Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы обучения и воспитания




Принципы обучения и воспитания
Принципы обучения (по П.И. Пидкасистому)

1. сознательность, активность, самостоятельность: один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний (выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения). Этого можно добиться, если: опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте - познавательные интересы, профессиональные склонности; включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем; использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии; стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении. Реализация данного принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

2. наглядность: означает что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать - через это вести к знаниям. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах пед. процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование. Виды наглядности: естественная н. (предметы объективной реальности), экспериментальная н. (опыты, эксперименты), объемная н. (макеты, фигуры), изобразительная н. (картины, фото, рисунки), звуковая н. (магнитофон), символическая и графическая наглядность (карты, схемы, графики, формулы), внутренняя н. (образы, создаваемые речью учителя).

3. систематичность, последовательность, комплексность в обучении: придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащихся. Требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в ряде правил. 1. изучаемый материал планируется, делится на логические разделы - темы, устанавливая порядок и методику работы с ним. 2. в каждой теме устанавливаются содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока. 3. при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

4. обучение на высоком уровне трудности: на низком уровне трудности не происходит развитие.

5. прочность овладения: требует чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу; правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, необходимо учесть индивидуальные различия; прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкойи оценкой.

6. групповой и индивидуальный подход: в процессе обучения учитель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а так же различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных или сменных парах, в малых и больших группах.

Принципы воспитания:

1. индивидуальный и дифференцированный подход;

2. в коллективе и через коллектив;

3. воспитание - в процессе деятельности;

4. сочетание высокой требовательности к воспитуемым с уважением их личного дост. и заботой о них;

5. опора на положительное в личности и группе.

6. единство, согласованность, преемственность восп.

(По Пидкасистому) Принцип - очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, при уникальности событий, при яркой индивидуальности. Количество принципов при максимальном обобщении небольшое:

1. ориентация на ценности и ценностные свойства: по данному принципу происходит "вочеловечивание" всех объектов мира, одухотворение. "Вочеловечить" - значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни: скамья - для отдыха, кусочек мела - средство общения многих людей в аудитории, дверь - чтобы зранить тепло, тишину, одиночество, тайну. И далее: перед нами старик - видим этап жизни каждого человека, одуванчик - общаемся с природой, самолет - отдаем дань человеческому творчеству. Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миров возвышаются до уровня современной духовной культуры (поэтому ребенок не будет таскать кошку за хвост (она живая), не будет царапать доску (мы на ней работаем)). Ориентация на отношение формирует личностную жизненную позицию "быть", когда для человека важно то, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская подготовленность педагога, психологическая подготовка и личностная позиция "быть", которая позволяет ему распознавать отношения там, где их не видно за предметностью мира.

2. принцип субьектности: согласно этому принципу педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носитель знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно. Общий принцип инициирования субьектности - придать воспитанию диалогический характер. Современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалоги, он заложен в самом смысле группового дела.

3. принцип целостности: целостность личности как соц.-психологического феномена предписывает педагогам целостность воспитательных влияний (условно - все должно быть красиво). Например чтение красивыых стихов в грязной комнате способствует формированию цинизма и духовной нечистоплотности; грубый окрик, призывающий ребенка к гуманности, формирует агрессивность. Принцип целостности предписывает видеть в отдельном акте поведения ребенка его отношение к миру и учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.