Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система единственного передаваемого голоса 5 страница




36. Правительство Великобритании — это высший исполнительный орган власти, возглавляющий государственную администрацию и осуществляющий государственное управление.

В этих целях Правительство активно использует право законодательной инициативы. Основная масса законопроектов исходит от Правительства.

Британское Правительство издает два вида актов: подзаконные акты и акты делегированного законодательства.

Правительство формируется после парламентских выборов с решающим участием Парламента, перед которым оно и несет ответственность. В случае вынесения недоверия Правительству оно должно уйти в отставку.

Для послевоенной Британии характерным является образование однопартийного Правительства, что придает ему определенную стабильность. После 1945 г. чаще всего у власти стояли консервативные правительства, последние несколько лет — лейбористы.

Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. По его рекомендации королева назначает остальных членов Правительства, как правило, из партии, победившей на выборах. Таким образом, членами Правительства являются депутаты Парламента.

Структурные параметры Правительства законодательно не регулируются, определяясь во многом правовыми обычаями и традициями. В состав Правительства входят: государственные секретари, возглавляющие важнейшие традиционные министерства; министры без портфеля (наименования должностей которых сохраняют средневековые названия отдельных членов Правительства: лорд — председатель Совета, лорд — хранитель печати, канцлер герцогства Ланкастерского (им поручаются различные функции по усмотрению Премьер-министра)); государственные министры, которые по должности являются заместителями министров, возглавляющих крупные министерства; младшие министры (парламентские секретари, на которых возложено поддержание связей с парламентскими структурами).

Обычно состав Правительства насчитывает около 100 членов.

Возглавляет Правительство Премьер-министр. Его фактическое положение и полномочия сложились на основе обычаев, традиций и конституционных соглашений. Премьер-министр занимает должность Первого лорда Казначейства, контрасигну- ет акты королевы и может предложить ей распустить Палату общин. В британском Правительстве создана узкая коллегия, в состав которой входят наиболее влиятельные лица, возглавляющие важные службы и министерства, — Кабинет. Персональный состав этого органа лично определяет Премьер-министр (как правило, члена). Внутри Кабинета Премьер-министром образуется узкое неформальное объединение членов Кабинета— «внутренний кабинет» из трех-пяти наиболее влиятельных министров. Как правило, важнейшие политические решения принимаются Кабинетом. В соответствии с Актом о государственных документах 1967 г. протоколы заседаний Кабинета могут стать открытыми для ознакомления общественности только по лрошествии 30 лет.Кроме того, с 60-х гг. XX в. в Великобритании сложилось конституционное соглашение, согласно которому лидер партии, проигравшей на парламентских выборах, формирует из числа своих сторонников кабинет министров оппозиции — так называемый «теневой» кабинет министров.Для обеспечения деятельности при Правительстве действуют вспомогательные, консультативные органы и службы.

Кабинет Министров Великобритании

В политической структуре Великобритании Кабинет (Cabinet of the United Kingdom) состоит из правительственных официальных лиц, выбранных Премьер-министром (Prime Minister of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), большинство из них являются министрами правительства, в основном главами департаментов в должности «государственного секретаря». Формально члены Кабинета выбираются исключительно из одной из палат Парламента.

Технически Кабинет является одним из комитетов Тайного совета, поэтому все его члены автоматически назначаются Тайными советниками. Решения правительства и премьер-министра принимаются от имени монарха на специальных заседаниях Тайного совета в присутствии Лорда Председателя и ограниченного числа советников; данные решения называются «указ-в-совете» (Order-in-Council).

По конституционной теории в британской системе правительства Кабинет был формальным органом принятия ключевых решений исполнительной власти.

Современная система Кабинета была установлена Ллойд-Джорджем, когда тот был Премьер-министром в 1916—1922, с Офисом Кабинета и секретариатом, структурой комитетов, встречами (Minutes) и более чёткими отношениями с министрами департаментов.

В настоящее время некоторые критикуют Кабинет, потому что Премьер-министры воспринимаются как действующие в манере «президента». Например, Тони Блэр был обвинён в том, что он не использует Кабинет как орган коллективного принятия решений. То же относится и к Маргарет Тэтчер, которая навязывала Кабинету свою точку зрения.

В состав правительства входили с 1939 представители Лейбористской, Консервативной, и Либеральной партии.

Премьер-министр Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии является главой правительства и выполняет многие из исполнительных функций, номинально принадлежащих Суверену, который является главой государства. Согласно обычаю, Премьер-министр и кабинет (который он возглавляет) отвечают за свои действия перед парламентом, членами которого они являются.

Действующий премьер-министр (с 11 мая 2010 года) — Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии.

Как указывает название должности, Премьер-министр является главным советником монарха. Исторически, первый министр мог занимать любую из высших государственных должностей, например должности Лорда канцлера, Архиепископа Кентерберийского, Лорда распорядителя, Канцлера казначейства, Лорда хранителя печати или государственного секретаря.

Должность

Хотя в последние годы это не мешало Премьер-министрам выполнять свою работу, официальный статус Премьер-министра несколько неоднозначен. У него практически нет законодательно определённой власти над другими членами Кабинета, вся работа по управлению страной теоретически выполняется министрами, полномочия которых более чётко определены актами Парламента. Премьер-министр сам одновременно занимает одну из министерских должностей — Первого лорда казначейства.

В порядке старшинства определённым королевской властью Премьер-министр, если исключить членов королевской семьи, находится ниже только Архиепископа Кентерберийского, Архиепископа Йоркского и Лорда-канцлера.

В региональных правительствах Шотландии, Уэльса, и Северной Ирландии, должность соответствующая премьер-министру называется Первый министр. (См. Первый министр Шотландии, Первый министр Уэльса и Первый министр Северной Ирландии.)

Привилегии

Премьер-министр получает свою зарплату не как премьер-министр, а как первый лорд казначейства. На 2006 год она составляет £127,334, сверх того, что он получает £60,277 как член парламента[3]/ Премьер-министр традиционно живёт на Даунинг-стрит 10 в Лондоне, в доме который Георг II подарил Роберту Уолполу как личный подарок. Уолпол, однако, согласился принять его только как официальную резиденцию Первых лордов, а не как подарок для себя лично, и поселился там в 1735 году. Хотя большинство Первых лордов жили на Даунинг-стрит 10, некоторые жили в своих частных домах. Обычно так поступали аристократы, которые сами владели большими домами в центре Лондона. Некоторые, такие как Гарольд Макмиллан и Джон Мейджор жили в Адмиралтейском доме, пока на Даунинг-стрит 10 вёлся ремонт и реконструкция. В примыкающем доме Даунинг-стрит 11 располагается резиденция второго лорда казначейства. Даунинг-стрит 12 является резиденцией главного «кнута».

Премьер-министр также может использовать загородную резиденцию Чекерс в Бакингемшире.

Премьер-министр, как и другие министры кабинета, по обычаю является членом Тайного Совета.

Основной обязанностью премьер-министра является формирование правительства, то есть создание Кабинета, который сможет удержать поддержку Палаты общин после назначения Монархом. Он координирует политику и действия кабинета и различных правительственных департаментов, представляя собой «лицо» правительства её Величества. Монарх исполняет многие из королевских прерогатив по совету премьер-министра.

Главнокомандующим британских вооружённых сил является Монарх. Однако на практике развёртыванием и расположением вооружённых сил обычно de facto распоряжается премьер-министр. Премьер-министр может дать разрешение на использование британского ядерного оружия. Объявлять войну и заключать мир может только монарх. Причем, не только от имени Британии, но и от имени других государств, признающих над собой власть британской короны, это, например, Канада и Австралия.

Премьер-министр также располагает большой властью в назначениях на должности. В большинстве случаев, сами назначения делаются монархом, но подбор кандидатур и рекомендации делаются премьер-министром. Министры, Тайные советники, Послы и Верховные комиссары, высшие чиновники, старшие офицеры, члены важных комитетов и комиссий подбираются и, в некоторых случаях, могут быть смещены премьер-министром. Кроме того по совету премьер-министра Монарх жалует пэрство и рыцарство. Формально, он также даёт совет Монарху о назначении архиепископов и епископов англиканской церкви, но здесь он ограничен существованием Королевской комиссии по назначениям. Назначение высших судей, хотя формально и происходит по совету премьер-министра, сейчас решается на основании работы независимых органов. Из британских наград премьер-министр не контролирует Орден Подвязки, Орден Чертополоха, Орден Заслуг и Орден Виктории, которые являются личными подарками Монарха. Распределение власти над назначениями между Монархом и премьер-министром неизвестно, оно, вероятно, зависит от личных отношений между Монархом и текущим премьер-министром.

37. Палата Лордов относится к верхней палате Великобритании. Палата Лордов являлась одним из старейших элементов в судебной системе Англии. Она возникла в XIV веке и с тех пор почти всегда существовала. Данная палата являлась не избирательной, состояло из двух архиепископов, 26 епископов Англиканской церкви («духовные лорды») и 706 членов пэрства («светские члены палаты лордов»)1.

Вплоть до 2009 года Палата Лордов обладала законодательной и судебной власть и являлась высшей апелляционной инстанцией в Соединённом Королевстве, за исключением дел в юрисдикции судей Тайного совета и Высшего уголовного суда Шотландии, но после акта “ Constitutional Reform Act ” от 2005 года все судебные функции лордов были переданы в новый элемент судебной системы Англии – Верховный суд Великобритании2.

Верховный суд Великобритании.

Этот элемент судебной системы Англии является самым молодым среди всех остальных. Своё функционирование Верховный суд Великобритании начал первого октября 2009 года. Начало создания данного элемента судебной системы Англии послужил акт, написанный Тони Блэром в 2005 году. Акт о конституционной реформе предусматривал создание Верховного суда, которому передали судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.3

Верховный суд состоит из 12 независимых от правительства и парламента судей. В полномочия данного органа судебной власти входит рассмотрение вопросов по гражданским делам на территории всей Великобритании, а также рассмотрение вопроса по уголовным делам Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Помимо этого, Верховному суду Великобритании отошли функции Судебного комитета Тайного совета в области рассмотрения дел по вопросам деволюции - соответствия местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии праву Соединенного Королевства.

Верховный суд Великобритании располагается в здании Middlesex Guildhall напротив парламента. В первый состав Верховного суда вошли все члены апелляционного комитета Палаты Лордов, которые там работали на момент создания Верховного суда Великобритании, а возглавил данный орган бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.

Судебный комитет Тайного Совета

Тайный Совет – орган советников британской королевы. Раньше Тайный Совет имел значительную силу, но сейчас утратил её и носит более церемониальный характер. Большинство полномочий в Тайном Совете имеют комитеты, главным из которых является – Кабинет.

Судебный комитет Тайного Совета является высшей апелляционной инстанцией в Великобритании и рассматривает вопросы морского и религиозного права, а также высшей апелляционной инстанцией некоторых стран Британского Содружества. До создания в 2009 году Верховного суда, Судебный комитет рассматривал соответствие местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии конституционному праву Соединённого Королевства. Поскольку судебный комитет входит в Тайный совет короны, его решения выражаются в форме "почтительного совета" Её Величеству. Основную работу в Судебном комитете исполняют лорды-законники Палаты лордов, которых специально принимают в Тайный совет; в заседаниях могут участвовать также тайный советники, служившие судьями в составе гражданских апелляционных судов Англии, Шотландии и Северной Ирландии (Судебный комитет не рассматривает уголовные дела).

Судебный комитет Тайного Совета рассматривает вопросы по данным делам:

Апелляции против управляющих состоянием Английских церквей

Апелляции от церковных судов

Апелляции от судов Адмиралтейства Портов Пятёрки

Апелляции от судов Призы

Апелляции от Дисциплинарного Комитета Королевского Колледжа Ветеринарных хирургов

38. Конституцией Франции обычно считает­ся основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Дек­ларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Вели­кой французской революции (в ней говорится о некоторых аспектах пра­вового статуса личности, в связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности социально-экономических ре­форм и о некоторых социально-экономических правах личности); кон­ституции 1958 г., в которой есть ссылки на указанные выше два доку­мента и которая прежде всего регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (те­перь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагаю­щие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и про­страннее конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содер­жится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я консти­туция со времени Декларации 1789 г.

Конституция была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса.

Конституция 1958 г. в отличие, на­пример, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положе­ний о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности.

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип национального суверенитета, который осуществляется народом через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано реформой конституции в 1995 г.)

По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламен­тарная республика, по форме территориально-политического устройст­ва — сложное унитарное государство (Корсика — политическая автоно­мия, Новая Каледония — ассоциированное государство). Во Франции существует демократический государственный режим.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изме­нение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым большинством голосов в идентич­ной редакции, а затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов.

Территориальное устройство первой Французской Республики

Французская Республика была унитарным государством.

Впервые унитаризм Французской Республики был провозглашён Декретом Национального Конвента «О единстве и неделимости Французской Республики от 25 сентября 1792 года»:

«Национальный конвент объявляет, что Французская Республика едина и неделима»

Конституция Французской Республики 1793 года подтверждала унитаризм:

«Французская республика едина и неделима»

Это же подтверждала и Конституция Французской Республики 1795 года:

«Французская Республика едина и нераздельна»

То же подтверждалось Конституция Французской Республики 1799 года:

«Республика едина и неделима»

Конституция Французской Республики 1793 годa была принята Национальным Конвентом. Сувереном по этой конституции являлся народ (фр. peuple) который есть совокупность французских граждан (фр. universalité des citoyens français) непосредственно — собираясь по первичным собраниям Французской Республики (фр. assemblées primaires) по кантонам, и через избирательные собрания (фр. аssemblées électorales) по дистриктам и департаментам, законодательным органом являлся Законодательный Корпус Французской Республики (фр. corps législatif), исполнительным органом Исполнительный Совет Французской Республики (фр. conseil exécutif), административным органом — Главное управление Французской Республики. Территория Французской Республики по этой конституции делилась на департаменты, дистрикты и коммуны. Административными органами департаментов являлись — Центральные управления Французской Республики (фр. administration centrale), дистриктов — Промежуточные управления Французской Республики (фр. administration intermédiaire), коммуны — Местные управления Французской Республики (фр. administration municipale).

Вторая конституция Французской Республики была принята Национальным Конвентом в 1795 году. Сувереном по этой конституции являлась совокупность французских граждан (фр. universalité des citoyens français) непосредственно собираясь по первичным собраниям Французской Республики (фр. assemblées primaires) по кантонам, и через избирательные собрания (фр. аssemblées électorales) по департаментам, законодательным органом являлся Законодательный Корпус Французской Республики (фр. corps législatif), исполнительным органом Исполнительная Директория Французской Республики (фр. directoire exécutif). Территория Французской Республики по этой конституции делилась на департаменты, кантоны и коммуны. Административными органами департаментов являлись — Центральные управления Французской Республики (фр. administration centrale), коммун — Местные управления Французской Республики (фр. administration municipale).

39. Президент Франции, официально президент Французской Республики (фр. Président de la République Française; часто сокращается как президент республики, чтоб не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) — избираемый французами глава государства.

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

С 1965 года выборы президента республики являются прямыми и всенародными (закон изменён в 1962).

До 2002 года (закон изменён в 2000 г.) срок президентских полномочий составлял 7 лет (фр. septennat), затем — 5 лет (фр. quinquennat).

В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд».

В настоящее время президентом республики избран Франсуа Олланд, который вступил в должность на пятилетний срок 15 мая 2012 года, став 24-м президентом Французской республики. Полный список президентов Франции.

Резиденция президента — Елисейский дворец в Париже. Также статус официальных резиденций имеют замок в Рамбуйе, парижский особняк «Отель Мариньи» и форт Брегансон в департаменте Вар.

Президенты Франции де-юре являются со-князьями Андорры и гроссмейстерами ордена Почётного легиона.

Нынешние конституционные атрибуты

Конституционные атрибуты президента Франции определены в главе II французской конституции.

Статья 5

Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8

Президент республики назначает премьер-министра Франции; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства. По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9

Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10

Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11

Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок — 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13

Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14

Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15

Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16

Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17

Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18

Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу.

Церемония инаугурации

Инаугурация проходит по тщательно выверенному ритуалу: покидающий пост президента встречает преемника на ступенях резиденции главы государства. Затем они на полчаса уединяются в кабинете президента, где новому французскому лидеру передаются основные досье, а также коды от ядерного оружия. После этого новый президент провожает ставшего обычным гражданином предшественника, который покинет Елисейский дворец.

После этого в Зале торжеств начинается церемония инаугурации нового президента. Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов и официально объявляет нового президента республики.

Новый президент принимает цепь Великого магистра Ордена Почётного легиона и произносит первую речь в качестве главы государства. Затем он производит смотр республиканской гвардии и слушает «Марсельезу». Пушки, установленные в комплексе Дома Инвалидов, отмечают инаугурацию 21 торжественным залпом.

В открытой автомашине с конным эскортом новоизбранный президент проезжает по Елисейским полям к Триумфальной арке, где зажигает вечный огонь и возлагает венок к могиле Неизвестного солдата. В последнее время также закрепилась традиция возложения венков к памятникам Жоржу Клемансо и генералу Де Голлю.

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес, где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления, которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных сил в нижней палате парламента.

Правительство Франции, как уже отмечалось, - коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров под председательством президента и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало учреждение института несовместимости должности члена правительства с обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью профессионального представительства общенационального характера, а также со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью. Конституцией и органическим законодательством не запрещается совмещать членство в правительстве с обладанием мандата коммунального советника, с должностью мэра, члена и даже председателя генерального и регионального совета. Несовмещение министерской должности и парламентского мандата привело к усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому контролю главы государства, особенно когда президент и большинство мест в Национальном собрании принадлежа к одной партийной группировке.Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны, однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента. Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет деятельность премьер-министра в области управления. Он “обеспечивает выполнение законов”. Он осуществляет регламентарную власть и издает декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.