Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка данных по EPI




Методика оценки тревожности Ч. Спилбергера — в оригинале называемая Test Anxiety Inventory (TAI) — разработана известным американским психологом Чарльзом Спилбергером. Направлена на измерение личностной и ситуативной тревожности.

Методика Спилбергера применяется в консультативной практике, прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта.

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

 

Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Очень высокая ситуативная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

 

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Порядок выполнения:

Испытуемому предлагается оценить ряд суждений по каждой из двух шкал (от1 до 4 – в соответствии со степенью согласия, где 1 – выражает полное несогласие, а 4 – полное согласие).

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности). Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

Шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), также состоит из 20 высказываний. Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения: «Я испытываю удовольствие», «Я очень быстро устаю», «Я вполне счастлив» и др.

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

 

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко- и низкотревожные.

 

225. Личностные опросники Айзенка, его теоретические позиции в отношении личностной типологии.

АЙЗЕНКА ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ – серия опросников личностных. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма.

Г.Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра- интроверсии и психотизма.

Нейротизм (или эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от "нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности". Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, напр. стрессовых, может развиться невроз. "Нейротическая личность" характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.

Понятия экстраверсии и интроверсии – комплексы скоррелированных между собой черт. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

Согласно Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Измерения экстра – интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов второго порядка.

Психотизм, как и нейротизм, континуален (норма – психотизм). В случае высоких показателей по этой шкале можно говорить о предрасположенности к психотическим отклонениям. "Психотическая личность" (не патологическая) характеризуется Г. Айзенком как эгоцентрическая, эгоистическая, бесстрастная, неконтактная.

Личностные измерения, предложенные Г. Айзенком, следует рассматривать как некоторые поведенческие характеристики, значение которых определяется их отношением к достаточно широкому кругу жизненных ситуаций.

Первый из опросников Г. Айзенка – "Моудслейский медицинский опросник" (Maudsley Medical Questionnaire, или MMQ, от названия клиники, в которой был создан) –предназначен для диагностики нейротизма и состоит из 40 утверждений, с которыми обследуемому предлагается согласиться ("да") или не согласиться ("нет"). Напр.:

- Время от временя у меня случаются головокружения.

- Беспокоюсь о своем здоровье.

MMQ в психодиагностических исследованиях применения не нашел.

Вслед за MMQ был предложен "Моудслейский личностный опросник" (Maudsley Personality Inventory, или MPI) – предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии – интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемому требуется ответить "да" или "нет". Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить ("?"). За ответ, совпадающий с "ключом", дается 2 балла, за "?" – 1 балл. MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии – интроверсии и нейротизме, и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника.

Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии – интроверсии:

- Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?

- Считают ли Вас человеком живым, общительным?

Практическое использование MPI показало значительные расхождения между получаемыми данными и теоретическими предсказаниями автора (особенно в клинических группах). Несмотря на критику, MPI долгое время применялся в зарубежных психодиагностических исследованиях.

На основе дальнейших исследований Г. Айзенка., направленных на анализ составляющих экстра – интроверсии и нейротизма как базисных личностных измерений, был предложен новый опросник, получивший название "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Inventory, или EPI) - состоит из 48 вопросов, предназначенных для диагностики экстра – интроверсии и нейротизма, а также 9 вопросов, составляющих т. н. "шкалу лжи", по которой определяется тенденция обследуемого представить себя в лучшем свете. Ответы, совпадающие с "ключом", оцениваются в 1 балл (ответы только "да" или "нет"). Разработаны две эквивалентные формы опросника – А и В.

Предложен сокращенный вариант EPI, состоящий из 12 вопросов. Созданы варианты ЕРI для обследования детей и подростков. EPI широко используется в отечественных исследованиях.

Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый опросник под названием "Айзенка личностный опросник" (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра – интроверсии и психотизма. Так же как и в ЕРI, в него включена "шкала лжи".Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма – 23, пошкале экстра – интроверсии – 21, по шкале психотизма – 25,по шкале "лжи" – 21). Однако обычно:используется вариант, состоящий из 101 вопроса (из них 11 вопросов-т.н. "буферные", ответы на которые не учитываются).Примеры вопросов по шкале психотизма:

- Будете ли Вы употреблять наркотические препараты,способные оказать непредвиденное или опасное воздействие?

- Испытываете ли Вы чувство жалости, сострадания к животному, попавшему в ловушку?

Во многих зарубежных исследованиях аргументированно доказывается, что введение такого личностного измерения, как психотизм, не имеет научного обоснования, экспериментальные данные противоречивы, а использование шкалы психотизма на практике может способствовать появлению ложных диагностических ориентиров.

При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.

· Показатель А (искренность ответов)

· Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям)

Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни. Для определения типа темперамента нужно найти точку в пространстве по двум координатам: Показатель Б по горизонтальной оси, показатель В - по вертикальной оси.

Круг Айзенка

Если точка попадает на ось (один из показателей равен 12), то проявляется промежуточный темперамент, умеренно выраженый или коммуникативная направленность (показатель Б), или возбудимость (показатель В). Чем ближе точка расположена к центру круга (показатели Б и В имеют значение от 6 до 18), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать своё поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.

Сангвиник

Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.

Холерик

Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.

Флегматик

Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.

Меланхолик

Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеётся тихо. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Обиды

 

226. Факторные технологии выявления личностных черт. Пять «Больших» факторов темперамента и характера.

Тест-опросник B5 (Большая пятёрка, сокращённая версия) предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых “больших” факторов темперамента и характера. Такое название они получили в 60-80-е гг. в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами разных стран. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения комплексного психологического портрета личности. Тест B5 гораздо короче, чем большинство многофакторных опросников этого уровня, и получаемый с его помощью личностный профиль обладает высокой степенью обобщённости. Его удобно использовать в условиях дефицита времени. Выигрыш во времени достигается с сохранением общей приближенной точности теста.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:Психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью профотбора, профконсультации, определения направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т.п.

СТРУКТУРА МЕТОДИКИ: Опросник B5 содержит 75 пунктов по три варианта ответа в каждом (“верно”, “не знаю”, “неверно”). В версии “B5” к 5-ти факторным шкалам добавлена шкала “социальная желательность”. На каждый из пяти факторов тест-опросник включает по 15 вопросов. Время выполнения теста - 25-35 минут.

ШКАЛЫ ОПРОСНИКА: представляют собой точное воспроизведение факторов “Большой Пятерки” в их международном варианте. В русскоязычной версии опросника 5 самых мощных факторов темперамента и характера получили следующую интерпретацию:

· экстраверсия – интроверсия: (высокий полюс фактора – общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий – сдержанность, замкнутость)

· согласие – независимость: (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия. Высокий полюс – склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени - ведомость; низкий – тенденция полагаться на своё собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности - враждебность)

· самоконтроль – импульсивность: (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как планомерность, целенаправленность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень - педантизм; низкие – ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени - гибкость моральных суждений и хаотичность)

· эмоциональная стабильность – тревожность: (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям. Спокойствие, стабильность, уверенность в себе на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищённости низкого полюса)

· обучаемость – инертность: (эта шкала показывает уровень интеллектуального потенциала, познавательной активности, способность работать с новой информацией)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: Каждая шкала теста имеет три диагностические зоны, которым соответствуют три уровня интерпретации результатов, отличающихся степенью выраженности фактора.
Cредние значения (от 35% до 75%) трактуются как условная норма выраженности фактора. В данную область, как правило, попадает около 70% от общего числа респондентов. Крайние значения (низкие и высокие) указывают на сверхвыраженность черт, свойственных соответствующему полюсу. В область низких (от 10% до 34%) и высоких (от 76% до 100%) значений попадает примерно по 15% респондентов.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ: Вопросы теста B5 - это наиболее информативные задания, которые были отобраны в результате экспериментальной работы с банком из 260 заданий, проведенной под руководством А.Г. Шмелева группой аспирантов и студентов факультета психологии МГУ. Значительная часть аналитической работы была выполнена Е.И. Рыхлевской. В психометрическом эксперименте принимали участие свыше 200 испытуемых – студентов московских ВУЗов. С помощью конфирматорного факторного анализа (анализа, направленного на проверку уже сформулированных факторных ключей) по каждому фактору были выявлены 15 вопросов, которые давали максимальную корреляцию с суммарным баллом.

 

227. Факторные технологии создания личностных опросников. Опросник 16PF Р.Кэттела.

Опросники факторные — опросники личностные, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип. В отличие от опросников эмпирических, в них содержатся задания, которые наиболее тесно связаны с некоторым указанным фактором (факторами). Возможен и другой вариант: в ходе разработки опросника очерчивается круг заданий, объединенных некоторым общим фактором или факторами, содержание которых может быть определено позднее. В окончательный вариант опросника входят только те задания, которые непосредственно связаны с общим фактором. Для О. ф. особое значение имеют показатели внутренней согласованности, надежности факторно-дисперсионной. Примером О. ф. являются «Шестнадцать личностных факторов» опросник, Айзенка личностные опросники.

Р.Кэттелл исходил из представления о многофакторной структуре личности и отмечал необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Первые версии опросника появились в 1949г. Кэттелл отобрал из словаря английского языка понятия, отражающие личностные свойства. С помощью факторного анализа Кэттелл получил 15 личностных факторов, к которому добавил 16-й – фактор интеллекта. Кэттелл считал, что созданные и изучаемые им личностные свойства отражают всю структуру личности, и относил себя к сторонникам многофакторной теории личности.

Факторы личности автор разделяет на факторы 1-го и 2-го порядка. Биполярность (двухполюсность) фактора – относительная; она не имеет какого-либо положительного или отрицательного нравственного или патологического значения. Все факторы имеют профессиональное и бытовое название. Профессиональные названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. Бытовые названия являются описательными и предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.

Опросник имеет две формы А и Б по 187 вопросов. На вопросы можно отвечать тремя способами (согласен, не согласен, промежуточный ответ). Методика рассчитана на взрослых с образованием больше 8 классов.

Имеются варианты опросника для детей и подростков. Возможно индивидуальное и групповое применение методик.

В методике заложен подход к исследованию личности на основе черт, т.е. в результате диагностического обследования выявляется структура личности, в которой выражены те или иные факторы.

Обработка результатов предполагает подсчет первичных баллов и перевод их во вторичные показатели (стены) по переводным таблицам. Эти показатели могут быть от 1 до 10 стенов. Далее на основе полученных стенов по каждой из 16 шкал строится диагностический профиль.

Таким образом, процедура обработки представляет собой:

1)получение сырых баллов;

2)перевод сырых баллов в стены;

3)построение профиля личности;

4) сравнение с нормативами.

Если по каким-либо факторам испытуемым набрано 5 или 6 стенов, характеристики личности по этим факторам считаются невыраженными и не принимаются во внимание при общей интерпретации. Описание индивидуальных особенностей личности обследуемого проводят только по факторам, выходящим за пределы нормы (которая находится в пределах 4-7 стенов), т.е. выраженными считаются только факторы, которые выходят за эти пределы.

 

Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

Несмотря на широкое распространение, теория личностных черт встречает ряд критических замечаний, наиболее существенные из которых сводятся к следующему.

В данной теории человек предстает пассивным субъектом, «марионеткой» личностных черт (так как выраженность черт механически определяет поведение).

Критиками ставится под сомнение стабильность проявления личностных черт в различных ситуациях. По мнению А. Анастази, эмпирические данные показывают, что «во многих неинтеллектуальных областях поведения (таких как агрессивность, конформизм, честность и т. д.) люди обычно проявляют ситуационную специфичность: человек может быть открытым и общительным на работе, но застенчивым и замкнутым на дружеской вечеринке».

Оспаривается положение рассматриваемой теории о том, что сферы проявления выделенных личностных черт являются одинаковыми для всех индивидов.

Исследования Р. Кеттелла в рамках теории личностных черт отличаются выраженным эмпиризмом, так как он не опирался на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых свойств личности. Своеобразие подхода Р. Кеттелла состояло также в том, что метод факторного анализа использовался им как инструмент для выявления «основных исходных свойств личности», а не для упорядочивания полученных данных. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего сокращения списка Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных свойств. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, т. е. содержали пары признаков, имеющих высокие отрицательные корреляции. Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности».

Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттелом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т. к. они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.

А. Анастази отмечает, что несмотря на обширные исследования, проводившиеся свыше тридцати лет Р. Кеттеллом и его коллегами, к предложенным им чертам личности лучше относиться как к предварительным. Хотя некоторые уязвимые места подхода Р. Кеттелла подвергаются критике, он имеет многих последователей. Исследования личности в этом направлении продолжаются.

 

Факторы, выделенные в Кэттелом:

А. Открытость (сердечность, доброта) – замкнутость (обособленность, отчужденность).

В.Интеллект Высокий интеллект, проницательность, высокоморальные, выдержанные суждения) – низкий интеллект, конкретное мышление, суждения низкого морального уровня).

С. Эмоциональная стабильность ( Эмоциональная устойчивость, отсутствие невротических симптомов, реалистическая оценка действительности) – эмоциональная неустойчивость (эмоциональная лабильность, ипохондрия, нереалистическое отношение к жизни).

Е. Доминантность – подчиненность. Напористый (независимый, строгий, не признающий условностей) – уступчивый (зависимый, скромный, следующий общепринятым правилам).

F. Сдержанность – экспрессивность. Благоразумие, склонность к озабоченности, беспокойству о будущем, пессимистичность – жизнерадостность, беспечность, динамичность в общении, эмоциональное лидерство.

G. Высокая нормативность поведения – низкая нормативность. Высокая совестливость (ответственность, ориентация на общество) – пользующийся удобным случаем (не считается с чувствами других, капризен, эксцентричен, непостоянен).

Н. смелость) –робость. Предприимчивость (общительность, импульсивность, безрассудность, открытость) – застенчивость (уклончивость, сдержанность).

I .Чувствительность – жестокость. Чувствительность, дружелюбие, мечтательность – твердость, реалистичность.

L. Подозрительность - доверчивость (завистливость, раздражительность, требовательность) – (уступчивость, соглашение).

М. Мечтательность – практичность.

N. Прямолинейность - дипломатичность

О. Тревожность - спокойствие. (тревожный, испытывающий чувство долга, депрессивный, чувствительный к социальному одобрению) – уверенный в себе (беспечный. Счастливый, не зависящий от общественного мнения).

Q 1. Радикализм (тенденция мыслить аналитически, свободно) - консерватизм (ригидность);

Q 2. Конформизм – нонконформизм. Зависимость от мнения группы, социабельность, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение – ориентация на собственные решения, находчивость, стремление иметь собственное мнение.

Q 3. Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль. Низкая дисциплинированность, потворство своим желаниям, зависимость от настроения – целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.

Q 4. Напряженность – расслабленность. Собранность, энергичность, фрустрированность, повышенная мотивация, взвинченность, раздражительность – вялость, апатичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность.

 

228. Назначение и взаимосвязь основных методов изучения личности – наблюдения, анамнеза, беседы, тестирования с помощью диагностических методик.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношение к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психических процессов: наблюдательность, чувствительность, внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и мотивы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому общие принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются отношения личности.

Характеристики личности (обобщенно): статус, позиция, роли, функции, цели, ценности, мотивационная сфера, характер, способности.

Проблемы исследования личности:

1. Свойства личности всегда индивидуально своеобразны. Для выявления своеобразия необходима индивидуальная ситуация. Однако условия эксперимента должны быть общими для всех. Выход - формирующий эксперимент (например, педагогический или терапевтический).

2. Свойства личности - это свойства нравственно оцениваемые; поэтому испытуемый чрезвычайно напряженно контролирует свои проявления и, стремясь к положительной оценке может обнаруживать не те свойства, какие ему в действительности присущи. Методы борьбы с тестовой установкой:

- создание различных шкал личности (только в опросниках);

- введения ограничения времени;

- одмена объекта оценки;

- создание мнимой безоценочности (испытуемый не знает о присутствии экспериментатора).

3. Экспериментатор заинтересован в более полном проявлении активности. Но всякий эксперимент предполагает ее ограничение. Частично это устраняется в проективных методиках и анализе продуктов деятельности.

Методы:

Метод беседы - специфическая роль беседы, как метода исследования личности, вытекает из того, что в ней испытуемый отдает словесный отчет о свойствах и проявлениях своей личности. Поэтому в беседе с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д. Большое значение имеет правильная постановка вопросов. Необходимое условие при данном методе - наличие доверительного контакта испытуемого с экспериментатором.

Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента. Особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом, занимает "естественный эксперимент" А.Ф. Лазурского. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.

Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.

Психологический анамнез жизни продвигается по схеме:

1. Перенесенные в прошлом болезни и реакция на них (особенное внимание уделяется периоды беременности и раннему детству).

2. Развитие семейных и интимных отношений.

3. Профессиональный путь и деятельность в плане удовлетворённости ею.

4. Отношения с непосредственным окружением вне семьи.

5. Наиболее тяжёлые события в жизни, и реакция на них.

Перенесенные болезни интересуют психолога в смысле реакции на них пациента - сталкивался ли больной с необходимостью коренных изменений своих планов в связи с болезнью. Профессиональный путь и деятельность включают расспрос о профессии: о том, как она была выбрана, насколько больной удовлетворён ею. У учащихся следует спросить, какие предметы больше всего привлекают, и почему выбрано данное направление в обучении. У пенсионеров – что заняло место профессиональной работы.Семейные и интимные отношения должны быть прослежены на всём протяжении, ещё от состава родительской семьи. Выясняют, были ли разводы, живы ли родители, и каковы отношения с ними и с родителями супруга. У одиноких лиц выясняют, почему они остались без семьи, и как они переносят своё одиночество. Отношения с непосредственным окружением рассматривают в двух областях: отношения с сослуживцами, а также отношения с соседями и приятелями. Важно выяснить, имеет ли больной где-то поддержку вне семьи, или, наоборот, имеет место полная эмоциональная изоляция. Наиболее тяжёлые события в прошлом (утрата близких, конфликты и т.д.) представляет собой интерес для оценки адекватности вызванной реакции. Выясняют, какие события больной называет самыми тягостными. Вредные привычки (употребление алкоголя, стимуляторов, курение) в психологическом анамнезе важны ролью, которую они играют в жизни больного.

Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт. Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые. Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов / утверждений, направленных на выявление того или иного свойства. Примеры опросников:

MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности).

16-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.

Недостаток метода применения опросников - характеристика личности основывается на данных самооценки.

Проективные методы

Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха)... Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление. К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники...).

 

229. Надежность тестов. Основные методы оценки надежности тестов (внутренней согласованности, устойчивости к перетестированию, параллельных форм).

Надежность теста. Тест обычно считается надежным, если с его помощью получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.

Способы определения надежности:

Надежность ретестовая — предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым и примерно в тех же условиях, что первоначальное, а затем установление корреляции между двумя рядами данных.

Надежность параллельных форм предусматривает создание эквивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами.

Надежность частей теста определяется путем деления опросника на две части (обычно на четные и нечетные задания), после чего и рассчитывается корреляция между этими частями. Обычно к этому способу определения надежности рекомендуется прибегать только в тех случаях, когда необходимо быстро получить результаты.

 

230. Понятие валидности. Необходимость валидизации психодиагностических методик.

Вали́дность — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.

 

231. Содержательная валидность тестов.

Валидность содержательная - характеризует степень соответствия содержания заданий теста измеряемой области психических свойств; по Бокуть – степень представленности в тесте - полная, частичная.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.