Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика. 1 страница




Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - этосамодеятельность

Билет № 30

Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. При макроэкономическом подходе к анализу основным предметом изучения является совместная деятельность всех экономических субъектов и обобщающие результаты этой деятельности.

Основная особенность данного подхода заключается в том, что функционирование национальной экономики характеризуется с позиций, отметающих детализацию, связанную с характеристикой специфики различных секторов экономики, поведения отдельных фирм и до-мохозяйств. В данном разделе экономики рассматриваются главным образом глобальные проблемы функционирования и развития национальной экономики.

К ключевым проблемам макроэкономики относятся:

  • формирование объема и структуры общественного продукта;
  • факторы и механизм экономического роста;
  • причины циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
  • взаимодействие денежного и реального секторов экономики;
  • природа и социально-экономические последствия инфляция;
  • факторы, регулирующие занятость в масштабах национальной экономики и определяющие уровень безработицы;
  • воздействие государственной политики на результаты функционирования национальной экономики и тенденции их изменения;
  • влияние на состояние и развитие национальной экономики международных экономических связей.

19. Раскройте понятия интериоризации и экстериоризации.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ и ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - понятия, указывающие на переход, движение действия. Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание это понятие обрело в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов.

Задавшись вопросом, каким путем действие с внешним предметом обращается в думание об этом предмете, Л. С. Выготский открывает центральное звено процесса И. - замещение вещей их знаками и символами. Согласно его культурно-исторической теории, наша душевная жизнь рождается из внешне-социальной формы общения между людьми, а общая структура мышления и внутреннего диалога в целом повторяет структуру обычной предметно-чувственной деятельности с вещами и людьми. Благодаря "культурному знаку" предчеловеческие формы поведения ребенка переключаются на специфически социальные, мысль индивидуума совершается в слове, внешнее действие субъекта с объектом овнутривается до умственной операции со знаком как заместителем объекта. К "культурному знаку" Л. С. Выготский относил языковые формулы, алгебраическую символику, произведения искусства, карты и т. п.

И. сопряжена со своей противоположностью - с экстериоризацией (франц. exteriorisation - проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), т. е. с процессом перехода внутренних умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные действия. "Чтобы построить у ребенка новое умственное действие, например, то же действие сложения, его надо предварительно дать ребенку как действие внешнее, т. е. экстериоризовать его. В этой экстериоризованной форме, в форме развернутого внешнего действия, оно первоначально и формируется. Лишь затем, в результате процесса постепенного его преобразования - обобщения, специфического сокращения его звеньев и изменения уровня, на котором оно выполняется, происходит его интериоризация, т. е. превращение его во внутреннее действие, теперь уже полностью протекающее в уме ребенка", - писал акад. А. Н. Леонтьев (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972, с. 386).

Более детально процесс И. описывается созданной П. Я. Гальпериным теорией поэтапного формирования умственных действий. Развитие психических функций всегда начинается с формирования соответствующих внешних действий, и если впоследствии окажется, что какая-нибудь функция не сформировалась достаточным образом или сформировалась неправильно, то выправление ее должно начинаться с возвращения к ее исходной внешней форме и далее методично проходить все надлежащие этапы. Пока индивид не выработает специфическую и адекватную сути предмета операцию, он, по мнению П. Я. Гальперина, не способен думать о соответствующем предмете, производить его умственные преобразования (см. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976). Американский психолог Дж. Брунер обосновал утверждение, что способность личности генерировать в себе психические образы мира вещей есть процесс повышения мастерства в добывании и использовании новых схем действия.

Первоначально концепция И. основывалась на материалах исследования становления логического мышления у Детей. К настоящему времени полученные выводы экстраполированы на всю психосферу человека любого возраста. Чувственные образы также были описаны как продукты И. особых перцептивных действий. Впервые понятие перцептивного действия было введено А. В. Запорожцем, а затем оно было развито в исследованиях В. П. Зинченко, Д. Гйбсона, Р. Л. Грегори, И. Б. Ительсона и др. Теория И. натолкнула ряд философов на вывод, что носителем информации от объекта к субъекту служит адаптированная к объекту схема действия, операция (Э. В. Ильенков, С. Тулмин, В. П. Бранский, Д. В. Пивоваров и др.). Объект и образ объекта тем более определенны, чем лучше мы научаемся действовать с объектом, изобретая новые операции, новую технологию.

20. Каково содержание генетического, структурного и динамического аспектов деятельности.

 

Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность... определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности»

21.. Потребности и мотивация: виды потребностей, их иерархия, способы удовлетворения.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

§ Физиологические потребности;

§ Потребность в безопасности и защищенности;

§ Социальные потребности;

§ Потребность в уважении

§ Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

Виды:Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей

людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных

видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) и было

удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

- в пище;

- в одежде;

- в жилье;

- в безопасности;

- в лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они

являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-

шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус-
-4-

ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Нужды людей характеризуются цикличностью. Проще говоря, удовлетворившись чем-то однажды, человеку спустя некоторое время опять может захотеться этого (сила этого желания зависит от разновидности самой потребности). Удовлетворение потребностей человека обуславливается важностью нужды, которая проявляется в виде определённого уровня интенсивности внутренних чувств дискомфорта.

 

К примеру, если речь идёт о базовых потребностях, то естественно, чем дольше человек не употребляет пищу, воду, вдыхает воздух, тем сильнее будет чувствоваться дискомфортность (вплоть до очень неприятных ощущений). Это справедливо по отношению к личной безопасности и потребности в размножении. Удовлетворение потребностей человека, которые имеют более высший психический уровень, характеризуется иными процессами.

 

Это желание любить и быть любимым, социально одобряемым, уважаемым, властным, свободным и так далее. Этим нуждам свойственен принцип — чем больше ими наслаждаешься, тем труднее от них будет отказаться. Хотя воздержание от них некоторое время может снизить потребность в них. Они не так важны для выживания биологического организма, а скорее данные потребности нужды для получения большего удовольствия и «кайфа» от жизни.

 

Удовлетворение потребностей человека сводится к двум результатам. Во-первых, в процессе удовлетворения базовых нужд биологический организм получает жизненно важные элементы для нормального своего существования в этом мире. А во-вторых, душа или личность (психическая её составляющая) при этом в награду получает чувственное наслаждение, к которому имеется постоянное естественное стремление. Удовлетворение потребностей высшего порядка даёт особый «кайф».

 

22.. Основные виды познавательных процессов: специфические и неспецифические процессы познания

Выделим две группы психических процессов, различив их по следующему основанию. Это - специфическое (или неспецифическое) отношение процессов к собственно познавательной сфере. Так, с одной стороны, к специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы - память, внимание и воображение. Их называют также "сквозными"1 - в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание - извлекать актуальный (настоящий), воображение - прогнозировать будущий, а вместе - содержать его в сознании.

23. Ощущения и их виды. Понятие модальностей ощущения.

МОДАЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ — термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе, во втором — адекватность раздражения определенному анализатору. От выделения семи модальностей (Г. Гельмгольц, И.П. Павлов) в современном варианте перешли к пяти основным сенсорно-перцептивным системам: зрительной, слуховой, кожно-мышечной, обонятельно-вкусовой, вестибулярной. Кроме того, выделяются интермодальные ощущения (напр., вибрация), неспецифические ощущения и синестезии (ощущения какой-либо модальности — напр., зрительные — при действии раздражителей др. модальности — напр., слуховой).

Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.
Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.

24. Восприятия, их отличия от ощущений и процесса мышления. Свойства восприятий.

Восприятием называется отражение о сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Свойства восприятий: 1. Предметность. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету.2. Константность. Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия.3. Целостность. Это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. 4. Категориальность. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

25. Сверхчувственное (экстрасенсорное) восприятие и его объяснение в современной психологии.

Экстрасенсорное восприятие (экстрасенсо́рика, ЭСВ) (от лат. extra — «сверх», «вне»; sensus — «чувство») — термин, использующийся для многих якобы существующих паранормальных форм восприятия или способностей человека. Существование подобных форм восприятия и способностей не имеет под собой научных доказательств. К проявлениям экстрасенсорного восприятия в науках причисляются телепатия, ясновидение, однако зачастую к таким проявлениям относят и способы некоего нематериального нефизического воздействия на предметы, организмы или физические явления — телекинез или психокинез, экстрасенсорное целительство и т. п. ЭСВ исследуется в медицине, биологии, физике, всевозможных прикладных науках, в названиях которых встречаются слова "космо", "био", "гео" и т. п. В клинических исследованиях отмечается, что предрасположенность к ЭСВ появляется у отдельных больных с поражением нижневисочных отделов коры мозга

26.память: понятие, основные характеристики, роль в познании.

Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. В памяти можно выделить четыре основных процесса. Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.
Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание, — является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения.

27. Виды памяти, их характеристика.

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическую, по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную, по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее. Эмоциональная память – память на чувства. Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Произвольная память требует волевых усилий человека и цели запоминания и осуществляется с помощью специальных приемов. Кратковременной (или рабочей) является память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и последующего немедленного (в первые же секунды после восприятия) воспроизведения. Долговременная память - это память на образы, предполагающая длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное применение в будущем. Долговременная память составляет основу прочных знаний.

28. Процессы памяти, способы активизации продуктивности памяти

Выделяют следующие процессы памяти: 1) запоминание - процесс памяти, в результате которого новое закрепляется путем его связывания с ранее приобретенным; запоминание всегда имеет избирательный характер - в памяти человека сохраняется не все, что воздействовало на его органы чувств, а только то, что имело значение для него или вызвало у него интерес и наибольшие эмоции; 2) сохранение - процесс переработки и удержания информации;3) воспроизведение - процесс извлечения из памяти ранее сохраненного материала;4) забывание - процесс избавления от давно полученной и редко используемой информации.

29. Понятие мышления, его основные характиристики, связь с речью.

 

Мышление—высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий. Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление-- в каких бы формах оно ни осуществлялось -- невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.

30. Основные формы и стадии становления мышления на основе критерия генезиса его развития: от практического к логическому

-----------------------------------------------------

.31. Виды мышления, их характеристика, мыслительные операции.

 

мышление − это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Можно выделить основные виды мышления.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

32. Структура мыслительного процесса в решении проблемы.

При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность – признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное. Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе – суждению по данному вопросу. Выделяют четыре стадии решения проблемы: * подготовка; * созревание решения; * вдохновение; * проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему). 2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие недостающие или избыточные данные, и т.д.). 3. Поиск решения 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2). Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

33. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. Приемы активизации мышления.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления:
1.Широта мышления — это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.2.Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.3. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.4. Быстрота ума — способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.5.Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.6. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы — малой ее подвижностью.7. Критичность ума — умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.Методы активизации творческого мышления направлены на устранение так называемой психологической инерции мышления, препятствующей более всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса. Наиболее известные методы психологической активизации:Мозговой штурм, Обратная мозговая атака, Корабельный совет, Аналогии (cинектика), Оператор РВС, Метод маленьких человечков.

34.. Внимание как психический процесс и его трактовка в современной психологии

Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных. Функции внимания:отбор информации, обеспечение удержания активности на объекте, регуляция и контроль. Свойства внимания: концентрация, устойчивость, объем, переключение,сосредоточение. Виды внимания: непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя; произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности; послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности. Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное. Внимание зависит от:характера объектов, интереса предмета и сознания его значимости, привычки переключать внимание в определенных условиях.

35. Раскройте сущность познания как уникальной деятельности человека.

 

Существуют два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание — процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; рациональное познание — процесс формирования и развития абстрактных мыслей. К формам чувственного познания относят три основных типа наглядных образов: ощущения, восприятия, представления. Ощущение — отражение отдельного свойства объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Восприятие — целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления. Основными формами логического мышления являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки. Суждение — это мысль, в которой о каком-либо предмете что-то утверждается или отрицается. Суждения могут быть простые и сложные. Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством которого из одних суждений выводятся другие суждения.

 

36. Формирование и развитие личности. Соотношение биологических и социальных факторов.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится всегда. На развитие личности влияют природные данные человека, которые есть врожденными, и социальная среда, в которой она развивается. Личность формируется на основе биологических данных человека и процесса обучения, получения жизненного опыта и осознания себя. На формирование личности влияют: 1. Внутренние факторы – темперамент человека, который он получает генетически. 2. Внешние - воспитание, окружающая среда, социальный уровень человека, время, век, в котором он живет. Самое первое, что влияет на формирование личности – это генетический материал, который человек получает от родителей. Влияет так же культура, социальный опыт предыдущих поколений. Социализация человека тоже играет большую роль. Личность формируется последовательно и поэтапно. 1.Воспитание, которое человека получает в детстве, влияет на восприятие им мира. Нельзя не дооценивать и влияние на личность общества, частью которой она является. 2. Социализация – это вхождение в общество. Стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья. Дальше - детские сады, школы, вузы. Через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.