Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные факторы. В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков




В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Человек вступает в общение всегда как личность и соответственно он воспринимается и другим человеком, партнером по общению также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности познания другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря своему присутствию. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, причин этого поведения. Люди иногда не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно и в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу чужие причины поведения, образцы поведения или более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания, которая называется атрибуцией.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот человек оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, а процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

 

85. Факторы социальной перцепции.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. Эта же мысль была высказана и Л.С.Выготским: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других" (Выготский, 1960. С. 196)

Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки. Это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - это способ понимания другого человека путем уподобления себя ему. В ре­альных ситуациях взаимодействия пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению
строится на основе попытки поставить себя на его место, что обеспечивает процесс взаимопонимания.

В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает данного человека, это "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя" (Кон, 1978. С. НО). Рефлексия пред­ставляет собой сложное психологическое явление и в развернутом виде выглядит так: «Я думаю, что ты думаешь (обо мне, о теме раз­говора, о своих планах и пр.)». Искусство рефлексии обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник, управление его пониманием, возможность прогнозировать развитие общения и направлять его в нужное русло.

В процесс социальной перцепции включены оба партнера, каждый из которых является активным субъектом.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - «постижение эмоционального состояния, проникновение - вчуствование в пере­живания другого». Эмпатическая способность людей вырастает с ростом жизненного опыта; она более развита у женщин, чем у муж­чин, и проявляется в чуткости к эффекту своего психологического воздействия. Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека. Эмпатия – это стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения.

Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. И в том, и в другом случаях налицо будет "принятие в расчет" поведения другого человека, но результат совместных действий будет различным: в случае идентификации человек понимает партнера по общению, встает на его позицию, действует с нее, а при эмпатии нужно понять человека, принять в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действовать по-своему.

При восприятии и познании людьми друг друга часто приходится сталкиваться со сложившимися стереотипами. Стереотипизация (от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) представляет собой процесс приписывания сходных ха­рактеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.

Эффект проекции - свойство людей приписывать приятному для них. собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному -свои недостатки, т.е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих (Добрая – все добрее).

Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего (преступника оправдать).

Эффект логической ошибки - состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).

Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного челове­ка другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете — положительном или отрицательном (Не сотвори себе кумира).

С этим эффектом тесно связаны и эффекты «первичности» и «новизны» - тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. У каждого человека есть: свои схемы объяснения чужого поведения: 1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, при­писывать причину произошедшего конкретному человеку; 2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника; 3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом пострадавшем. Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет, Л.Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток человека понять причину и следствие событий. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия.

К объективным факторам мы можем отнести, например, все то, что воспринимаем в партнере непосредст­венно.

Анатомо-физиологические качества: телосложение, вес, рост, цвет волос (глаз, кожи) и др.

Внешнее оформление: физиогномическая маска, прическа, одежда, обувь, украшения и др.

Вербальные средства общения (речь человека): широта словарного запаса, грамматическая правильность, нали­чие жаргона (следует помнить, что любая профессия имеет свой жаргон), диалектные черты и акценты, темп и инто­нация речи, которые различны по регионам страны: в северных районах говорят медленнее, в южных быстрее. Чем выше эмоциональное напряжение, тем быстрее темп речи, логопатия — речевые расстройства (заикание, картавость, шепелявость и т.п.), психопатология - проявляется в речи (например, у эпилептиков в одной из фаз заболевания речь становится предельно текучей, исчезает интонация; в фазе возбуждения - речь быстрая, четкая, телеграфная; при вя­лотекущей шизофрении отмечается резонерство (пространно и скучно рассуждать о чем-либо в нравоучительном то­не), логорея (замкнутость в рамках одной темы), человек перестает понимать переносный смысл слов).

Невербальные средства общения: мимика, топомимика (жестикуляция), позы, расстояние между общающими­ся, походка, обмен предметами, вещами.

 

86. Психологические механизмы взаимодействия людей.

Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента:

1. Учет планов другого человека, и сопоставление их с собственными планами;

2. Анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;

3. Осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

 

Примером того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - это результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: 1) деятель, 2) «другой» (объект, на который направлено действие); 3) нормы (по которым организуется взаимодействие), 4) ценности (которые принимает каждый участник), 5) ситуация (в которой совершается действие). Предполагается, что при помощи этих пяти пар можно описать все виды человеческой деятельности. Направление, предложенное Парсонсом, приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности выводится из психологии индивида.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

1) пространственного контакта,

2) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

3) социального контакта (совместная деятельность),

4) взаимодействия («систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»)

5) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия. Включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой.

 

Интерактивная сторона общения выделяет те его компоненты, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Следовательно, действие — главное содержание общения.

В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разделить на три основ­ные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.

Ролевое общение имеет целью выполнение совместных действий. Этот вид общения мы разделим на инструментальное и межличностное.

 

Инструментальное общение происходит по поводу совместной дея­тельности, оно регламентируется документами - актами, приказами, указами, инструкциями и т.п. (началь­ник — подчиненный). Межличностное общение складывается в рамках уже сложившейся структуры, и его цель - получение информации (например, бывший рядовой курсант назначается командиром группы: он сразу попадает в сложную ситуацию, управлять ему трудно, так как его по-прежнему воспринимают как равного себе, коллегу).

Промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении - Коммуника­ция «масок». Нам часто приходится скрывать истинные чувства и эмоции, мы как бы надеваем маску. К примеру, во время построения не рекомендуется издавать громкие звуки и жестикулировать - курсанты на­девают маску индифферентности, безразличия. В подобных случаях, когда имеются ограничения в общении, маска представляет собой необходимую совокупность знаков, передача которых обеспечивает бескон­фликтность общения.

Цель данной формы взаимодействия - не получение информации, а избегание конфликтов. Для эф­фективной коммуникации «масок» необходимо учитывать региональные и этнокультурные особенности.

Экспрессивное общение основывается на чувствах, получении эмоций, причем каждому человеку по­стоянно нужна своя доля эмоций, особенно положительных.

 

87. Межличностные отношения и их виды.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.