Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология моды




Мода — это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о
«модности» и «немодности». В развитии моды наиболее ярко проявляется пар­
ный, двойственный, но взаимосвязанный психологический механизм заражения-
подражания. Одновременно мода проявляется как в виде стандартизированного
стихийного массового поведения, так и в иных, нестандартных и не стихийных
формах. С социально-психологической точки зрения, мода — это стремление к
внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своей противополож­
ностью, внешним и особенно внутренним психологическим единообразием.

 

В основе феномена моды лежит не единый и постоянный, в многообразный и пе­
ременчивый психологический механизм. Этот механизм, состоящий из несколь­
ких звеньев, обеспечивает особую динамичность моды. С точки зрения внешнего
наблюдателя, этот механизм быстро делает что-то модным и одновременно пре­
вращает нечто предыдущее в явно немодное. С социально-психологической точ­
ки зрения, однако, все происходит в обратной последовательности. Вначале по­
является нечто, делающее в глазах людей немодным все предыдущее. И только
затем это новое становится модным, вытесняя теперь уже явно немодное. Имен­
но так появлению психологической «модности» предшествует представление о
«немодности».

 

В основе массовой моды лежит психологический феномен подражания. Однако
это - второе звено сложного механизма моды, та «модность», которая способству­
ет распространению нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующе­
му и признанному модным. Соответственно, первое звено общего механизма — со­
здание нового, его демонстрация и пропаганда. За созданием, демонстрацией и
пропагандой нового всегда стоят попытки личности или группы выделить себя и
обособить от других. Значит, первоначальное звено появления массовой моды на
деле оказывается антимассовым.

 

К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т. д.
Психологически массовая мода — это подражание тем, кого люди считают пред­
ставителями референтной для себя группы, подкрепляемое другими названными
факторами. Подражание стимулируется целенаправленным заражением, исполь­
зуемым рекламой и массовой коммуникацией в целом.

 

Массовая мода выполняет пять основных социально-психологических функций.
Мода «массовизирует» человеческую психику, заставляя индивида быть таким
же, как масса ему подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно
же регулирует его эмоциональные состояния. Мода приобщает людей к новому,
выполняя инновационную функцию. Наконец, следование моде часто способствует самоутверждению личности.

 

Процесс распространения массовой моды включает восемь компонентов. К ним
относятся автор (создатель) чего-то модного, формирующий новый продукт; со­
автор моды (первый сторонник идей автора); демонстраторы и первичные распро­
странители; структуры локального распространения моды; поклонники модного;
средства массового тиражирования; реклама и массовая система продаж.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.