Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии общественного прогресса. Сложной проблемой является критерий общественного прогресса, то есть критерий выделения идеального общественного строя




Сложной проблемой является критерий общественного прогресса, то есть критерий выделения идеального общественного строя. Исторический материализм считал, что низшим, простым, частичным являются общества, в которых в той или иной форме существует частная собственность, неравенство, эксплуатация человека человеком, государство не выражает интересы эксплуатируемого большинства и т.п. С этой точки зрения социалистическое (в СССР) общество считалось более высшим, сложным, целостным, потому что в нем была государственная собственность, классовая однородность (отсутствие антагонистических классов), диктатура пролетариата, единомыслие, тоталитаризм и т.п.

Большинство буржуазных ученых полагают, что признаком прогресса общества является расширение реальной свободы граждан, решение проблемы сочетания социального равенства и эффективности общественного производства, улучшение материальных условий своей жизни. Улучшение материальных условий жизни и увеличение ее продолжительности до сих пор является главным критерием общественного прогресса, а значит, и общественных формаций. С этой точки зрения западный капитализм оказался более прогрессивным обществом, чем советский социализм, а буржуазный социализм более прогрессивным, чем оба предыдущих типа обществ.

Большинство живших еще в XVIII в. лелеяли мечту о земном рае, в котором были бы реализованы не только материальные, но и экономические, политические, духовные потребности. В этом рае должны были отсутствовать войны и эксплуатация, бедность и преступления, торжествовать свобода, равенство, братство, счастье людей. Просветители исходили из того, что природа всегда щедра, а люди разумны. Препятствием на пути реализации земного рая является неразумная общественная формация. Для ее улучшения нужны конституционные реформы, новые законы, а потом и новое общественное устройство.

Утопизм такого понимания критерия общественного прогресса заключался в том, что удовлетворение растущих материальных потребностей растущего числа людей, их борьба между собой за существование в условиях истощающейся природы не могут способствовать созданию земного рая. Кроме прочего, не учитывалось, что большинство людей заурядны, а ум может заблуждаться в выборе и целей, и средств их реализации. Сейчас, когда в мире возникла пролетарско-социалистическая, буржуазно-социалистическая и либерально-коммунистическая (США) формации, это стало очевидным.

Вера в беспредельные возможности преобразования обществом природы, нашедшая отражение в социалистических, либеральных, социал-демократических теориях общественного прогресса, была поставлена под сомнение разразившимся экологическим кризисом и опасностью гибели человечества. В 1972 г. ученые Римского клуба опубликовали исследование "Пределы роста", в котором осудили существующий до сих пор прогресс в потреблении природы и ее загрязнении. Аурелио Печчеи, руководитель Римского клуба, писал, что человеческая культура...была и остается культурой, отдающей предпочтение количеству перед качеством... и бездумно расточает ее (планеты. - С.В.) ресурсы, не обеспечивая при этом полного и разумного использования человеческих возможностей [1].

1 Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985. - С. 150.

В условиях глобализации, экологического кризиса, постиндустриальной формации вышеназванный критерий общественного прогресса ставится под сомнение. Человечество не может отказаться от общественного прогресса. Это связано и с увеличением его численности, и с развитием его потребностей, и с конкуренцией, и со стихийностью развития. Но характер общественного прогресса человечество изменить может, в частности, отдав предпочтение его качеству, в ущерб количеству.

Сторонники спонтанного (стихийного), не направляемого глобальными социальными прожектами (типа коммунистического) развития исходят из того, что К. Поппер назвал "социальной инженерией частных решений", то есть решений, не связанных с глобальным переустройством общественных формаций по заранее придуманному плану какими-то великими мыслителями, например Марксом и Лениным. В условиях углубляющегося экологического кризиса и глобализации инженерия частных решений становится недостаточной. Необходим также глобальный проект переустройства Человечества, его коэволюции с Природой. Каким частным критериям этот проект должен соответствовать?

В сфере материального производства это более углубленная переработка природного сырья и отвалов, с одной стороны, и предельная очистка от вредных веществ промышленных отходов. В сфере политики это отказ от экологически необоснованных прожектов, создающих опасность для жизни людей. В мировоззренческой сфере это отказ от теорий линейного прогресса, разработка теорий спиралевидного развития, взаимосвязи общественного прогресса и регресса. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро руководители большинства стран мира впервые определили концепцию "устойчивого развития". Всем странам, особенно промышленно развитым, предлагалось добиться нулевого роста экономик, усилить работу по охране окружающей среды.

Некоторые ученые предлагают в качестве интегративного критерия общественного прогресса

уровень гуманизации общества, то есть положение в нем личности: степень ее экономического, политического освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья... Таковым, - пишет С.Э. Крапивенский, - на наш взгляд, является средняя продолжительность жизни [1].

1 Крапивенский С.Э. Социальная философия. С. 333.

В этом высказывании неявно предлагается повысить качество жизни стран второго и третьего мира (включая, разумеется, Россию), что ускорит наступление экологической катастрофы.

Уже доказано, что уровень материального потребления развитых стран невозможно достичь в других странах, и от этой идеи нужно отказаться. Во многих странах мира люди счастливы при характерной для них продолжительности жизни, например аборигены Африки и Америки. Представления о качестве жизни и условиях счастья людей совершенно различны в Японии, Индии, Германии, Чечне и др. Навязывать всем народам западноевропейское понимание критерия общественного прогресса неразумно, его не примут другие народы.

Развитые страны вообще могут отказаться от концепции общественного прогресса, заменив ее концепцией общественного развития, в которой диалектически соединены две противоположности - прогресс и регресс, эволюция и революция. Развитые страны должны смириться с циклическим ходом общественного развития, отказавшись от теории линейного прогресса в его количественном выражении, сделав упор на регрессивном характере развития в III тысячелетии. Этим странам имеет смысл признать, что человечество прошло стадии становления и расцвета и вступило в стадию упадка и гибели. В стадии упадка ведущей становится регрессивная сторона, борьба с которой является главной задачей человечества. Нужно говорить не о потребительском гуманизме, а о выживании человечества.

Исходя из сказанного, критерием общественного развития в III тысячелетии имеет смысл считать выживание человечества в условиях углубляющегося экологического кризиса. Исходя из этого критерия и должен быть создан глобальный проект общечеловеческого переустройства, включающий в себя и тактику социальных инженерий частных решений.

  1. Этот критерий требует изменения мирового порядка, общественных формаций, ориентированных на прибыль и массовое потребление. Создание нового мирового порядка, формирование наднациональных органов власти являются важнейшим условием реализации данного критерия общественного развития.
  2. Постепенный, добровольно-принудительный отказ высокоразвитых стран от общества массового потребления. Эту часть задачи осуществить очень трудно, так как "золотой миллиард" не собирается отказываться от высокого качества жизни, если к этому его не принудят какие-то внешние обстоятельства [1].
    1 Разрыв в доходах между пятой частью мирового народонаселения, живущего в богатейших странах, и пятой частью, живущей в беднейших странах, в 1977 г. выражался соотношением 74: 1, по сравнению с 60: 1 в 1990 г. и 30: 1 в 1960 г. В XIX столетии неравенство тоже быстро росло, когда наступила эпоха быстрой глобальной интеграции: разрыв в доходах между богатейшими и беднейшими странами увеличился с 3: 1 в 1820 г. до 7: 1 в 1870 г. и 11: 1 в 1913 г. (Глобализация с человеческим лицом // Доклад ООН. - 1999. - С. 3).
  3. Переориентация гигантских военных расходов на охрану окружающей среды, улучшение качества жизни, модернизацию отсталых стран. Это относится к программе "звездных войн", расходам на военное противостояние в странах Африки, Азии, Латинской Америки.
  4. Формирование разумных материальных, социальных, духовных потребностей людей. Это позволяет отказаться от абстрактных рассуждений о гуманизме, безотносительно к проблеме взаимосвязи экологического кризиса и материального производства.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.