Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосознание: структура, психологические характеристики 1 страница




Таким образом,мы можем выделить четыре основных уровня развития психи­ки живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уров­ней имеет свои стадии развития.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной жи­вой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими воз­можность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Буквально это значит следующее: высокоор­ганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение инфор­мации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (немате­риального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являет­ся копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формиро­вания его поведения, что в целом определяет возможность относительно длитель­ного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностя­ми. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития пси­хических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представ­ляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, уда­ляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движе­ния амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свой­ство раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной ак­тивности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у рас­тений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосред­ственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня ре­агируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирова­ние по своему характеру реактивно, т. с. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степе­ни связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организ­мы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий пред­определяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирова­ния, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чув­ствительности у животных может служить объективным биологическим призна­ком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью яв­ляется то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возмож­ность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему яв­ляются биологически значимые факторы среды.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового тина приспособления к внеш­ней среде. Основное отличие данного тина приспособления заключается в появ­лении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведе­ния.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Про­стейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него пове­дение. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезап­ные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотиви­рованное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществле­ния столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практиче­скую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зароди­лись в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенно­сти оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружаю­щей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окру­жающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию чело­век обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является яд­ром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружаю­щем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и форми­рует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие меж­ду «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставле­ния, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким обра­зом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и опериро­вания психическими образами определяет наличие у человека способности к со­знательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его от­рицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака - охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совер­шать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, по­хожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведе­ние животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происхо­дят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической пред­расположенностью.

Для того чтобы определить все функции психики, необходимо пере­числить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, толь­ко в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

 

Рис. 3.1. Основные функции психики

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще пет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материали­стической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь меж­ду биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «ис­кусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллекту­альных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных спо­собностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых орга­низмов, исторического развития человечества и индивидуального развития кон­кретного индивида.

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во-вто­рых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окру­жающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оце­нивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не слу­чайно «Я-конценцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оце­нивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей доста­точно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. От чего зависит адекватность нашего сознания? Если мы постараемся найти ответ на этот вопрос, то будем вынуждены назвать множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа ре­ального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека.

Как было отмечено в предыдущих главах, в упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способ­ность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную инфор­мацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, пред­принимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от живот­ного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма кон­троля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознатель­ного н сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна, и ей посвящена отдельная глава. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.

В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности созна­тельно трудиться. Трудэто специфический, присущий только человеку вид дея­тельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обес­печения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивиду­альный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в опре­деленные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя мо­жет быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходи­мое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотруд­ничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти от­личия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий су­ществования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуни­кации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень разви­тия психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с по­мощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобрета­ет в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключаю­щиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и раз­витие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования со­знания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в дет­ские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.

В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сооб­ществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирова­ние специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере спо­собствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последователь­ность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Се­годня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивитель­но, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что по­добных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих устано­вить закономерности, которые определили возможность появления сознания у че­ловека.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания v человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволю­цией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновре­менно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало до­минирующим источником получения информации об окружающем мире.

Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изоли­рованно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нерв­ной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга челове­ка превышает объем мозга его ближайшего предшественника — человекообраз­ной обезьяны — более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как ко­личество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше (рис. 4.1).

Однако с появлением человека проис­ходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с че­ловекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь про­екционных полей, связанных с элемен­тарными чувствительными и двигатель­ными функциями, и увеличилось про­центное содержание интегративных по­лей, связанных с высшими психическими функциями (рис. 4.2).

Такое резкое разрастание коры голов­ного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд эле­ментарных функций, которые у живот­ных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных про­цессов коре по сравнению с тем, что на­блюдается у животных. Можно предпо­ложить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психи­ки — сознания.

 

Рис. 4.1. Строение головного мозга у акулы (Л), кролика (Б), ящерицы (В), человека (Г)

Сегодня благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определя­ется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при пора­жении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдален­ным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утра­те представлений о временных и пространственных отношениях, а также логиче­ских связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по срав­нению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15 % площади коры головно­го мозга, то v человека они занимают 30 %. Кроме этого, переднслобныс и нижне­теменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры голов­-

ного мозга..у человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, име­ют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений раз­меров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но от­ношению к другим полям площадь двигатель­ного поля, связанного с кистями рук. Следова­тельно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного моз­га. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека. Таким образом, мы можем сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека. Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, ско­рее всего, связано с развитием трудовой дея­тельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалисти­ческой философии. С другой стороны, учиты­вая, что объем мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился, можно говорить о том, что эволю­ция человека как биологического вида способ­ствовала появлению у людей возможности

Рис. 4.2, Кора мозга обезьяны (А) и человека (Б). Заштрихованные участки — проекционные поля. Незаштрихованныс участки — иитегр-тивпые поля. У человека площадь интегративных полей значительно больше.  


Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся

отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. До вто­рой половины 1920-х гг. занимался проблемой восприятия произведений искусства. Выделял в эмоциональной сфере человека, воспринимающего то или иное произведение ис­кусства, два разнонаправленных аффекта, противо­положность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетических реакций. Однако позднее, начиная с работы «Исторический смысл психологического кризиса», Выготский приступил к анализу общих методологических проблем психологии, в результате чего, ориентируясь на ме­тодологию марксизма, разработал учение о развитии пси­хических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуоы.

В дальнейшем Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее в себя положение о «зоне ближайшего развития» ребенка. На практике эта проблема была им реализо­вана в дефектологии. Выготский создал лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. На последнем этапе своей рабо­ты он исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентричес­кую речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.243 сек.