Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В соответствии с характером членства, принципами организации партии делятся на 2 страница




Основные направления модернизации в современном мире:

— индустриализация и информатизация общества;

— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

— демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;

— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

— обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

 

Вопрос №31.Олейник Л.Р.

Госуд. политика, ее виды, уровни, направления. Осн. Направления госуд. политики РБ на совр. этапе.

Государственная политика как процесс – целенаправленная деятельность органов публичной власти по решению общественных проблем, достижению социально значимых целей развития общества в целом и отдельных его сфер. Государственная политика есть преобразование политических целей в государственные программы и практические действия по достижению соответствующих результатов.

Содержание государственной политики составляет совокупность целей, задач, приоритетов развития, программ, которые разрабатывают и реализуют органы публичной власти с привлечением институтов гражданского общества.

Процесс формирования и реализации государственной политики называется «политическим циклом» и включает несколько этапов:

- первый этап (инициирование политики) составляет анализ ситуации, выбор приоритетных общественных проблем, принятие решения о разработке политики в конфликтной сфере, определение основных ее целей и направлений.

- второй этап (разработка политики) включает разработку целевых программ, их согласование, принятие официального документа о политике/программе с определением источников финансирования.

- третий этап (выполнение политики); на этом этапе происходит непосредственная реализация политики/программы, осуществляется мониторинг и контроль.

- четвертый этап (оценка политики) - оценка результатов и последствий.

Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей.

Уровни государственной политики:

- макроуровень в глобальных масштабах страны, группы стран

- метауровень, относящийся к отдельным сферам и направлениям

- микроуровень, затрагивающий решение локальных проблем.

Модели разработки государственной политики:

1. Модель «сверху – вниз» предполагает, что государственные решения принимаются на высших уровнях государственного управления, а низовые уровни – пассивные исполнители политики.

2. Модель «снизу – вверх» предполагает, что формирование государственной политики начинается с низовых структур управления при активном привлечении граждан, общественных институтов.

3. «Централизованная модель» предполагает, что политика формируется и реализуется силами бюрократического аппарата без привлечения институтов гражданского общества, без учета общественного мнения.

4. «Демократическая модель» предполагает, что при сохранении централизованного управления государство создает условия для активизации деятельности граждан, используя механизмы привлечения к разработке государственной политики граждан и общественных объединений.

Независимо от типа и модели государственной политики, государственная политика должна удовлетворять определенным показателям: реагировать на изменения, происходящие в обществе и государстве; иметь комплексный характер и рассматривать любую проблему во взаимосвязи с другими проблемами; должна быть эффективной и результативной; должна пользоваться доверием населения.

Виды госуд. политики:

1 .Государственная экономическая политика - совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются: обеспечение роста социально-экономической эффективности, обеспечение общеэкономического равновесия.

2 .Государственная социальная политика- целенаправленная деятельность государства, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

3. Культурная (символическая) политика -направлена на укрепление национального самосознания и духа общности, солидарности и социального доверия. Для этого разрабатываются масштабные политические программы, которые предусматривают повышение роли национального языка или культуры, а также пропаганду верности общему политическому наследию.

 

 

Вопрос № 32.Олейник Л.Р. Социальные конфликты, их структура, функции и политические последствия. Пути разрешения соц. конфликтов и их регулирование.

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Структура социального конфликта:

1) субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.

2) Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на три основных вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем‑либо невозможно, например должность президента страны.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта, например депутатские места в парламенте.
3. Объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (общее электоральное поле, осуществление внегосударственных социальных программ и т. д.). Это ситуация «мнимого конфликта».

3) и нцидент - формальный повод для начала открытого противоборства.

Позитивные функции социального конфликта:

- стимулирование динамики общественных процессов(ускорение общественного развития);

- объединение, интеграция, сплочение социальных общностей;

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

- получение новой информации об оппоненте.

Негативные функции социального конфликта:

- большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;

- представление о побежденных группах, как о врагах;

- сложное восстановление деловых отношений.

Политические последствия конфликта: Если конфликт выливается в применение вооруженных средств борьбы, он переходит в войну – свою крайнюю форму. Война — конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группировками и т. д.), происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Войны были присущи всей истории человечества. За последние 5,5 тыс. лет состоялось примерно 15 тыс. войн, унесших 3,6 млрд человеческих жизней.

Существуют много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Вот некоторые из этих способов:
1. Устранение объекта конфликта.
2. Замена одного объекта другим.
3. Устранение одной стороны участников конфликта.
4. Изменение позиции одной из сторон.
5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.
6. Получение новых сведений об объекте или наложение на него дополнительных условий.
7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.
8. Приход участников конфликта к единому решению или обращение их к «арбитру» при условии подчинения любому его решению.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон.

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают в себя следующие возможные процедуры.
1. Признание наличия конфликта.
2. Утверждение процедурных правил и норм.
3. Выявление основных спорных вопросов (оформление «протокола разногласий»).
4. Исследование возможных вариантов решения проблем.
5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и по урегулированию конфликта в целом.
6. Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.
7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств.

33, Островская К. В. Политические кризисы и пути их разрешения

 

Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля.

Политический кризис характеризуется бессилием структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центр} другим, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

Виды политических кризисов:

· Правительственный (потеря исполнительной властью контроля над ситуацией)

· Парламентский (парламент не в состоянии принимать решения)

· Конституционный (прекращение действия Конституции)

· Международный

· Социально-политический (общенациональный).

Функции политических кризисов:

o Стимулирование динамики общественных процессов

o Интегративная

o Регулятивная

Пути урегулирования политических кризисов:

ü Отрицание, замалчивание

ü Применение репрессивных мер по отношению к конфликтным сторонам

ü Осуществление реформ

ü Попытки коренного разрешения кризиса путем устранения причины кризиса.

Источник политического кризиса – социальный конфликт Причины и источники политических конфликтов Конфликт – результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих властные полномочия или ресурсы. Основные элементы конфликта: источник (предмет) конфликта, по поводу которого возникают разногласия; стороны, участники конфликта; повод – события, послужившие началом активных действий сторон; средства, используемые сторонами конфликта во взаимодействии друг с другом; цели сторон.

Стадии конфликта: 1) скрытая стадия, обусловленная неравным положением групп. Главная причина возникновения скрытого конфликта – это стремление людей к улучшению своего статуса и к превосходству; 2) стадия напряженности – нулевой, средней степени и высокой; 3) стадия антагонизма, как следствие высокой напряженности, особенно при сочетании ее структурной и конъюнктурной разновидностей; 4) несовместимость, как четвертая стадия конфликта, также является следствием высокой напряженности, это, собственно, конфликт. Конфликт может быть прерван на любой из стадий, на определенное время или окончательно, если будет изжита коренная причина.

Фазы развития конфликта: 1. Противостояние сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий. 2. Определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств внутренней и международной ситуации.

3. Вовлечение в борьбу других участников через блоки, договоры.

4. Нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный.5. Переход одной из сторон к практическому применению силы, вначале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах, чтобы принудить противостоящую сторону удовлетворить интересы той стороны, которая начала демонстрацию силы. 6. Вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны как продолжения политики) всех участников.

Формы протекания конфликта: – скрытое состояние, при котором противоречия между сторонами не выражаются в их активных действиях, формах открытого противостояния; – открытое состояние, проявляющееся в акциях, действиях сторон, угрозах конкурентов и т.д.; – кризис – высшая точка развития конфликта. Кризисы могут иметь самые тяжелые и непредсказуемые последствия для участвующих сторон. Способы разрешения конфликтов: –игнорировать возникновение конфликта, давая ему возможность тлеть, перемещаться в другие сферы;избегать публичной оценки конфликта, стараясь «понравиться» разным слоям населения, относящимся к проблеме по-разному; –активно участвовать в урегулировании и разрешении конфликта. К основным стратегиям управления конфликтами относятся: – инициирование конфликта – одна из сторон постоянно обостряет отношения, выдвигая неприемлемые условия (например, правящий режим создает неприемлемые условия для оппозиции, не стремясь сотрудничать с ней); – предупреждение конфликта – не допускается переход противоречий в открытую форму противоборства, конфликт выявляется на латентной стадии; – урегулирование конфликта – ориентация на то, чтобы снять остроту противоборства, избежать наиболее тяжелых последствий для себя, государства, общества;

– разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание предмета спора, либо изменение ситуации и обстоятельств, исключающих новое противостояние; – вытеснение конфликта предполагает перенесение ответственности на иной уровень политической системы (с регионального на центральный или наоборот). Выделяют следующие формы разрешения конфликтов: – «избегание», откладывание разрешения конфликта. Например, уход с политической арены того или иного политического деятеля (добровольно), угроза ухода; – отрицание или подмена – конфликт тлеет, его перемещают в другую область; – примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны в межгосударственных конфликтах; – третейское разбирательство или арбитраж – стороны добровольно передают свой спор для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для обеих сторон. Арбитры при разборе руководствуются общепризнанными нормами международного права, конституцией страны, нормами договоров, в которых участвуют обе стороны; – переговоры конфликтующих сторон на основе поиска баланса интересов. Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры – прямое или косвенное общение сторон, ведущее к снижению интенсивности или завершению конфликта.

34, Островская К. В. Война и политика: сущность, типы и политические последствия войн

Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и т. д., происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Цель войны: навязывание оппоненту своей воли (+захват территории, населения и его эксплуатация)

Основное средство достижения целей войны: организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы.

Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне является армия.

Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития племенами называются умиротворениями, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами — интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами — восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Отсутствие войны называют миром.

Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.

Военная доктрина – цели, задачи, характер возможной войны, закрепленные государством, его правящей группой. Военные доктрины: оборонительные и наступательные.

Армия – орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия.

Войны:

ü По масштабу: мировые и локальные (конфликты), региональные

ü «внешние» и «внутренние»

ü + Воздушная война, морская война, локальная война, ядерная война, колониальная война, малая война, информационная война, холодная война

ü Справедливые и несправедливые

ü Прогрессивные и реакционные

ü Двусторонние и многосторонние

Теории войны:

o Психологическая (человеку по природе свойственна агрессия)

o Эволюционная психология (человеческие войны — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнера)

o Социологические теории (война является продуктом местных условий, и только направление агрессии определяется внешними факторами)

o Демографические теории (причины войн кроются в росте населения и нехватке ресурсов)

o Теория преобладания молодёжи (сочетание большого количества молодых с нехваткой постоянной мирной работы ведет к большому риску войны)

o Рационалистические теории (обе стороны в конфликте действуют разумно и исходят из желания получить наибольшую выгоду при наименьших потерях со своей стороны.Исходя из этого, если бы обе стороны знали заранее, чем кончится война, то было бы лучше для них принять результаты войны без сражений и без напрасных жертв)

o Экономические теории (война как рост экономической конкуренции между странами)

Цели войны:

· Прямые (см. ранее)

· Непрямые (укрепление своих внутриполитических позиций, дестабилизация региона в целом, отвлечение и связывание сил противника

Война может завершаться безоговорочной капитуляцией одной из противоборствующих сторон либо мирным договором, частично удовлетворяющим участвующие стороны. В любом случае война заканчивается миром, который обычно определяется как отсутствие войны или состояние снятых противоречий.

Последствия войны:

v Негативные: помимо гибели людей, можно отнести тот комплекс, который обозначается как гуманитарная катастрофа: голод, эпидемии.

v Позитивные: обмен информацией, всплеск научно-технических открытий, а также снятие противоречий (война как диалектический момент отрицания у Гегеля).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.