Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее представление о психологии




Ответы по психологии

Проблема демаркации научного знания в эмпириокритицизме и логическом позитивизме.

Культура как объект философского исследования. Основные культурные оппозиции. Понятие контркультуры.

Нравственность и понятие автономности личности.

Религия в системе культуры.

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики.Психология изучает психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, волю, воображение, чувства и такие свойства личности, как темперамент, характер, способности, потребности, интересы; изучает психологическая наука также особенности деятельности человека (навыки, привычки, трудовую и творческую деятельность и т. д.).Слово «психология» происходит от двух греческих слов; «психе» - душа, или психика, и «логос» — наука, учение. Другими словами, психология изучает личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальных особенностей, а также общих, присущих всем людям, психических качеств.
Психическая жизнь человека сложна и многогранна: она зависит не только от влияний внешней среды, но и подчиняется сложным нервно-физиологическим закономерностям высшей нервной деятельности, работы мозга.
Психические процессы и свойства личности тесно связаны между собой, всегда проявляются в различных взаимосвязях и взаимозависимостях. Никогда не бывает так, чтобы в данный момент протекал только один психический процесс или проявлялось только одно свойство личности. Так, процесс восприятия очень тесно связан и с процессом ощущения, и с процессом воображения, и мышлением, и памятью. Если мы, например, воспринимаем (рассматриваем) неразборчивый почерк, разобраться в нем окончательно помогает нам и воображение, и мышление, и память.
Одной из важнейших задач психологии является изучение и объяснение всех психических явлений, т. е. раскрытие объективных закономерностей, которые лежат в основе их возникновения, развития и формирования.
На протяжении всей истории развития психологии происходила и происходит острая и непримиримая борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и объяснением психических явлений.

2 Психологические знания в жизни людей

Наша многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.Что же в современной психологии понимается под “психологической культурой”, каковы ее параметры и уровни? Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений…Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность. О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджере и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:

1. психологическая грамотность,

2. психологическая компетентность,

3. ценностно-смысловой компонент,

4. рефлексия,

5. культуротворчество.

 

Психологическая грамотность представляет собой азы психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.

психологическая компетенция: “Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или проблем.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и поведения.

Культуротворчество означает, что уже в детском возрасте человек является творцом культуры. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения.

Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга и это разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

3 Научная и житейская психология



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.