые ему ролевые экспектаций, к нему применяются социальные санкции (насмешки, бойкот, угрозы, физическое воздействие). Так осуществляется социальный контроль.

В социальном взаимодействии роли определены позициями, а не людьми, которые временно эти позиции занимают. Большинство ролей, однако, предписано не очень жестко и оставляет простор для индивидуальных вариаций.

Ролевое поведение – это результат взаимодействия роли и Я. Подобно роли и позиции, Я – своего рода символ, содержание которого человек усваивает из общения с другими. "Я, как то, что может быть объектом для себя самого, является в сущности социальной структурой и возникает в процессе социального опыта" (Mead G., Mind, self and society, Chi., 1937, p. 140). Основатели ролевой теории считали, что Я – это "зеркало других": человек относится к себе как к объекту, значение которого определено соответствующими мнениями и поступками окружающих. Однако отношение окружающих к субъекту во многом определено его ролью. Поскольку весь жизненный опыт человека может быть представлен как последовательный ряд ролей, Я рассматривается как след многих ролей, с которыми человек себя идентифицировал, или, короче, Я – это сумма ролей.

В современной теории ролей представление о Я как о продукте мнений других сохранилось за ego, тогда как базисное Я трактуется как продукт досоциального опыта. Термин "личность" в современной теории ролей употребляется в более широком, чем Я, смысле, для обозначения поведения, возникающего из взаимопроникновения Я и роли.

В Р. т. анализируются конфликты между Я и несоответствующей ролью, а также конфликты между внутренне противоречивыми ролями.

 

82. Формы социального контроля.

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

• Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

• Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.