Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными




У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.

В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:

восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.

При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч.

Примеры:

Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.

Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.

Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.

Примеры:

Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах

Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.

У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).

Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.

Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.

№24 Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений.

1. Личные: я, ты, мы, вы; лично-указательные: он, она, оно, они.
Личные местоимения я, ты не имеют форм рода, но могут употребляться в значении любого рода. Местоимения я, ты, с одной стороны, и мы, вы — с другой, не соотносительны в числе; местоимение мы имеет значение ’я и другие’, т. е. указывает на группу лиц, а не на множество «я»; вы — значение ’ты и другие’, а не множество «ты». Местоимение мы выступает также в значении авторского «я»: мы думаем, мы считаем вместо я думаю, я считаю. Местоимение вы — форма вежливости лри обращении к другому лицу (вместо ты), указывает на официальность отношений собеседников, пишется с прописной буквы: Был рад Вас увидеть.
Личные местоимения употребляются обычно при глаголах. Но в ряде случаев местоимения могут быть опущены, так как личные формы глагола выражают то или иное лицо личными окончаниями (я пишу — пишу, ты рисуешь — рисуешь). Отсутствие местоимений 1-го и 2-го лица придает речи динамичность, ускоряет ее темп: Шумим, братец, шумим; Чему смеетесь? Над собой смеетесь…; Люблю тебя, Петра творенье!
Лично-указательные местоимения обозначают не только лица, но и предметы. В единственном числе изменяются по родам. Личные местоимения при склоне-нии в косвенных падежах имеют иную основу, чем в именительном: я — меня, ты — тебя, мы — нас, вы — вас.
В косвенных падежах личного местоимения 3-го лица (обоих чисел) после относящихся к нему простых предлогов появляется н: над ним, к ней, с ними, на них, напротив нее и т. д. Но если личное местоимение употребляется в значении притяжательного и предлог относится не к местоимению, а к существительному, то н отсутствует: пройти мимо него, но: мимо его дома; сделать для них, но: для их товарищей. После предлогов благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, соответственно, подобно и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (не в пример, в противовес, со стороны, в отношении, за исключением и т. д.), н в местоимениях не появляется. Например: благодаря ему, навстречу им, в отношении ее, за исключением их и т. д. Не присоединяется н к местоимению и после сравнительной степени прилагательных и наречий: она моложе его, он учится лучше ее.
Синтаксической особенностью личных местоимений является то, что они не могут определяться именами прилагательными. Но при них возможны обособленные прилагательные: А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на отношение субъекта к самому себе. Оно не имеет рода, лица, числа и именительного падежа, может относиться к любому лицу (я купил себе книгу, ты купил себе книгу, он купил себе книгу и т. д.). Если форма себе употребляется при глаголе не в качестве дополнения, то она выполняет роль частицы, придавая действию значение независимости, самостоятельности (… а он себе идет вперед; ступай себе мимо!).

3. Притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш обозначают принадлежность предмета разным лицам (для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляются формы родительного падежа личного местоимения: его, ее, их). Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений.
Притяжательные местоимения свой, своя, свое, свои относятся не только к 3-му, но также к 1-му и 2-му лицу: я выполнил свою работу; ты принес свои книги; он приготовил свои уроки; вы берете свои материалы. Употребление в этих случаях при местоимениях 1-го и 2-го лица форм мой, твой не соответствует нормам литературного языка (нельзя сказать: ты принес твою книгу). В тех случаях, когда перед местоимением свой стоят два существительных, может быть неясным, к какому из них относится местоимение: Профессор попросил ассистента прочитать свой доклад (чей? профессора или ассистен-та?); Отец попросил сына проводить гостей в свою комнату (чью? отца или сына?). Здесь следует построить предложение так, чтобы значение местоимения свой не вызывало сомнений. Например: Отец попросил сына, чтобы он проводил гостей в свою комнату (т. е. комнату сына). Местоимение ихний в литературной речи не употребляется вообще. Местоимение ваш (ваша, ваше, ваши) может употребляться как форма вежливого, официального обращения к одному лицу, тогда оно пишется с прописной буквы (письмо Ваше получил).

4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков (устаревшие сей, оный), столько указывают на предметы или на их качества. Они выступают в роли определений при существительных, с которыми согласуются в роде, числе и падеже. Местоимение таков изменяется по родам и числам, как краткое прилагательное, выступает в предложении в роли сказуемого (да и был таков).
Указательное местоимение это, употребленное без существительного, само приобретает значение имени существительного (на столе лежал какой-то предмет; это (т. е. предмет) было зеркало). Слово это употребляется при сказуемом в значении частицы-связки (учеба — это труд); в разговорной речи может выступать в роли частицы (Куда это родители смотрят?!). Устаревшее местоимение сей входит в состав известных устойчивых оборотов: до сих пор, сию минуту, сию секунду, от сих до сих.

5. Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько служат для выражения вопроса о предмете, качестве, принадлежности, количестве и т. д. Местоимения кто, что не имеют рода и числа. Сказуемое-глагол при местоимении кто ставится в муж-ском роде, даже если вопрос относится к женщине (кто из учениц отвечал?); при местоимении что — только в среднем роде (что тут произошло?). При склонении местоимения сколько ударение сохраняется на основе (скольких, скольким, сколькими, о скольких книгах). Как и количественное числительное, это местоимение в именительном и сходном с ним винительном падежах требует от существительного, стоящего при нем, формы родительного падежа (сколько книг?). В остальных падежах согласуется с именами существительными. Вопросительные местоимения какой и сколько могут употребляться в роли восклицательных частиц: Какие перышки! Какой носок!; Сколько народу! (т. е. очень много).

6. Относительные местоимения — это те же вопросительные местоимения, но употребляющиеся не для во-проса, а для связи частей сложного предложения (придаточной с главной). В структуре придаточных частей они выступают в качестве главных или второстепенных членов (Отвечал на вопросы студент, который делал доклад).

7. Определительные местоимения весь, сам, самый, всякий, каждый, иной выполняют функцию обобщенно-качественных определений. Имеют формы рода, числа и падежа. Местоимение весь (вся, всё, все) близко к именам прилагательным, может в предложении выступать в роли существительного (всё было тихо; все уснули). В форме среднего рода оно может иметь значение усилительной частицы: Ты всё пела. В форме родительного падежа оно сочетается с прилагательными в сравнительной степени и образует сложную превосходную степень: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Определительное местоимение сам (сама, сами) указывает, что действие совершается деятелем самостоятельно, без помощи, без постороннего вмешательства (делаю сам, т. е. без чьей-либо помощи). Использование этого местоимения в значении числительного один в литературном языке не допускается. Такие выражения, как я ходила в кино сама (т. е. одна), сама сидела дома, являются неправильными.
Слово самый, употребляясь вместе с прилагательным, образует сложную превосходную степень: Самая худшая бедность — недостаток ума. При именах существительных оно усиливает временное или пространственное значение (самый верх, в самый полдень). Следует различать склонение определительных место-имений самый и сам. Местоимение самый склоняется по типу прилагательных с твердой основой, сохраняя ударение на основе (самый, самого)-, местоимение сам в единственном числе склоняется по твердому варианту прилагательных (кроме творительного падежа с окончанием -им), во множественном числе — по мягкому варианту. Ударение во всех формах на окончании (сам — самого, сами — самих) и т. д.

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего указывают на отсутствие предмета, признака или качества. Образованы они от вопросительных местоимений путем прибавления отри-цательных частиц, ставших приставкой: не — под ударе-нием, ни — без ударения (некого, нечего, не о чем — никого, ничего, ни о чём). Отрицательные местоимения употребляются в предложении с отрицательным сказуемым. Местоимения некого, нечего употребляются в безличных предложениях в сочетании с неопределенной формой глагола (нечего делать, некого спросить). Отрицательные местоимения с частицей ни встречаются в предложениях, где уже есть отрицание. Они усиливают это отрицание: ничего никому не сказал; никого не видел.
Склоняются отрицательные местоимения, как вопросительные. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа. Их не следует смешивать с неопределенными местоимениями некто, нечто, которые не склоняются.

№25 Наречие: значение наречий и их разряды. Способы образования наречий. Правописание наречий.

Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?» «сколько?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называетсяадвербиализацией.

Содержание

[убрать]

· 1 Классификация по лексическому значению

· 2 Классификация по способу образования

· 3 Наречия в других языках

· 4 Примечания

· 5 Литература

· 6 Ссылки

Классификация по лексическому значению[править | править исходный текст]

· Обстоятельственные:

· Образа действия — Обозначает образ действия (по-весеннему, так) вопросы Как?, Каким образом?

· Меры и степени - обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды) вопросы (Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?)

· времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, сейчас, позже, погодя, всегда);

· места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около);

· причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);

· цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно).

· Определительные:

· качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);

· количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);

· способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);

· сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

· совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

· сравнительная степень выражается:

· синтетически: с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше, ,"-же" (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше", «глубоко-глубже»;

· аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.

· превосходная степень выражается:

· синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;

· аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;

· сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.

Есть наречия знаменательные, если они

Классификация по способу образования[править | править исходный текст]

· суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;

· приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;

· приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

· Сложение разных видов:

· сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно;

· сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя

· сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание дефиса в наречиях:[1]

· в наречиях на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-немецки, по-английски, по-медвежьи);

· в наречиях на -ых, -ьих с приставкой во-/в-, образованных от порядковых числительных (во-первых);

· в неопределённых наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, что-то, как-то, всё-таки);

· в наречиях, образованных:

· повторением слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);

· сочетанием синонимических слов (нежданно-негаданно).

· Приставка по- пишется слитно:

· в наречиях, образованных от прилагательных с помощью этой приставки и суффиксов , -еньку, -оньку (попросту);

· с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Примечание: словосочетания, имеющие значения Обстоятельство это уже наречия, а не существительные.

· Слитно пишутся:

· наречия, образованные соединением предлогов с наречиями (доныне, извне, навсегда);

· наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);

· наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую).

· наречия, образованные соединением предлога и существительного (наверх, сверх, вдали, вследствие);

· наречия, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Примечание: наречие, состоящее из предлога в и полного прилагательного, начинающегося на гласную, пишутся раздельно (в открытую)

№26 Глагол: значение глагола, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль (общая характеристика). Неопределенная форма глагола (инфинитив).

Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

 

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

 

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать — перех., спать — неперех.), возвратности (мыть — мыться) и вида (решать — несов. вид, решить — сов. вид).

 

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится), сказуемым (Бытьгрозе великой!), дополнением (Все просили ееспеть), определением (У меня возникло непреодолимое желаниепоспать), обстоятельством (Я пошелпройтись).

 

Переходность/ непереходность глагола

 

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

 

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, — присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом), а также глаголы типа хотеть: в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое.

 

Возвратность/ невозвратность

 

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом - ся: учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

 

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность — нравиться, нездоровиться, смеркаться.

Обычно возвратные глаголы являются непереходными — за редким исключением: бояться, стесняться маму.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.