Принцип сознательности и активности.Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии».Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает».Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода».Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности»Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее искоренить. Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;3) медлительность и прекращение уже начатых работ».Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения».Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом. Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: «Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства». Принципы процесса обучения.Проблема принципов обучения всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности,иерархии. Именно это является причиной того,что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика»количество принципов, их формулировки значительно разнятся, а содержание чрезмерно психологизировано,логизировано и идеологизировано.Видимо, о чем писал в свое время выдающийся деятель современной отечественной педагогики М.Н. Скаткин,это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения,другие — из философии,теории познания,третьи считали,что основой принципов должны служить закономерности психики детей.Это привело различных авторов к умозрительности в постулировании принципов обучения, к изолированному их рассмотрению,к отождествлению с самыми общими закономерностями,которыми учитель должен руководствоваться в ходе своей практической педагогической деятельности.Тем самым принцип обучения по сути лишается признаков общей нормы педагогической деятельности,стирается граница между принципами обучения и частными методическими указаниями.Принципы обучения в этом случае перестают быть универсальными для всех учебных предметов и во всех ситуациях обучения.История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на основании их сформулировать т важнейшие требования,соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников.Становление теоретических основ дидактики,выявление сущностей дидактических критерий закономерности,принципа, правила в упорной борьбе взглядов.Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить,как систему,компонентами которой они являются.Многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени.Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих,общепризнанных следующие принципы:сознательности и активности;наглядности;систематичности и последовательности;прочности;научности;доступности;связи теории с практикой.Эти принципы составляют систему дидактических принципов.Специфика закономерностей обучения заключается во взаимосвязях его целей, задач,содержания,организации,способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами— прежде всего с обученностью учащихся, а также вкладом в их воспитанность,образованность и развитость.Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения(общедидактических принципах) —основных рекомендательных положениях,выступающих в роли научных норм его построения и обеспечивающих эффективность.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление