Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины возникновения олигофрении




Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости

Интеллект- совокупность задатков описывает всю познавательную деятельность.

Умственная отсталость (по МКБ-10) – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когни­тивных, речевых, моторных и социальных способностей. К умственно отсталым могут быть отнесены дети со стойким нарушением познава­тельной деятельности, возникшим вследствие органического поражения головного мозга, страдающие олигофренией, шизофренией, эпилепсией, а также перенесшие энцефалит, травмы и др.

 

Степени олигофрении Степени умственной отсталости по МКБ-10
дебильность Легкая умственная отсталость 50<IQ<69
имбецильность легкая Умеренная умственная отсталость 35<IQ<49
имбецильность выраженная Тяжелая умственная отсталость 20<IQ<34
идиотия Глубокая умственная отсталость IQ<20

 

 

На основании тестов интеллекта дети, у которых IQ = 70 и ниже, составляют группу умственно отсталых. Однако для диагностики структуры дефекта этих данных недостаточно, так как сходные ко­личественные показатели могут наблюдаться при различных вари­антах психической недостаточности. Поэтому количественные дан­ные необходимо дополнить качественным анализом дефекта.

Типичной моделью психического недоразвития является оли­гофрения. По этиологии ее можно разделить на две основные груп­пы — эндогенную (генетическую) и экзогенную.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении

1) Дебильность;

2) Имбецильность;

3) Идиотия.

Наиболее тяжелая – идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты.

Ме­нее тяжелая степень олигофрении – имбецильность. Детям-имбецилам при специальном воспитании удается привить навыки труда и самообслуживания. Однако спо­собность самостоятельно ориентироваться в жизни, у них ограничена, они нуждаются в постоянной опеке.

Наиболее легкая форма олигофрении – дебильность. Дети-дебилы со­ставляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспи­тания они могут достигать уровня развития, необходимого для овладения про­фессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь

эндогенные (генетические) - более 50% экзогенные
1. Патология хромосомного набора (чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) 1.Пора­жение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)
2. Врожденные нарушения обмена аминокис­лот, металлов, солей, жиров и углеводов.   2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)
3. Полигенный тип наследования Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит

Клиника-психологическая структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в це­лом с преимущественной незрелостью его коры, в первую оче­редь — лобных и теменных отделов [Певзнер М.С., 1959; Лебе­динский В.В., 1982 и др.]. Ряд исследователей [Лурия А. Р., 1956; Лубовский В. И., 1978 и др.], показали, что при олигоф­рении наблюдается нарушение общей нейродинамики, главным образом патологическая инертность, плохая переключаемость психических процессов. Эта инертность в большей степени проявлялась в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомоторике [Лурия А. Р., 1973].

Психическое развитие в условиях патологической инертности имеет следующие особенности:

1) не происходит своевременной инволюции (свертывание) более ранних форм психического реагирования. Новообразования неустойчивы, имеются рег­рессивные тенденции, при возникновении трудностей происходит возвраще­ние к более ранним формам активности.

2) явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, постро­енных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминируют жестко организованные системы свя­зей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к услож­нению.

Физиологические исследования высшей нервной деятельности показали, что умственно отсталым свойственны:

1) слабость процессов возбуждения и торможения (больная клетка не может нормально возбуждаться-тормозиться);

2) инертность нервных процессов (трудность переключения);

3) склонность к частому охранительному торможению (требуется частый отдых, перерыв в работе)

4) недоразвитие второй сигнальной системы.

 

Г. Е. Сухаревой (1959) были сформулированы два основных клинико-психологических закона олигофрении:

1) то­тальность нервно-психического недоразвития и

2) его иерархичность.

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразви­тия находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции. Однако принцип тотальности психического недоразвития может нарушаться при легких формах умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать в области сенсомоторного интеллекта.

Иерархичность нервно-психического недоразвития выражает­ся в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. При этом в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процес­сами отвлечения и обобщения.

Так, в восприятии, прежде всего, стра­дает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синте­зом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении веду­щих признаков и свойств воспринимаемых предметов.

В непосредственном запоминании (10 слов) наблюдаются сниженный по сравнению с нормой объем запоминания.

При опосредованном запоминании (методика А. Н. Леонтьева) также наблюдаются существенные отличия от нормы. У олигофре­нов включение в процесс запоминания интеллектуальной операции сопровождаются снижением результа­тов по сравнению с непосредственным запоминанием. Больные дети часто вместо заданного слова называют изображенный на карточке предмет. Рассогласование результатов между непосред­ственным и опосредованным запоминанием — характерный симп­том при умственной отсталости.

Трудности обобщения наблюдаются также в опытах на класси­фикацию предметов. Дети, страдающие олигофренией, создают множество мелких групп и не способны их объединить на основе понятийных признаков. В то же время при выраженном отстава­нии вербально-логического мышления практическое мыш­ление у этих детей более сохранно. Относительная сохранность практического мышления являет­ся важным фактором адаптации олигофрена к окружающему.

Важной особенностью речи детей, страдающих олигофренией, является то, что нарушения у них возни­кают уже на уровне слова, что приводит к задержке всех сторон речи. В том числе одной из главных — становления речи как инструмента мышления.

Нарушения познавательной деятельности прояв­ляются в узости и недостаточной дифференцированности восприятия окружающих пред­метов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроиз­ведения воспринятого и заученного материала. Наиболее показательно недостаточное раз­витие интеллекта, который, как правило, страдает больше, чем другие психические функ­ции. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление, затруднены слож­ные формы анализа и синтеза.

При олигофре­нии имеются особенности аффективного развития.

Структура дефекта: нарушение мышления при олигофрении оказывает влия­ние на развитие всех других психических процессов. Это влияние «сверху вниз». Однако наблюдается и тормозящее влияние, обусловленное недоразви­тием (вторичным) базальных функций «снизу вверх». В связи с этим большое значение имеет вопрос дифференциации первич­ных и вторичных дефектов при олигофрении.

Вопрос о соотношении интеллектуальных и аффективных на­рушений при олигофрении не однозначен. При олигофрении в большей степени недоразвиваются те эмоции, которые тесно связаны с интеллектуальным развитием. Что ка­сается базальных эмоций, то они менее зависимы от состояния интеллекта [Занков Л.В., 1939; Сухарева Т.Е.,1959].

.

Психические расстройства при атрофических процессах в головном мозге

Тяжелые психические расстройства встречаются у ряда больных в предстарческом и старческом возрасте, у которых имеются характерные органические изменения головного мозга. Сюда относятся психические расстройства в связи с атрофией головного мозга: Болезнь Пика. Болезнь Альцгеймера. Старческое слабоумие.

 

115. Нарушения эмоциональной сферы.

Аффект – это бурное, сильное, кратковременное проявление эмоций, связанное с неожиданным изменением жизни. Аффект ситуативен. Во время аффекта происходят нарушения сознания, оно суживается.

Выделяют физиологический и патологический аффект. Физиологический – сохраняются признаки вменяемости. Патологический – пропадает способность руководить деятельностью.

 

Патологии эмоциональной сферы: нарушение настроения, эмоциональных реакций, экспрессивных актов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.