Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ядро, его строение и роль в передаче наследствен­ной информации




2.

1.

Рассмотрите под микроскопом микропрепараты эпителиальной и соединительной тканей, выявите их различия.

Биологическое значение размножения организмов. Способы размножения.

 

1.
Состав молекул белков. Белки - органиче­ские вещества, в состав молекул которых входят уг­лерод, водород, кислород и азот, а иногда - сера и другие химические элементы.

2.
Строение белков. Белки - макромолекулы, состоящие из десятков, сотен аминокислот. Разно­образие аминокислот (около 20 видов), входящих в состав белков.

3.
Видовая специфичность белков — различие белков, входящих в состав организмов, относящих­ся к разным видам, определяемое числом амино­кислот, их разнообразием, последовательностью со­единения в молекулах белка. Специфичность бел­ков у разных организмов одного вида — причина отторжения органов и тканей (тканевой несовмес­тимости) при их пересадке от одного человека дру­гому.

4.
Структура белков — сложная конфигурация молекул белков в пространстве, поддерживаемая разнообразными химическими связями — ионны­ми, водородными, ковалентными. Естественное со стояние белка. Денатурация — нарушение струк­туры молекул белков под влиянием различных факторов — нагревания, облучения, действия хи­мических веществ. Примеры денатурации: измене­ние свойств белка при варке яиц, переход белка из жидкого состояния в твердое при построении па­уком паутины.

5.
Роль белков в организме:


  • каталитическая. Белки — катализаторы, уве­личивающие скорость химических реакций в клет­ках организма. Ферменты — биологические катали­заторы;

  • структурная. Белки — элементы плазматиче­ской мембраны, а также хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов;

  • энергетическая. Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жиз­недеятельности организма энергии;

  • сократительная. Актин и миозин — белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечи­вающие их сокращение вследствие способности мо­лекул этих белков к денатурации;

  • двигательная. Передвижение ряда однокле­точных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки;

  • транспортная. Например, гемоглобин — бе­лок, входящий в состав эритроцитов и обеспечиваю­щий перенос кислорода и углекислого газа;

  • запасающая. Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений;

  • защитная. Антитела, фибриноген, тромбин — белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови;

  • регуляторная. Гормоны — вещества, обеспечи­вающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Роль гормона инсу­лина в регуляции содержания сахара в крови.

 

 

1.
Размножение и его значение. Размноже­ние - воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению чис­ленности особей вида, преемственности жизни. Бес­полое, половое и вегетативное размножение орга­низмов.

2.
Бесполое размножение — наиболее древний способ. В бесполом размножении участвует один организм, в то время как в половом чаще всего участвуют две осо­би. У растений бесполое размножение с помощью споры — одной специализированной клетки. Разм­ножение спорами водорослей, мхов, хвощей, плау­нов, папоротников. Высыпание спор из растений, прорастание их и развитие из них новых дочерних организмов в благоприятных условиях. Гибель ог­ромного числа спор, попадающих в неблагоприят­ные условия. Невысокая вероятность появления но­вых организмов из спор, поскольку они содержат мало питательных веществ и проросток поглощает их в основном из окружающей среды.

3.
Вегетативное размножение — размножение растений с помощью вегетативных органов: надзем­ного или подземного побега, части корня, листа, клубня, луковицы. Участие в вегетативном размно­жении одного организма или его части. Сходство дочернего растения с материнским, так как оно про­должает развитие материнского организма. Боль­шая эффективность и распространение вегетативно­го размножения в природе, так как дочерний орга­низм формируется быстрее из части материнского, чем из споры. Примеры вегетативного размножения: с помощью корневищ — ландыш, мята, пыреи и др.; укоренением нижних, касающихся почвы ветвей (отводками) — смородина, дикий виноград, усами — земляника; луковицами — тюльпан, нарцисс, крокус. Использование вегетативного размножения при выращивании культурных растений клубнями размножают картофель, луковицами - лук и чеснок, отводками — смородину и крыжов­ник, корневыми отпрысками — вишню, сливу, че­ренками — плодовые деревья.

4.
Половое размножение. Сущность полового размножения в формировании половых клеток (га­мет), слиянии мужской половой клетки (спермато­зоида) и женской (яйцеклетки) — оплодотворении и развитии нового дочернего организма из оплодотво­ренной яйцеклетки. Благодаря оплодотворению по­лучение дочернего организма с более разнообраз­ным набором хромосом, значит, с более разнообраз­ными наследственными признаками, вследствие чего он может оказаться более приспособленным к среде обитания. Наличие полового размножения у водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных. Усложнение полового процесса у растений в процессе их эволюции, появление наи­более сложной формы у семенных растений.

5.
Семенное размножение происходит с помо­щью семян, оно характерно для голосеменных и по­крытосеменных растений (у покрытосеменных ши­роко распространено и вегетативное размножение). Последовательность этапов семенного размноже­ния: опыление — перенос пыльцы на рыльце пести­ка, ее прорастание, появление путем деления двух спермиев, их продвижение в семязачаток, затем слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — со вторичным ядром (у покрытосеменных). Форми­рование из семязачатка семени — зародыша с запа­сом питательных веществ, а из стенок завязи — плода. Семя — зачаток нового растения, в благопри­ятных условиях оно прорастает и первое время про­росток питается за счет питательных веществ семе­ни, а затем его корни начинают поглощать воду и минеральные вещества из почвы, а листья — углекислый газ из воздуха на солнечном свету. Самостоятельная жизнь нового растения.

3.


Приготовить к работе два микроскопа, положить на предметные столики микропрепараты указанных тканей, осветить поле зрения микроскопов, перемещением тубуса винтами добиться четкого изображения. Рассмотреть микропрепараты, сравнить их и указать следующие различия: клетки эпителиальной ткани располагаются плотно, прилегая друг к другу, а в соединительной ткани – рыхло. Межклеточного вещества в эпителиальной ткани мало, а в соединительной много тканей, осветить поле зрения микроскопов, переме­щением тубуса винтами добиться четкого изображе­ния. Рассмотреть микропрепараты, сравнить их и указать следующие различия: клетки эпителиаль­ной ткани располагаются плотно, прилегая друг к другу, а в соединительной ткани — рыхло. Межкле­точного вещества в эпителиальной ткани мало, а в соединительной много.

Э пителиальная ткань клетки располагаются плотно, прилегая, друг к другу, а соединительная ткань рыхло. Межклеточного вещества в эпителиальной ткани мало, а в соединительной много.


Билет № 6

 

1.
Углеводы и жиры, их роль в организме.

2.
Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

3.
Составьте схемы пищевых цепей аквариума, в ко­тором обитают карась, улитки (прудовик и катуш­ка), растения (элодея и валлиснерия), инфузо­рия-туфелька, сапрофитные бактерии. Объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.


^ 1.

 

1.
Органические вещества клетки: углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ. Макро­молекулы — крупные и сложные по строению моле­кулы органических соединений, состоящие из более простых молекул — «кирпичиков».

2.
Углеводы — органические соединения, состоя­щие из углерода, водорода и кислорода.

3.
Строение углеводов. Простые углеводы глюкоза, фруктоза. Наличие глюкозы в составе фруктов, овощей, крови человека, фруктозы — в со­ставе фруктов и меда. Сложные углеводы — макро­молекулы, состоящие из остатков молекул простых углеводов. Примеры сложных углеводов: целлюло­за (клетчатка), крахмал, гликоген — животный крахмал, образующийся в печени. Образование мо­лекул целлюлозы, крахмала и гликогена из остат­ков молекул глюкозы. Наличие в одной молекуле крахмала от нескольких сотен до нескольких тысяч остатков молекул глюкозы, а в составе молекулы целлюлозы — свыше 10 000 звеньев. Прочность и нерастворимость молекул сложных углеводов.

4.
Роль углеводов в организме:


  • запасающая — способность сложных углево­дов накапливаться, образуя запас питательных ве­ществ. Примеры: накопление крахмала в клетках клубней картофеля, корневищ многих растений; об­разование из молекул глюкозы и накопление в клет­ках печени гликогена;

  • энергетическая — способность молекул угле­водов окисляться до углекислого газа и воды с осво­бождением 17,6 кДж энергии при окислении 1 г уг­леводов;

  • структурная. Углеводы — составная часть раз­личных частей и органоидов клетки. Пример: нали­чие клеточной оболочки, состоящей из целлюлозы и играющей роль наружного скелета у растений.

5.
Жиры — органические вещества. Гидрофобность (нерастворимость в воде) — главное свойство жиров.

6.
Содержание жиров в клетках в среднем от 5 до 15%, в клетках жировой ткани — до 90%.

7.
Роль жиров в организме:


  • энергетическая — способность окисляться до углекислого газа и воды с освобождением энергии (38,9 кДж энергии при окислении 1 г жиров);

  • структурная. Жиры входят в состав плазмати­ческой мембраны;

  • запасающая — способность жиров накапли­ваться в подкожной жировой клетчатке у живот­ных, в семенах некоторых растений (подсолнечник, кукуруза и др.);

  • терморегуляционная: защита организма от ох­лаждения у ряда животных — тюленей, моржей, китов, медведей и др.;

  • защитная: у ряда животных защита организма от механических повреждений, предохранение от смачивания водой перьев или волосяного покрова.


2.

 

1.
Кожа, слизистые оболочки, выделяемые ими жидкости (слюна, слезы, желудочный сок и др.)первый барьер в защите организма от микробов. Их функции: служат механической пре­градой, защитным барьером, предупреждающим попадание микробов в организм; вырабатывают ве­щества, обладающие противомикробными свойст­вами.

2.
Роль фагоцитов в защите организма от микробов. Проникновение фагоцитов — особой группы лейкоцитов — через стенки капилляров к местам скопления микробов, ядов, чужеродных бел­ков, попавших в организм, обволакивание и перева­ривание их.

3.
Иммунитет. Выработка лейкоцитами анти­тел, которые разносятся кровью по организму, со­единяются с бактериями и делают их беззащит­ными против фагоцитов. Контакт некоторых видов лейкоцитов с болезнетворными бактериями, ви­русами, выделение лейкоцитами веществ, кото­рые вызывают их гибель. Наличие в крови этих защитных веществ обеспечивает иммунитет — невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Действие разных антител на мик­робы.

4.
Предупреждение инфекционных заболева­ний. Введение в организм человека (как правило, в детском возрасте) ослабленных или убитых возбу­дителей наиболее распространенных инфекцион­ных заболеваний — кори, коклюша, дифтерии, полиомиелита и др. — для предупреждения забо­левания. Невосприимчивость человека к этим заболеваниям или протекание болезни в легкой форме благодаря выработке в организме антител. При заражении человека инфекционной болезнью введение ему сыворотки крови, полученной от пере­болевших людей или животных. Содержание в сы­воротке антител против той или иной болезни.

5.
Профилактика ВИЧ-инфекции и заболева­ния СПИДом. СПИД — инфекционное заболева­ние, для которого характерен дефицит иммуните­та. ВИЧ — вирус иммунодефицита человека, вызы­вающий потерю иммунитета, что делает человека беззащитным перед инфекционным заболеванием. Заражение происходит половым путем, а также при переливании крови, содержащей ВИЧ, использова­ние плохо стерилизованных шприцев, при родах (заражение ребенка от матери — носительницы воз­будителя СПИДа). В связи с отсутствием эффектив­ного лечения важна профилактика заражения ви­русом СПИДа: жесткий контроль донорской кро­ви и кровепрепаратов, использование одноразовых шприцев, исключение беспорядочных половых свя­зей, применение презервативов, ранняя диагности­ка заболевания.


3.

Аквариум — модель экосистемы, ограниченное водное пространство. Три группы организмов, оби­тающих в аквариуме: производители органи­ческих веществ (водоросли и высшие водные рас­тения); потребители органических веществ (рыбы, одноклеточные животные, моллюски); раз­рушители органических веществ (бактерии, гри­бы, разлагающие органические остатки до минераль­ных веществ). Пищевые цепи аквариума:

с апрофитные бактерии инфузория-туфелька карась;

с апрофитные бактерии моллюски;

р астения рыбы;

о рганические остатки моллюски.

Моллюски очищают стенки аквариума и поверх­ность растений от различных органических остат­ков. Исключение моллюсков из пищевой цепи при­водит к помутнению воды в результате массового размножения бактерий, а также выделения рыба­ми продуктов обмена и непереваренных остатков пищи.


Билет № 7

 

1.
Современная система органического мира.

2.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропре­параты тканей растений. Найдите среди них по­кровную. Свой выбор поясните.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.