КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкретные позиции личности
Частные позиции личности (ценностные отношения к определенным областям действительности) Человеческая деятельность и ее продукты - деловая позиция Прекрасное - эстетическая позиция Человек (другие люди, я сам) - нравственная позиция Отечество (Родина) - гражданская позиция личности (ценностные отношения к отдельным социальным явлениям) Природа; достижения искусства; внешний облик человека; его здоровье; оформление быта - эстетическая позиция личности Труд; его продукты, трудовой процесс; виды труда; профессия - деловая позиция личности Другой человек; Я сам; моральные нормы и правила взаимоотношений между людьми - нравственная позиция личности История Отечества; национальные традиции, обычаи; достижения нац. культуры - патриотическая позиция личности. Общественное устройство страны - общественная позиция личности. Государство - (внешняя и внутренняя политика) - политическая позиция личности. Закон - правовая позиция личности ^ Конкретные проявления качеств личности эстетический вкус трудолюбие, уважение к труду другого, настойчивость, целеустремленность, предприимчивость, упорство и др. гуманность, терпимость, добросердечность, отзывчивость, милосердие, самоуважение, честность, принципиальность, искренность и др. патриотизм, общественная активность, политическая активность, политическая грамотность, интернационализм, правовая грамотность и др.
На первом ярусе дерева целей - частные позиции личности, т.е. ценностные отношения воспитанника к важным компонентам социальной действительности: Отечеству, человеку, человеческому труду, прекрасному. Необходимо отметить, что выделение областей действительности происходит с ориентацией на общечеловеческие ценности. Второй ярус дерева целей воспитания образуется конкретизацией каждой из частных позиций личности, т.е. ценностным отношением воспитанника к более узким социальным явлениям (см. схему 2). Сложная картина целей воспитания наблюдается на следующем ярусе, к которой следует отнести конкретные качества личности. Необходимо выделение и яруса конкретных проявлений качеств личности как поведенческих позиций личности. В данном случае имеются в виду поступки и действия воспитанников в конкретных ситуациях. На этом ярусе дерева целей правомернее говорить не о целях воспитания, а о задачах. Вслед за А.Н.Леонтьевым цель необходимо связывать с проектированием деятельности, а задачу - с осуществлением действий по реализации цели: "Задача - это и есть цель, данная в определенных условиях" (Леонтьев А.Н., М., 1977. С. 107). Поэтому необходимо считать, что воспитатель при планировании работы ставит воспитательные цели вне зависимости от их общности, а при реализации плана эти цели становятся задачами организуемой им воспитательной деятельности. Но важно отметить, что задачи вне зависимости от их конкретизации свою оптимизационную функцию выполняют только при соотнесенности с общей целью. Когда же задача абсолютизируется, ее значение преувеличивается, воспитательный процесс теряет оптимальный характер. Задачу можно рассматривать как необходимую, но недостаточную ступень на пути к общей цели. Следовательно, структура целей воспитания имеет иерархический характер: важна не только их совокупность, но и соподчиненность.
Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности. Среди промежуточных целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |