Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема личности в истории философии




Личность - это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств,

реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко

- в социальной жизни. Такой подход обеспечивает то, что ничто человеческое (за

исключением немного, сугубо инстинктивного, чисто биологического) в том числе

темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в личности. Вместе

с тем, в личности они представлены лишь в тех проявлениях, которые значимы для

социальной жизни.

Индивид, соответственно, - это единичный человек какбиосоциальное существо, особь. Индивидуальность - это характеристикауникальности, неповторимости, присущей данной личности (Эфендиев, 1993).Следовательно: а) личность - это любой человек (а не только яркий,исключительный), рассмотренный в его социальности как ответственный исознательный субъект (деятель) социальной жизни; б) индивидуальность можетбыть присуща каждой личности, а не только наиболее талантливым людям.Проблема “личность и общество” рассматривается (Сорокин, 1992; Эфендиев, 1993) вдвух основных относительно независимых, но тесно взаимосвязанных ракурсах: а) Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроенасоциальная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целомсоотносятся с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могутвыражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительнособственной логике развития.Являясь единственным реальным участником социальной жизни, личность так илииначе организует свои изобретения, творения (имеется в виду социальныеинституты, социальные общности, общество в целом) как явления в конечномсчете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институтвыражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем, приобретаетопределенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикойразвития, которая несводима к логике элементарных связей между людьми.Выделяется как бы два “этажа” социальных процессов. Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в историичеловечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят наповерхность в периоды кардинальных структурных изменений, реформ, революций ит.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, социальныеинституты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личныхпотребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизниидет поиск более рациональных форм самоорганизации, в том числе самоограничениячеловека ради самого человека. Результатом таких исторических сдвигов явилосьгражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощенная воВсеобщей декларации прав человека. Результатом таких исторических сдвиговявилось гражданское общество, идея и практика приоритета личности, воплощеннаяво Всеобщей декларации прав человека, в жизни развиты демократий и т.д. На втором этаже реализуются относительно спокойные, стабильные процессысоциальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимостьсоциальных институтов, общества от личности; прежде всего бросается в глаза тотфакт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальныесвязи, институты и не вправе их переустраивать, изменять по своему разумению.По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильностизанимают большую (подавляюще большую) часть человеческого общества. б) Второй ракурс проблемы “личность и общество”: как личностьвзаимодействует с другими в конкретном социуме, насколько способна проявитьсвою независимость, автономность; или общество, общественные связи, институтыдостаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности,ее взлеты и падения.В последние годы все явственнее обнаруживает себя то обстоятельство, что неполучили столь же убедительного ответа проблемы автономии и неповторимости,уникальности конкретной личности. И это стало серьезным моментом,сдерживающим развитие как социологических, так и философских знаний.Главные трудности, с которыми столкнулись, например, социологи при описанииличности, связаны не только и не столько с тем, что социологическая и другиенауки долгие годы не обращала внимания на проблемы автономии личности, ееиндивидуальности. Объяснение этих трудностей лежит гораздо глубже - в рамкахподхода, избранного в свое время социологией, проблемы автономии ииндивидуальности возникали как случайные, несущественные, а может быть дажекак помехи, но не как изначальные и во многом решающие моменты.Значительное большинство моделей личности (Лабриола, 1960; Самореализация...,1979 и др.) рассматривают ее как совокупность общественных отношений,социальных ролей; она скорее напоминает сколок общества, его индивидуальнуюпроекцию. Активность личности, ее автономия, воображение, предпочтения в этомслучае - явления производные, вторичные, полностью определяемые средой, еекультурой и т.д. Это активность адаптации, приспособления, заимствования,подражания. Функции, роли личности, их типичное для данной историческойсреды, социальной группы и т.д., содержание во многом “продавливает” вдуховных структурах человека определенные типологические свойства.Сейчас же (Сорокин, 1992; Эфендиев, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.)взаимодействие личности и социальной среды в самом общем виде понимается какдеятельность удовлетворяющего свои потребности, преследующего свои цели вконкретных социальных связях и взаимодействиях индивида. Иначе говоря, речьидет об активном утверждении личностью своих потребностей, оее самостоянии, где адаптация, приспособление к среде всего лишь момент, подчиненный задачам самореализации личности.В той мере, в какой любое явление зависит от условий своего существования, втой мере и личность естественно зависит от внешних условий, обстоятельствсвоей жизни.Взаимоотношения личности и социальной среды скорее можно описать по формуле: поиск (личности) - предложения (общества) - выбор (личностьиз предложенного обществом). Автономия, а значит и ответственность личности проявляется как в процессе восприятия осмысления ею предложений,условий, требований, предъявляемых обществом (ведь каждый эти требованияпонимает по своему, избирательно, в соответствии со своими представлениями одолжном, благе, ценном), так и в процессе осуществления ею своих социальныхролей.

 

Понятие личности, ее сущность, структура, социальные роли. Личность и общество.. Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Одна из главных тайн человека - тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социа-лизации). Личность предстает в трудах мыслителей устремленной к миру и другим людям.

В философии определились следующие черты личности: способность к "трансцендированию", т.е. выходу за собственные пределы; способность отказаться, "освободиться" от своего Я, чтобы открыться "другому"; способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять - значит простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к прощению другого. Личность пытается найти вину в себе, а не в другом; способность взять на себя ответственность за судьбу "другого", разделить с ним его огорчения, радости и заботы; способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию. Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Социокультурная теория объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Социокультурный подход объясняет специфически человеческое психическое (ду-ховное) развитие человека как продукт развития общества, всей истории развития человечества. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) человеком общественно-исторического опыта. Суперэго - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности: - один - внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно " живущий " для самой личности; - второй - деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком. Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, " совпадение " актов сознания и поведения, другим - наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние. Для социологии наиболее значительным является осмысление перехода, превращение в структуре личности факта, момент, ситуацию деятельности. Этот процесс охватывает обе разновидности личностных структур, и именно его следует считать "ядром" личности как системы.Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия "индивид" и "личность" являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно яв-ляется очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивидСам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осу-ществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устрем-лениях, - это уже деградирующая личность Лишение индивида общения и возможности выбора, извест-ной свободы действий также отрицательно сказывается на раз-витии личности и ее самочувствии Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким дру-гим способом, как только в реальной практической деятельнос-ти и в определенных социальных условиях. Таким образом, быть личностью трудно. Но еще труднее быть счастливой личностью. Свобода и ответственность под-линной личности, требующие постоянного творчества и посто-янных мук совести, страданий и переживаний, очень редко со-четаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.