Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы правового воспитания




Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

· правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

· правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

· правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

· юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

· на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

· устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона. Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение -- на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).

Права человека, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, имеют универсальный характер, они являются образцом, стандартом для разработки соответствующих национальных документов. Так, в основу Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991г), второй главы ныне действующей Конституции РФ взяты основные положения этого международно - правового документа. Статья же одиннадцатая Всеобщей декларации прав человека практически без изменений содержится в статье 49 Конституции РФ и отражает один из главных принципов юридической ответственности - принцип ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ.

“Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.” Положения Конвенции о правах ребенка только в том случае получат реальное исполнение, если найдут свое развитие в “законодательных актах государств мира. Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребенка в 1990г. и с этого времени активно поддерживает меры, принимаемые мировым сообществом в интересах защиты детей. Положения этого важного документа вошли в Семейный кодекс РФ, Закон РФ “Об образовании”, областной закон о защите прав детей. Так, глава 11 Семейного кодекса называется “Права несовершеннолетних детей”. Дети - лица, не достигшие возраста 18 лет (совершеннолетия), - имеют право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на воспитание, содержание и заботу со стороны своих родителей, на уважение своего человеческого достоинства. Важно право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Основополагающим является право на защиту прав в законных интересов ребенка, которое должно осуществляться родителями или лицами, заменяющими их (усыновители, опекуны, попечителя), а также органами опеки я попечительства, прокурором я судом. Данное право включает в себя и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Предусмотрено, что для защиты своих прав ребенок может самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - и в суд. Заметим, что большинство положений Конвенции обращено к правительству, т.е. к тому органу в государстве, которое обладает реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Однако многое могут сделать родители, другие члены семьи для того, чтобы ребенок чувствовал себя достаточно благополучным. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

Таким образом, главные защитники прав ребенка - его родители. Их к этому обязывает семейное право. Но родители не всесильны, им трудно обойтись, в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий защитник' прав детей -государство. Оно обязано выделять на нужды образования, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание, культуру детей необходимые денежные средства (Всеобщая декларация прав человека, ст. 29)

Образовательный стандарт определяет тот минимум содержания образования, который является единым для любой общеобразовательной.школы, для любого региона страны. Это минимально допустимый уровень образования. Образовательный стандарт реализуется через содержание учебных программ по всем учебным предметам. Одновременно определяется максимальный объем нагрузки ученика. Все это устанавливается в “базисном учебном плане”, который утверждается совместно федеральным органом управления образованием и федеральным органом управления здравоохранением.

Ученики имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными программами; (Закон РФ "Об образовании", ст.5, п.2).

б) выбор формы получения образования и образовательного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст. 50, п.2).

в) обучение индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

г) бесплатное пользование библиотечным фондом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4)..

д) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

е) участие в управлении учреждением; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 4).

ж) уважение человеческого достоинства, свободу совести и получение информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.4).

з) свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.16).

и) добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п.14).

к) добровольное вступление в любые общественные организации; (Закон РФ “Об образовании”, ст.50, п.15).

л) защиту от применения методов физического и психического насилия; (Закон РФ "Об образовании", ст.15, п.6).

м) условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; (Закон РФ "Об образовании", ст.51, п.1).

н) перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего учебного учреждения; (Закон РФ "Об образовании", ст.50, п. 17).

2. Обязанности учащихся.

Обучающиеся обязаны:

а) выполнять устав образовательного учреждения;

б) бережно относиться к имуществу учреждения;

в) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;

г) выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

Права родителей учащихся.

“Родители (законные представители)” несовершеннолетних детей до получения последними основного общего среднего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.”(закон РФ "Об образовании", ст.52, п.1)

“Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п. З)

“При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.” (закон РФ "Об образовании", ст.16, п.2)

“Родители (законные представители) имеют право требовать от государственной аттестационной службы направления рекламации на качество образования или несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта по решению общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения.” (закон РФ "Об образовании", ст.38, п.1,2) Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

“Родители (законные представители) имеют право оказывать добровольные пожертвования и целевые взносы...” (закон РФ "Об образовании", ст.41, п.8). “ Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения”.

(Типовое положение об общеобразовательном ”учреждении, п.61). Данные положения должны найти отображение в уставе школы. Например: 1. Участие родителя в управлении школой может быть осуществлено: в праве свободного выражения своего мнения на классных и общешкольных родительских собраниях; в возможности быть избранными в совет школы; в праве давать, свои предложения по улучшению организации учебно-воспитательного процесса. 2. “Знакомство с ходом и содержанием образовательного процесса” может реализовываться в возможностях бесед с учителями по различным учебным предметам. *.

3. В уставе школы должно быть отражено, что родитель имеет право присутствовать на педагогическом совете и принимать участие в обсуждении, в случае, когда разбирается вопрос о поведении и успеваемости его ребенка.

Обязанности родителей (законных представителей). “Родители (законные представители) обучающихся воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения”(закон РФ "Об образовании", ст.52, п.2)

“Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п.4)

“Родители несут ответственность за создание необходимых условий для получения детьми образования” (Типовое положение об общеобразовательном учреждении” п.60)

“Родители учащегося, переведенного в следующий класс “условно”, несут ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года” (закон РФ "Об образовании", ст.52, п.4))

“Родители обязаны защищать ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, небрежного грубого обращения, эксплуатации и самим не допускать эти нарушения прав, включая отсутствие заботы о ребенке.” (Конвенция о правах ребенка, ст. 19)

В уставе школы могут быть еще и другие положения, конкретизирующие обязанности родителей, например, посещение проводимых школой родительских собраний.

Родители должны знать требования ст. 5 5 п. 2 закона РФ “Об образовании”:

“Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава данного образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику”

Следовательно, если родитель хочет, чтобы его жалоба была рассмотрена, он должен подать ее директору школы (или в любую другую организацию)в письменном виде. Копию жалобы или заявления необходимо вручить учителю. Любое письменное обращение родителя фиксируется в “Журнале входящей корреспонденции”. Директор школы в течение месяца обязан дать письменный ответ на жалобу или заявление. Ответственность школы. “Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1. Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

2. Реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников.

3. Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного процесса.

4. Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения”. (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.З)

“...Создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.” (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.2.19) Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе: Дисс.: канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону - 1999 г.

“Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения” (Закон РФ "Об образовании", ст.51, п.1)

“...Предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств...” (Закон РФ "Об образовании", ст.32, п.2.3)

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей жизни, принята 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме.

В Конституции закреплены такие важнейшие вопросы, как основы общественного и государственного строя, система государственных органов и, самое главное, основные права, свободы и обязанности каждого гражданина Российской Федерации, т.е. каждого из нас. Конституция обладает высшей юридической силой, ей не может противоречить никакой закон или подзаконный акт.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Субъект права - это человек или какое-то объединение людей, обладающие определенными характеристиками, которые дают им право вступать в правоотношения. Субъекты права обладают правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность иметь права и обязанности. Возникает с рождения человека и длится всю жизнь.

Дееспособность - способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Наступает с 18 лет” момента полного гражданского совершеннолетия. Эмансипация - объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным. Для эмансипации необходимо наличие ряда обязательных условий:

a) несовершеннолетний должен достичь 16 лет;

b) несовершеннолетний должен работать или, с согласия родителей, заниматься предпринимательской деятельностью;

c) необходимо согласие обоих родителей несовершеннолетнего. В этом случае объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства. Если же один из родителей не дает согласия, то вопрос об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным решает суд.

Нельзя сказать, что лица, не достигшие 18 лет, совсем лишены дееспособности. Так, дееспособность в трудовых правоотношениях возникает с 16 лет (в исключительных случаях с 15 лет, а частично с 14). К уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления 16 лет, а за особо тяжкие преступления - с 14 лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.