Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм образования и виды следов транспортных средств




Понятие следа в трасологии. Классификация следов.

Под следами в широком смысле слова понимаются любые отражения действительности, причинно связанные с расследуемым событием.

Под следами понимается отражение на материальных предметах признаков, явлений, причинно связанных с расследуемым событием (Потапов). Исходя из деления всех объектов на материальные и идеальные следы также делятся на материальные и идеальные (отображения зрительных, звуковых, осязательных и других образов, предметов и явлений материального мира в сознании человека, причинно связанные с расследуемым событием. Все следы-изменения на месте происшествия классифицируются:

- с/и в виде наличия посторонних предметов на м/п (одежда, оружие);

- - " - отсутствия отдельных предметов на м/п (товар, деньги документы и т.п.);

- следы в виде измененного места положения предметов на м/п;

- следы в виде измененного качественного состояния некоторых объектов:

а) вещества и изделия, выполненные с нарушением Госта (разбавленная водой водка, влажный песок и т.п.;

б) следы разрушения, не отображающие форму следообразующего объекта (разбито оконное стекло и т.п.);

в) следы отображения на одних объектах внешнего строения других объектов (трасологические следы).

В криминалистике все следы в широком смысле слова подразделяются:

- следы в виде предметов;

- следы в виде веществ;

- следы в виде микроорганизмов;

- трасологические следы.

По размерам: макроследы и микроследы (условно относят объекты массой до 1 мг или имеющие размеры до 1 мм в наибольшем измерении). Микроследы в свою очередь делятся на трасологические и нетрасологические. Микротрасологические следы можно классифицировать:

- микрочастицы (органического и неорганического происхождения);

- микроорганизмы.

Необходимо также остановиться на понятии следы-запахи (одорологические следы) - отделившиеся и находящиеся в газообразном состоянии молекулы объекта, находящегося в причинной связи с расследуемым событием.

 

14. Следы ног человека: виды и криминалистическое значение.

Следы ног позволяют определять ряд важных обстоятельств, используемых для розыска и изобличения преступника. По ним можно судить о человеке (его рост, отдельные признаки походки); о признаках обуви; об обстоятельствах действия (направление и темп движения), использовать следы для идентификации человека или его обуви.

Различают следы босых ног, обуви, ног, одетых в чулки (носки). При этом используют статические следы. Иногда необходимо установить, носило ли лицо данную обувь. В этом случае также исследуется статический отпечаток босой ноги (одетой в носок) на стельке обуви, который возникает от длительной носки.

Динамические следы обуви редко служат объектом исследования — в основном в тех случаях, когда наносились удары по преграде (по телу), имело место перетаскивание человека, волочащего ноги по полу, или скольжение.

Следы ног могут быть как объемные, так и поверхностные. Поверхностные видны хорошо, если они оставлены испачканной или окрашенной подошвой. При их отыскивании следует иметь в виду, что они могут быть оставлены не только на полу и его покрытиях (ковер, разбросанные бумаги, вещи), но и на иных предметах (стулья, столы, диваны, ящики). На участках обнаружения следов ищут остатки почвы и других отслоившихся от обуви частиц.

Если следы оставлены босой ногой, то обнаружение и фиксация их осуществляются теми же приемами, что и следы рук. В них обнаруживаются: размер ступни (длина ступни в целом, ширина плюсны, пятки, мостовой части); длина и ширина каждого пальца; общая форма ступни (форма следа зависит от подъема ступни, которая бывает высокой, средней, плоской); общее строение папиллярных узоров; наличие флекторных (сгибательных) складок.

К частным признакам следов босых ног относят: соотношение размеров пальцев, их форму, расположение относительно переднего края плюсны, выгибание кверху отдельных пальцев, наличие, форму и месторасположение различных повреждений и деформации (рубцов, мозолей); частные признаки папиллярных узоров.

Если обнаружен след ноги, одетой в носок (чулок), то общими признаками, помимо отобразившихся в нем признаков ноги, будут: размер чулка (носка), тип и схема переплетения нитей, фабричные швы в области пятки, мыска.

В качестве частных признаков при идентификации по следам ноги в носке (чулке) используют: наличие и месторасположение фабричных дефектов (неровности ниток, узлы на них); особенности схождения, угол схождения нитей в швах; наличие, форма, размеры повреждений, заплаток, штопок, ушивок; место их расположения; число и расположение стежек в штопках, ушивках и т. п.

В следственной практике чаще приходится иметь дело со следами обутых ног. Общими признаками подошвы являются:

конструкция подошвы (сплошная без каблука, с отдельным каблуком, с отдельным каблуком и отдельной подметкой);

размер подошвы и ее частей (длина всей подошвы, подметки, каблука, ширина подметочной части в самом широком месте; ширина промежуточной части, каблука);

форма подошвы и отдельных частей (носка, внутреннего и внешнего срезов подошвы, заднего среза подметки, переднего и заднего срезов каблука);

общая характеристика поверхности подошвы,и ее частей (плоская, выпуклая, гладкая, с рельефным рисунком, вид, форма, размеры рисунка);

способ крепления подошвы и ее частей (винтовой, деревянно-шпилечный, гвоздяной, прошивной, клеевой);

количество рядов шпилек, гвоздей, винтов;

наличие на подошве подковок, шипов противоскольжения, фабричных клейм и обозначений.

В процессе носки и ремонта обуви возникают: поверхности (при исследовании определяются их граница, форма, размеры, расположение); отверстия, трещины, косячки (их форма, размеры, местоположение).

По единичным следам ног (обуви) наряду с идентификацией объекта, их оставившего, возможно и решение иных вопросов диагностического характера. По форме следа, по степени отражения пяточной (каблучной), носочной и промежуточной частей удается установить, стоял человек или передвигался, если передвигался, то с какой относительной скоростью (шел нормально, быстро, бежал).

По следу ноги возможно приближенное определение роста человека и размера обуви, которую он носит.

Антропометрическими исследованиями (данные РФ) установлено, что размер стопы равняется 15,8% роста мужчин и 15,5% роста женщин. Поэтому если на месте происшествия обнаружен след босой ноги, то величину длины следа достаточно умножить на 100 и разделить на 15,8 или на 15,5. Если обнаружен след обуви, то из длины следа необходимо сначала вычислить 1—1,5 см. С учетом этих величин различают обувь с обычной и с удлиненной подошвой, проводя расчеты для обоих вариантов.

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией:

а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы).

Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование.

Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д.

Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.
Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление.

Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи.
Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.
Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса.

Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком.
Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства.

При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора.

Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.).

Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах:

а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения;

в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет;

г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения;

Для выявления и анализа следов автомобиль осматривают в определенной последовательности: сначала переднюю поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т. д.), затем — левую боковую (дверцы, кузов, стекла, покрышки), заднюю (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т. д.), правую боковую поверхность, после чего — крышу и, наконец, нижнюю часть, обращенную к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности, которые участвовали в образовании контактных следов; так, при наезде на пешехода это будут чаще всего: облицовка радиатора, крылья, фары; при переезде человека — выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробки скоростей, карданный вал и т. п.
При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть: а) встречные; б) попутные; в) угловые (движение под углом друг к другу).
Разновидностью первых двух является скользящее столкновение боковыми сторонами. При этом транспортные средства практически не меняют направления (если разница их масс незначительна). Разновидностью углового является перекрестное столкновение, т. е. под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

В зависимости от вида столкновения и располагаются следы. Изучая их, в первую очередь дифференцируют следы первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Он характеризуется множеством вмятин, смещением металла в определенном направлении. Участки первичного контакта определяют по месту нахождения наибольшей деформации металла.
Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов — участков, взаимодействовавших друг с другом. Выделение таких пар производится на основе изучения их формы, размеров и высоты от дорожного покрытия.

Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направленность. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму, широким концом направленную в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резина, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможения) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, сделавшей разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографируют следы как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов.

Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки. Это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.

Слепки получают с помощью полимерных соединений и иных пластических масс. Отпечатки делают с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства. Для этих целей используют кусочки липкой пленки (например, дактилоскопической).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.