Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимизация прибыли в условиях чистой монополии




1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода. Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и ТС будет максимально большой:

max п = TR -TC

Рис. 5.3. Определение максимального уровня прибыли

На рис. 5.3 видно, что монополист будет получать экономическую прибыль в любой точке отрезка АВ, но максимальная прибыль может быть получена лишь в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает оптимальный объем производства, т.е. объем, максимизирующий прибыль в краткосрочном периоде.

Необходимое условие максимизации прибыли можно записать следующим образом: Совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором предельная прибыль равна нулю.

Мп=0.

Предельная прибыль (Мп) — прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Геометрически предельная прибыль равна наклону функции совокупной прибыли и подсчитывается по формуле:

Мп=(п)'=dп/dQ.

Если Мп>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если же Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. И только при Мп=0 значение совокупной прибыли максимально.

Из необходимого условия максимизации (Мп=0) вытекает второй метод.

2. Метод предельных издержек — предельного дохода.

Мп=(п)'=dп/dQ,

(п)'=dTR/dQ-dTC/dQ.

А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:

МС=МR.

Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR в точке Q* достигается равновесие, как это представлено на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Условие экономического равновесия

Равенство MC=MR является условием максимизации, а не условием минимизации прибыли лишь в том случае, когда выполняется условие второго порядка:

п''(Q)=TR''(Q)-TC''(Q)<0

или поскольку MR(Q)=TR'(Q), а MC(Q)=TC'(Q),

то MR'(Q)-MC'(Q)<0.

Графически это означает, что кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек сверху вниз (рис. 5.4). В противном случае равенство MR=MC будет минимизировать прибыль (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Условие минимизации прибыли

16.Потери от несовершенной конкуренции («мертвый убыток»). Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересечения кривой МС и кривой спроса D), т.е. цена Р1 соответствовала бы условиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р1Р0Е1.

Рис. 26. Потери от несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечением МС и MR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q1, < Q2. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0. Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5–2% валового национального продукта США.

17.Естественная монополия. Ценообразование в условиях естественной монополии (графический анализ). В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условности. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (в отличие от него, совершенный конкурент – это «ценополучатель»).

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство МС = MR = Р = АС. При несовершенной конкуренции (МС = MR) < АС < Р

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (ЕDР > 1). предельный доход положителен. Объем производства при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2 (рис. 25). При совершенной конкуренции именно в точке Е2 происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки Е2, то не было бы и монопольной прибыли.

Рис. 25. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

Установление фирмой цены на уровне точки Е2 было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке МС = АС = Р. Но при этом МС > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое положение, когда расширение производства во имя «общественных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1, до Q2 средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы снизить цену. Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это видно и из графика: Q1, < Q2.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке. Но насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможностей притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера (по имени Аббы Лернера, английского экономиста, предложившего этот показатель в 30-е годы XX в.):

L = (P – MC) / P

Чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когда Р = МС, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

18.Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта (графический анализ). В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта, посредством которой монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.
19.Ценовая дискриминация на рынке несовершенной конкуренции. Типы ценовой дискриминации (графический анализ). Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.

Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:

1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;

2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;

3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.

Ценовая дискриминация имеет три формы:

1) по доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой;

2) по объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле;

3) по качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки,авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.

4) по времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Первый тип относится к условиям покупки товара или оплаты услуги отдельным потребителем в зависимости от количества одновременно приобретаемого товара. Например, покупатель может приобрести пачку сигарет за 1,5 руб. или блок сигарет (10 пачек) за 12 руб. Или абонент междугородной сети может разговаривать по телефону первые 2 мин за 3 руб. и вторые 2 мин за 1 руб. При двухминутном разговоре абонент платит 1,5 руб. за минуту, а при четырехминутном – 1 руб. за минуту. В последнем случае ценовая дискриминация объема услуги по отношению к отдельному потребителю выступает в чистом виде. Абонент пользуется междугородной связью вторые две минуты по низкому тарифу только после того, как он говорил первые две минуты по высокому тарифу.

Устанавливая различные цены в зависимости от условий покупки, фирма фактически сегментирует единый рынок товара по вариантам покупки. Например, при различных ценах сигарет при продаже по пачке и блоками образуются два рынка со своими ценами за пачку сигарет. При установлении различных тарифов пользования телефоном в зависимости от длительности разговора образуются различные рынки предоставления услуг одной и той же сети со своим тарифом за минуту и объемом спроса.

Это и есть ценовая дискриминация второго типа, когда фирма устанавливает разные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться территориально, по группам потребителей, по времени совершения покупки и т.п. Или, как в случае с сигаретами, по варианту покупки.
26.Спрос и предложение на рынке труда. Индивидуальное предложение труда. Предложение труда – это активный спрос работников на рабочие места, оно представляет собой то количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы.

Предложение труда в целом по стране зависит от:

• общей численности населения;

• доли трудоспособного населения в общей численности;

• продолжительности годового рабочего времени;

• качества, квалификации труда;

• уровня заработной платы.

Рассматривая зависимость предложения труда от изменения ставок заработной платы, необходимо обратить внимание на то, что кривая предложения индивидом своего труда, описывающая эту зависимость, имеет несколько необычную форму (рис. 8.1).

Кривая индивидуального предложения труда показывает, что при увеличении ставки заработной платы предложение труда может либо увеличиваться, либо сокращаться. В форме этой кривой отражается одновременное действие двух эффектов – «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

Суть этих эффектов состоит в том, что увеличение предложения труда ведет к росту благосостояния, сокращая в то же время свободное время человека. Экономические блага «замещают» свободное время. Однако существует и «эффект дохода»: при повышении заработной платы работник может позволять себе иметь больше свободного времени, сохраняя достигнутый уровень дохода. До точки С «эффект замещения» преобладает над «эффектом дохода», после точки С – наоборот.

Если, например, почасовая заработная плата – 12 ден. ед. и рабочий трудился 40 часов в неделю, то его заработок составил 480 ден. ед. Предположим, что заработная плата возросла до 15 ден. ед., тогда, чтобы получать такую же заработную плату, рабочий может трудиться 32 часа. Если же он сократит предложение труда до 36 часов в неделю, то он может увеличить и заработную плату и свое свободное время.

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода) является более сильным при данном уровне заработной платы, не имеет точного ответа, так как зависит от индивидуальных особенностей человека.

Кривая рыночного отраслевого предложения труда имеет обычную, традиционную форму.

Купля-продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равенством условий купли-продажи рабочей силы: одинаковыми квалификацией, качеством труда, наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровне заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействовать на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца.

Объединив кривые спроса и предложения труда, можно проанализировать рынок труда. Равновесие на рынке труда достигается при соответствии спроса и предложения труда.

Конкурентный рынок труда представлен на рис. 8.2.

Рис. 8.2. Конкурентный рынок труда

S – кривая предложения труда; D – спроса на труд; we – равновесная ставка заработной платы; Qe – число нанимаемых рабочих

На рынке при уровне заработной платы, равном we, достигается равновесие: спрос на труд полностью удовлетворен и все, кто готов работать при заработной плате, равной we, могут иметь работу. При повышении заработной платы (w1) предложение труда (Q2)превышает количество рабочих мест, которые могут предложить предприниматели (Q1), – возникает безработица. Рынок – трудоизбыточен. При заработной плате ниже равновесного уровня (w2) желающих работать при такой заработной плате оказывается меньше, чем предлагаемое число рабочих мест.

27.Равновесие на рынке услуг труда. Дифференциация ставок заработной платы. Равновесие на рынке труда и равновесная ставка заработной платы (рис. 35). Точка Е определяет положение полной занятости. В случае превышения ставкой заработной платы уровня равновесной (случай w') предложение на рынке труда (0 - LS') превышает спрос (0 - LD'). В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при заработной плате w'. Возникает избыток предложения труда, измеряемый отрезком LD' - LS' на оси абсцисс. В случае снижения заработной платы по сравнению с равновесной (например, до уровня w") спрос на рынке труда (0 - LD") превышает предложение (0 - LS") на величину LS" - LD". В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. Обе эти ситуации (безработица и наличие незанятых рабочих мест) в условиях рынка совершенной конкуренции не могут быть устойчивыми, они подвергаются коррекции со стороны рыночных механизмов в направлении восстановления положения полной занятости.

Рис. 35. Равновесие на рынке труда

Дифференциация ставок заработной платы. Для рынка труда характерно наличие неконкурирующих друг с другом групп работников, отличающихся уровнем квалификации и условиями труда (рис. 36).

Рис. 36. Неконкурирующие группы на рынке труда

Доходы работников наемного труда содержат два компонента: удерживающую заработную плату, или плата за непереход и экономическую ренту – доход от фактора, отличающегося неэластичным предложением. Однако элемент ренты содержится и в тех случаях, когда предложение фактора эластично, за исключением бесконечно эластичного предложения. Будут ли работники получать экономическую ренту и в каком объеме – зависит от эластичности предложения труда (рис. 37). Вся заработная плата представлена прямоугольником 0wEЕLЕ, где фигура 0w'ELE представляет собой удерживающую заработную плату. Каждая точка на кривой предложения труда показывает ту минимальную плату, которую готов получить работник за услуги своего труда. Если уровень ее будет ниже минимально приемлемой цены за данный ресурс, то работник перейдет в другую отрасль или воздержится от предложения услуг труда вообще. В условиях равновесия на рынке труда каждый работник получает заработную плату в размере равновесной ставки wЕ, превышающую минимально приемлемую для него цену услуг труда. Исключение составляет лишь предельный работник (LЕ), для которого удерживающая заработная плата в точности совпадает с минимально приемлемой для него платой за услуги труда. Величина удерживающей заработной платы определяется альтернативной ценностью (издержками упущенных возможностей) использования труда. Другая часть получаемого работником дохода, т.е. треугольник w'wEE представляет собой экономическую ренту – плату, превышающую издержки альтернативного использования ресурса.

Рис. 37. Удерживающая заработная плата и экономическая рента на рынке труда

32.Особенности рынка земельных ресурсов. Равновесие на рынке земельных ресурсов. Экономическая рента – это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично. Следует особо подчеркнуть, что земля – это фактор, не имеющий альтернативной ценности для общества е целом. Если кривая предложения услуг земли вертикальна, то альтернативные издержки ее использования равны нулю (рис. 45). SN — это кривая предложения услуг земли. DN — кривая спроса на услуги земли, точка Е — это уровень земельной ренты, который уравнивает спрос и предложение услуг земли.

Рис. 45. Равновесие на рынке услуг земли

Цена земли как капитального актива. Если земельный участок рассматривать как капитальное благо, приносящее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин: 1) размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка; 2) ставки ссудного процента. Цена земли – это дисконтированная ценность. Можно воспользоваться формулой для определения сегодняшней ценности будущих доходов:

Поскольку величина t в этой формуле приближается к бесконечности, постольку и коэффициент дисконтирования 1/(1 + r)t становится все меньше и меньше с ростом t. Таким образом, цена земли как дисконтированная ценность (PVN) определяется по формуле:

где R – ежегодный размер земельной ренты, а r – рыночная ставка процента. Например, если ежегодный доход в виде ренты составляет 1000 долл., ставка ссудного процента – 5%, то цена земли составит = 1000/0,05 = 20 000 долл.

Земельная рента означает платность важнейшего фактора производства – земли. Неоклассической школой подчеркивается благоприятный с точки зрения эффективности, характер платности земли как важнейшего ресурса. Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства, например, ставок заработной платы и ставок земельной ренты, дает производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов. Так, если земля дорога, а труд дешев, то экономически рационально замещать землю трудом, вести хозяйство на интенсивной основе. Можно с уверенностью сказать, что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство в странах рыночной экономики не достигло бы такого уровня производительности и, следовательно, предложения продовольственных товаров, какое наблюдается сейчас. Нельзя перейти от командно-административной системы к рыночной, если запретить функционирование рынка земли, ее куплю и продажу, залог и т. п. Законодательное оформление рыночных отношений, связанных с куплей-продажей земли, – необходимое условие успеха глубоких экономических реформ в России.

33.Проблема провалов, или фиаско рынка. Производство общественных благ и проблема «безбилетника».
34.Отрицательные и положительные экстерналии. Проблема интернализации внешних эффектов. Теорема Коуза
.
Случаи, когда рынок неэффективно размешает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии, под которыми подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре (под третьими лицами понимаются экономические субъекты, не участвующие в данной обменной сделке). Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т.е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. А если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции (рис. 49а). При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC): MSU = MSC. В случае отрицательных экстерналий (рис. 49а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вследствие этого объем выпуска Q1, превышает общественно эффективный объем QЕ, а цена Р1, оказывается заниженной по сравнению с РЕ. В случае положительных экстерналии (рис. 49б) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил деревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р1, и озеленители посадят деревья в количестве Q1, вместо общественно эффективного количества QE.

Рис. 49. Внешние эффекты (экстерналии)

Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Этот прием называется интернапизацией (от англ. internal – внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 49а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска сократится до QE.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание на то, что условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции. Однако существует категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления. Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления и неконкурентность в потреблении. Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». Свойство неисключаемости из потребления говорит о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т.е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно. Для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.