Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенная конкуренция и ее формы




Совершенная конкуренция и ее признаки.

Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения.

Признаки: 1)бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; 2)однородность и делимость продаваемой продукции; 3)отсутствие барьеров для входа и выхода с рынка; 4)высокая мобильность факторов производства; 5)равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. В отрасли преобладает несовершенная конкурен­ция, если отдельные производители обладают возмож­ностью контроля над ценой своего выпуска. Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля одной фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма может манипулировать ценой лишь в определенных пределах.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризуется свободным входом на рынок и выходом с рынка, олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм, т.к. новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок, монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги, монопсония – монополия одного покупателя, являются формами несовершенной конкуренции.

37. Монополия: место и роль на рынке.

Монополия –положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Монополии бывают: 1) Естественные – возникают на основе собственности на важнейшие виды сырья, либо в тех отраслях, в которых положительный эффект масштаба производства превышает издержки, связанные с монополизацией данной отрасли (водоканал, РЖД).

2) Искусственные – сознательные объединения нескольких производителей для получения монополистической выгоды. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест, концерн.
Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.
Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

3) Легальные (защищенные законом) – возникают на основе патентной защиты, системы охраны авторских прав и системы государственной регистрации торговых знаков.

Монополистические объединения сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на продаваемую ими продукцию. В условиях свободной конкуренции при определении равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Эти организации воздействуют на объем спроса в своих интересах, устанавливая выгодную цену.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.