Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая Лафера. Влияние ставки налога на предложение труда, капитала и сбережения




Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лэффера

Рис. 3.12. Кривая Лэффера

 

Предложение труда непосредственно реагирует на систему налогообложения. Подоходный налог воздействует на поведение наемного работника так же, как снижение цены труда. Если с каждого рубля заработной платы взимается налог в размере t копеек, то при номинальной цене труда rL реальная его цена с позиций работника составляет:

 

(1 – t) r L, где 0 < t < 1

 

13. Мировая валютная система. Валютный курс.

Под валютной системой подразумевается совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты (денежной единицы страны).

Различают национальные, региональные (действующие в группе стран) и мировые валютные системы. Целью валютной системы является создание условий для того, чтобы обеспечивались денежные расчеты внутри страны и между странами.

Международная и региональная валютные системы обеспечивают международное разделение труда и внешнюю торговлю.

Международная валютная система – форма организации международных денежных расчетов, необходимых при экспорте и импорте товаров и услуг, операциях с денежными переводами и капиталами.

Валюту подразделяют на неконвертируемую (используемую в пределах одной страны) и конвертируемую. Конвертируемая (обратимая) валюта беспрепятственно обменивается на любую иностранную (например, валюта большинства западных стран). Валюта с ограниченной обратимостью (или частично обратимая) обменивается не по всем валютным операциям и не для всех владельцев.

В современных условиях, когда международное денежное обращение действует без единой основы – золота, применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий.

Фиксированный (твердо установленный) валютный курс может быть результатом соглашения заинтересованных стран о поддержании пропорции обмена своих валют на определенном уровне. В случае отклонения курса национальной валюты от установленной величины центральный банк страны – участницы соглашения проводит интервенцию (вмешательство) на валютном рынке. А именно: он покупает или продает национальную валюту с целью восстановить фиксированный уровень своей денежной единицы. Плавающий курс – это обменный курс на валютном рынке.

При установлении экономических отношений между странами определяется валютный курс, по которому взаимно обмениваются национальные валюты. Этот курс объединяет название пропорции обмена двух валют: девизный и обменный курсы.

Девизный курс показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной. Девизный курс – это цена отечественной валюты, выраженная в единицах иностранной

Колебания валютного курса приводят к двум основным последствиям: ухудшению или улучшению положения с экспортом или импортом.

Паритет – равенство соотношения между денежными единицами различных стран по их покупательной силе. При таком паритете валютный курс каждой страны способствует выравниванию стоимости товаров внутри страны со стоимостью товаров за границей.

Паритеты покупательной способности (ППС) представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки определенного стандартного набора товаров и услуг за одну денежную единицу базовой страны.

Паритет покупательной способности облегчает соизмерение уровня цен в разных странах. Сопоставимый уровень цен рассчитывается как отношение ППС к валютному курсу.

Использование ППС позволяет исправить недостатки рыночных валютных курсов, возникающих при определении степени развития экономики разных стран. Эти недостатки выражаются в том, что уровень производства стран с невысоким уровнем доходов (скажем, Индия, Китай) оказывается заниженным. Это объясняется тем, что в этих государствах значительная часть продукции создается в трудоемких отраслях хозяйства, которые оцениваются очень дешево.

14. Монополия. Виды монополии. «Ножницы» рыночных цен. Способы конкуренции

Существуют два основных вида взаимоотношений между продавцами и покупателями – свободная конкуренция и абсолютная (полная) монополия.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Она порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого участника рынка, его зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с теми, кто также стремится получить наибольший доход.

По масштабам конкуренция может быть:

• индивидуальной (один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

• массовой (в соперничестве принимают участие многие товаровладельцы на местном или национальном рынке);

• международной (предприятия и государства борются на мировом рынке).

По характеру конкуренция делится: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Законы массовой конкуренции. В условиях микроэкономики начинается массовая конкуренция, захватывающая всех участников рынка. Такая конкуренция разгорается при значительном отклонении рыночной цены, спроса и предложения от их равновесного состояния. Это происходит, как известно когда образуется избыток нераспроданных товаров или их дефицит.

Массовая конкуренция является рыночным регулятором, который воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Она устраняет избыток и нехватку товаров на рынке, а также приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

Абсолютная монополия. Монополия – крупный собственник товаров и денег, который захватывает подавляющую часть рынка в целях своего обогащения.

Монополии различаются по степени охвата рыночной экономики. Наибольшей степени охвата достигает абсолютная (полная) монополия, которая может распространяться на рыночные сделки в масштабе как отдельных частей рыночного пространства (местных и отраслевых рынков), так и всей страны.

Абсолютной может быть монопсония – хозяйственная организация, скупающая у продавцов всю товарную продукцию.

B зависимости от характера и причин возникновения монополии делятся на легальные, естественные и искусственные.

1. Легальные (законные) монополии образуются на основании принятых государством законов. К ним можно отнести ряд монополистических объединений:

2. Естественные монополии создают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства

3. Искусственные монополии. Под этим условным названием имеется в виду объединение предприятий, которое не имеет юридической защиты от конкурентов. В целях получения собственных выгод такая монополия преднамеренно меняет структуру рынка:

К искусственным монополиям относятся картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами продают на рынке; они договариваются о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; за участниками объединения сохраняется собственность на материальные условия хозяйствования, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создается совместная собственность группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые особенно в условиях инфляции устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности и в сельском хозяйстве.

Чтобы удерживать выгодное положение на рынке, монополистические объединения экономическими и другими методами решительно расправляются с конкурентами.

• Хозяйственный бойкот – частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами

• Демпинг – преднамеренная продажа товаров по «бросовым» ценам с целью разорения конкурента.

• Ограничение продажи товаров самостоятельным (независимым от монополии) фирмам

• Регулирование цен: монополисты повышают цены на продукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно снижают их для крупных покупателей.

• Использование финансовых средств борьбы с конкурентами

• Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоединения» к монополиям. Последние используют для этого различные приемы: подделывают продукцию конкурентов, нарушают патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Ведя борьбу с конкурентами, многие фирмы занимаются «промышленным шпионажем», используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий- конкурентов и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.