Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды речи и психология ее понимания




Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Особенности речевого поведения педагога (юриста).

Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Функции общения. Виды общения. Специфика общения педагога (юриста).

 

Под общением понимается реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения вообще (Леонтьев А. А., 1965). И наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (Леонтьев А. А., 1975).

ОБЩЕНИЕ1. Сложный, много­плановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в де­ятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработ­ку единой стратегии взаимодей­ствия, восприятие и понимание парт­нера.

2. Осуществляемое знаковыми сред­ствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятель­ности совместной и направленное на значимое изменение в состоя­нии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

3. О. — одна из основных психологи­ческих категорий. Человек стано­вится личностью в результате вза­имодействия и общения с другими людьми. О. — сложный, многопла­новый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностью в со­вместной деятельности и включа­ющий в себя обмен информацией выработку единой стратегии взаи­модействия, восприятия и понима­ния партнера по общению. Ввиду сложности и емкости фено­мена общения толкование этого понятия зависит от исходных тео­ретических и критериальных осно­ваний. В самом общем виде обще­ние выступает как форма жизнеде­ятельности.

Понятие О. близко соотносится с по­нятием коммуникации. Акт О. ана­лизируется и оценивается по следу­ющим компонентам; адресант — субъект О., адресат — кому направ­лено сообщение, сообщение — пе­редаваемое содержание, код — средства передачи сообщения, ка­нал связи, и результат — что дос­тигнуто в итоге О.

В отечественной психологии суще­ствует несколько подходов к пони­манию общения. Предпочтитель­ным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сво­дить общение к одной из его сто­рон — либо к обмену информаци­ей, либо к взаимодействию, к вли­янию одной Общающейся стороны на другую, либо к процессу меж­личностной перцепции. В наиболее обобщенных классифи­кациях выделяются три стороны общения: 1) коммуникативная; 2) ин­терактивная; 3) перцептивная.

Существуют следующие виды О.: 1) информационно-коммуникатив­ное, охватывающее процессы при­ема-передачи информации; 2) регуляциоино-коммуникативное, свя­занное со взаимной корректировкой действий при осуществлении дея­тельности совместной; 3) аффектив­но-коммуникативное, относящееся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

ОБЩЕНИЕ: УРОВЕНЬ — согласно одному из подходов, выделяются:

1) макроуровень —- выражается в том, что человек общается с други­ми людьми соответственно сложив­шимся общественным отношениям, традициям и обычаям;

2) мезауровень - общение в преде­лах содержательной темы, однора­зовое или многоразовое;

3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и вы­ражающийся в определенных вне­шних показателях — простейшие элементы, лежащие в основе дру­гих уровней: вопрос — ответ, ру­копожатие, акт мимический и пан­томимический, и др.

Согласно другому подходу: 1) уро­вень конвенциональный; 2) уровень примитивный; 3) уровень манипулятивный; 4) уровень стандартизо­ванный; 5) уровень деловой; 6) уро­вень игровой; 7) уровень духовный.

В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например пищи.

По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае – потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

1-я классификация. (взять на выбор)

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Идентификация — мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Рефлексия — осмысле­ние индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

Аттракция — процесс формирования привлека­тельности человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

2-я классификация:

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Для представителей педагогического и юридического труда одной из главных сторон деятельности является коммуникативная, представляющая собой общение, в юридической области в условиях правового регулирования. Естественно, в таких условиях общение протекает несколько иначе, чем в обычной жизни. Правовое регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения. Это связано как со спецификой общения, регламентированной правами и обязанностями сторон, а также их ролями (участников процесса, например), так и с тем, что на процесс общения оказывает влияние ситуация (оно чаще всего протекает в условиях повышенного эмоционального напряжения).

Педагогическое общение. Педагог использует разные виды педагогического общения, различающиеся по задачам и способам реализации: передача информации или обмен информацией, взаимопознание участниками педагогического процесса, взаимодействие и организация реального сотрудничества, взаимообмен духовными ценностями, мобилизация психологических резервов участников общения, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе и т.д.. В зависимости от учета мнения других людей различают авторитарный, либеральный, демократический стили педагогического общения. Таким образом педагогу необходимо владеть широким спектром видов общения в зависимости от постановки задач, гибкого перестраивания в ходе общения и т.д.

Педагогическое общение -система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.

Особое место в человеческой жизни, поведении и психике зани­мает речевая деятельность. Этот термин употребляется обычно для обозначения специфического вида психики и поведения, ис­пользующего язык в качестве своего орудия, средства. Человече­ская психика является внутренне опосредствованной, вооруженной знаком, в той или иной мере речевой. Но взятая в отдельности, речевая деятельность становится не внутренней, а материальной.

Речевая деятельность осуществляется посредством материальных слов и знаков. Известное в психологии единство мышления и речи есть «показательное» единство идеального и материального. По­этому речевая деятельность — это не простой набор объективно существующих слов, а особый вид психической деятельности.

Необходимо разводить два сопряженных явления: объектив­ное и субъективное.

Язык — образование объективное, социаль­ное, общечеловеческое. Это структурированная система знаков (кодов, символов, слов), исторически сложившаяся и существу­ющая в общественной практике людей (предшествующих и живу­щих поколений). Язык создается, реализуется, изменяется конк­ретными людьми, но существует объективно, т.е. независимо от индивидуального пользователя или своего носителя. В мире изве­стно более 2,5 тыс. языков, которые изучает разветвленная на­ука—лингвистика

Речь — это феномен субъективный, психологический, разверну­тый процесс, вид психической деятельности, тип поведения (словес­ного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства. Речевая деятельность сама по себе материаль­на, но исследуется особым межпредметным разделом психологии — психолингвистикой. Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специфическими и очень широкими, по существу, глобальными функциями.

Функции речи:

Первая функция, называемая номинативной, заключается в том, что каждое слово в составе человеческого языка предметно соот­несено, т.е. обозначает предмет. Таким предметом может быть как вполне конкретная вещь, так и обобщенное свойство, качество, мно­гообразное действие и совершенно абстрактное явление.

Вторая функция речи, по сути, производна от первой, благодаря ей происходят фиксация и передача опыта, в том числе в аспекте общечеловеческом, историческом.

Третья функция речи заключается в реализации общения, о значении которого в жизни и психике человека говорилось не­однократно. Общение — это не только обмен информацией, но и условие взаимодействия людей, без которого невозможна сама че­ловеческая жизнь, поэтому эта функция речи распространяется шире, чем обеспечение общения. Речь становится мощным средством воздействия на других людей, средством координации и управле­ния, универсальным регулятором межчеловеческих взаимоотно­шений. Диалог — это речевое взаимодействие, в котором реализу­ется и межличностное восприятие, и взаимопонимание, и эмоцио­нальное принятие (или непринятие) другого человека.

Относительно четвертой функции речи следует сказать особо. Это обширная, разветвленная функция внутреннего опосредствования всей человеческой психики.

В структуре речи выделяют три основных, несомненно, связанных компонента.

1. Значение слова — это объективно сложившаяся система всех объяснений, толкований, использований и нюансов данного слова, его связей и отношений с другими словами. Значение создается в практике людей, в реальной жизни, а потому существует исторически.

2. Вторым компонентом речи является смысл слова. Это индивидуальное, субъективное значение слова, которое наиболее соответствует практике, контексту, реальной ситуации, личности. Смысл рождается в системе деятельности, в отношениях мотива и цели и становится феноменом личностным, психологическим, в отличие от объективного значения. Но смысл выражается посредством значе­ний, путем выбора одного из них из существующей (известной ин­дивиду) системы. Поэтому речевая деятельность избирательна. Всегда идет «работа» по выбору «нужного значения» или смысла.

3. Третий компонент содержания речи — это эмоциональная «окраска» слова, т.е. субъективное переживание, которое связано у личности с данным словом (его значением и смыслом). В реальной речевой практике смысл и эмоция, конечно, слитны, даны в одной яркой субъективной картинке. Однако с теоретической точки зре­ния различение этих понятий вполне обоснованно и практически необходимо.

Речь, как и любое другое сложное явление, можно и нужно классифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю.

Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по при­знаку ее физического исполнения, по виду материального носителя слова как единицы языка: звук либо письменный знак.

Рассмотрим разновидности устной речи в направлении их ус­ложнения и в очередности формирования в процессе психического развития личности.

1. Самой простой и ранней формой является аффективная речь, название которой обусловлено особенностями мотивации. Такая речь побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. В аффективной речи не «срабатывают» ни значение, ни смысл слова. Остается только один речевой компонент — это «захватившая» человека эмоция.

2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собесед­ника, партнера, т.е. какое-либо общение. Формы и вариации диалога могут быть очень разными, даже мало похожими по содержанию, целям, средствам, условиям, участникам, видам контакта. Это, напри­мер, и эмоционально насыщенное общение малыша с мамой, и раз­вернутый философский диалог трагедийных героев на театральной сцене, и стандартные и обыденные, зачастую формальные коммуни­кации по поводу состояния здоровья или погоды, равно как и сложные, специфические виды профессионального диалога педагога, юрис­та, психолога-консультанта, логопеда, руководителя.

Общим для диалогической речи остается то или иное разделе­ние распределение между участниками мотива общения и его со­держания, мысли, темы. В диалоге проявляются личности обоих участников совместной речи. Поделить побуждения и мысли мож­но по-разному, в разных количественных и качественных соотноше­ниях. Но в любом варианте в диалогической речи всегда присут­ствует ситуативный внеречевой контекст, задействованы неязыко­вые средства (мимика, жесты и др.), поэтому в диалоге возможны, допустимы, а иногда просто необходимы грамматические сокраще­ния,' языковые упрощения.

Существует и такое схематическое разделение двух основных разновидностей диалогической речи:

драматическая речь, которая обладает высокой эмоциональ­ной насыщенностью, богатством внеречевых средств, построена ко­роткими фразами как прямая, разговорная речь;

эпическая речь, возникающая в онтогенезе позднее и явля­ющаяся косвенной, грамматически развернутой.

Письменная речь формируется у ребенка позже всех видов уст­ной, на их основе и является психологически самой сложной.

Несколько особняком от перечисленных видов речи находится так называемая эгоцентрическая речь. Эгоцентри­ческая речь не первична у ребенка, а производна от его внешней устной речи; это как бы начало, определенная стадия формирова­ния внутренней речи, которая и у взрослого человека может быть «эгоцентричной», оставаясь при этом социализированной по проис­хождению. Любая речь ориентирована в конечном счете на реали­зацию того или иного взаимодействия и общения человека с други­ми людьми. Любое осмысленное человеческое высказывание имеет своего адресата, предполагает наличие понимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.