Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеологические течения в современном мире. 3 страница




Типологии современного лоббизма весьма многообразны. Различают лоббирование внутреннее (интересы в органах власти и управления отстаивают те, кто работает в них или имеет к ним доступ) и внешнее (направляемое на властную структуру извне). С подобного рода классификацией тесно связано выделение прямого (как правило, осуществляемого силами лоббистов-профессионалов, нанимаемых группой) и опосредованного лоббизма: через СМИ, общественное мнение, политические партии. Опосредованное лоббирование нацелено на общество.

Лоббирование может быть ведомственным (со стороны министерств и ведомств); отраслевым (со стороны монополистических или олигархических отраслевых кланов), региональным (со стороны представителей регионов, краев, областей, республик); иностранным (со стороны зарубежных групп давления). Кроме этого, эксперты предлагают выделить следующие направления лоббирования: вертикальное (обращенное к самым высоким должностным лицам, вплоть до президента и его советников) и горизонтальное (рассчитанное на более широкий круг лидеров общественного мнения). В зависимости от уровня власти, на котором действуют группы давления, различают лоббирование федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Технологиилобирования: участие в парламентских или ведомственных слушаниях; прямые контакты с официальными лицами для изложения групповой точки зрения; завязывание неформальных контактов с официальными лицами — на съездах, банкетах и т.д.; представление результатов собственных научных исследований или специализированной информации во властные структуры; вхождение в коалиции с другими организациями; попытки повлиять на процесс реализации решений; контакты с представителями СМИ; оказание помощи в подготовке законопроектов и проектов нормативных актов; организация кампаний по обращениям граждан во властные структуры; консультирование различных государственных органов и комиссий, финансирование избирательных кампаний; оказание влияния на назначения должностных лиц; организация демонстраций и движений протеста; подкуп, угрозы, шантаж и прочие незаконные и аморальные действия. В зависимости от используемых технологий различают лоббирование открытое, или публичное, и закрытое, или тайное. В современном западном обществе лоббизм превратился в профессию. Лоббист — профессия не такая уж редкая: в ФРГ на каждого депутата Бундестага приходится 20 лоббистов; в Конгрессе США их почти 25 тысяч. Профессия эта и весьма престижна.

Одним из механизмов лоббизма является продвижение своих интересов через точки доступа (проверенный институт, индивид, через который можно продвинуть интересы во власть). «Железный треугольник» — схема, когда интересы группы давления идут через «проверенного человека» в законодательный орган, а от него в исполнительный.

 

Отличительная особенность российского лоббизма — большой вес "внутренних лоббистов" (чиновник, занимающий важную государственную должность, отстаивающий интересы одной или нескольких отраслей или предприятий), что ведет к коррупции и решениям, не отвечающим интересам общества в целом.

В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности - условны.

Основная проблема для лоббизма в России — отсутствие единой этической и правовой системы контроля за лоббистской деятельностью.

 

29.Авторитарный режим: признаки и виды.

30.Тоталитарный режим: основные признаки и виды.

См. вопрос № 13.

 

31.Понятие, структура и уровни политического сознания.

32.Политическая идеология: понятие и место в структуре политического сознания.

33.Понятие политико-идеологической доктрины. Функции политической идеологии.

34.Классификация современных политических доктрин.

35.Политическая психология: понятие и место в структуре политического сознания.

Ценности и нормы в политике. Что связывает отдельных людей с политической властью в обществе? Прежде всего, это система ценностей социума, которая задает определенные нормы и правила отношений между людьми, в известном смысле, делая каждого из них 'человеком политическим' (homopolilicus), Нормы, регулирующие властные отношения между людьми, выступают в роли универсальных 'правил политической игры'.Политические нормы образуются путем соотнесения субъектами действий и самой деятельности и ее результатов с общими ценностями, признаваемыми при этом всеми участниками политической жизни.

Именно политические нормы создают несущий каркас принципов политического порядка и организации общества, а также кодекс правил политической игры.

Классический подход к определению понятия 'легитимации', как постоянно воспроизводящегося права на политическую власть, был разработан, так же как и категории 'легитимность', 'легитимный порядок', 'легитимное господство и подчинение', в трудах М. Вебера, как уже отмечалось ранее в главе, посвященной природе и структуре властного общения. Процесс легитимации власти, по М. Веберу, постоянно воспроизводится, при условии политической веры агентов этого отношения и ценностно-рациональной обусловленности их взаимных действий и мотивов.

На микроуровне включение в политическую жизнь происходит посредством политической социализации ирекрутирования индивидов, отражающих различные ступени их приобщения к политике: 1) первичное освоение ценностей и норм, 2) признание (непризнание) и поддержка существующей системы власти и 3) занятие определенной позиции внутри политического поля.

 

Субъективированное видение политики. Наряду с объективированным рассмотрением феномена политической жизни, возможно изучение политики как 'внутренней' структуры, когда требуется постижение субъективированного аспекта политического мира, а именно, политической активности социальных субъектов, проявляющейся в форме разработки идей, осуществления акций и деятельности институтов.

Эти принципы неявно использовались в политической теории уже Аристотелем, который начинает свою 'Политику' с характеристики мира политики как специфической формы общения между людьми, поскольку политическое общение предполагает взаимодействие отдельных людей (как частей общества) с государством (как общественным целым).

Сегодня весьма популярен своего рода 'микроподход' к политическим отношениям, когда 'первичной клеточкой' политического анализа в качестве главного политического субъекта становится индивид. Этот подход связан с теорией 'рационального выбора', исходящей из представления о том, что и 'избиратели, и политики — это субъекты, рационально преследующие цель максимальной выгоды или пользы'.

Действительно, политика проявляется в реальной жизни, прежде всего, как активность субъектов или как чья-то деятельность, направленная на достижение каких-либо целей. В соответствии с принципом активизма и деятельностным подходом в специальной литературе выделяются следующие основные формы активной жизнедеятельности: 1) познавательная; 2) практически-преобразовательная; 3) коммуникативная (или деятельность общения), и наконец, 4) ценностно-ориентационная. При анализе политической активности и деятельности как субъективированной формы политики можно рассмотреть измерение 'политического сознания и бытия'.

Рефлексивная ориентировка в политическом поле. Первое и исходное отношение социального субъекта к политическому миру связано с его рефлексивной формой активности — познавательной и оценочной деятельностью. Любой субъект политики, будь то индивид или группа, должен прежде всего сориентироваться в социально-политической ситуации, изучить и дать ей оценку.

'Материалистическое' и 'идеалистическое' понимание политики. Существует два теоретико-методологических подхода: 'материалистическое' и 'идеалистическое' понимание политики.

Одним из наиболее ярких примеров идеалистического подхода к объяснению соотношения политической действительности и политического сознания являются школа и традиция немецкой классической философии, и в том числе, система политической философии Г. В. Ф. Гегеля. С позиции гегелевской философии политики, государство есть особое проявление в политической действительности нравственной идеи. Идея или принцип государства непосредственно осуществляется, таким образом, в индивидуальном политическом сознании каждого гражданина.

К. Маркс прибегает к противоположному подходу, полагая в соответствии со своим материалистическим пониманием политики, что идеальные принципы и представления есть лишь отражение материальных (или экономических) интересов тех или иных классов. С точки зрения марксизма, политическое сознание общества и индивида в различные исторические периоды было обусловлено экономическими интересами и социальным положением господствующих классов. Результатом марксистского подхода к политике является известный вывод о том, что политические идеи и теории, чувства и представления являются порождением материальных интересов различных классов и, соответственно, политических учреждений и организаций, ими контролируемых.

Дуализм против монизма в политической гносеологии. Выходом из дилеммы: материалистичны или идеалистичны механизмы политики — мог бы стать отказ от самого принципа монизма и замена его принципом дуализма, в котором предполагается взаимная обусловленность обоих 'начал'; и идеального, и материального. В связи с этим можно было бы выделить две основных формы политической активности социальных субъектов: 1) духовно-рефлексивную и 2) материально-практическую.

Проблема соотношения материально-практического и духовно-рефлексивного измерений (начал) в механизме политической активности особенно остро обозначилась в сфере современной политической психологии в дискуссии между сторонниками поведенческого (бихевиоралистского) и когнитивного подходов. Первые, 'бихевиоралисты', в центре внимания видят категорию 'поведение', которая, по их мнению, и соединяет политическую активность социального субъекта с внешним миром посредством его 'мотивов' и 'установок'. В противоположность этому подходу 'когнитивисты' 'в центр исследования ставят политическую картину мира индивида, его политическое сознание, но выносят за скобки собственно поступок, политическое действие, которое они считают вторичным по сравнению с картиной мира индивида'.

Рефлексивная активность социального субъекта, следовательно, состоит из: 1) познавательной активности (анализа политической информации); 2) аксиологической ее стороны (оценки информации); 3) проективного аспекта (прогноза и проекта активности) и, наконец, 4) аспекта мотивационно-установочного, как бы завершающего формирование рефлексивной модели грядущей политической деятельности того или иного социального субъекта.

Политическое сознание имеет дело с субъективной рефлексией и умонастроениями тех или иных агентов политических отношении. Политическое сознание имеет при этом весьма сложную структуру, включающую в себя множество различных субъектов и типов рефлексии, а также обусловленные ими отдельные уровни и компоненты: общественное, групповое и индивидуальное сознание, политическую психологию и идеологию, чувства и эмоции, представления, ориентации и установки.

Политическое сознание — это способ ориентации политических субъектов в объективной политической реальности и отражение этой реальности. Политическое сознание — это отношение различных социальных групп, различных социальных общностей, складывающееся в ходе политического процесса по поводу завоевания, удержания, использования власти. Политическое сознание — совокупность теоретических концепций, представлений, мнений, оценочных суждений эмоциональных состояний политических субъектов. Можно выделить 3 уровня политической субъективности: 1) Политическое сознание; 2) Политическая идеология; 3) Политическая психология.

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть: массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс); групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит, групп); индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней). Индивидуальное сознание содержит мотивационный блок (интересы, потребности, эмоциональную составляющую и т.п.) и познавательный блок (убеждённость, знание в области политики и политической обстановки, готовность участвовать в выборах и т.п.)

Три уровня политического сознания: Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни; Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации; Обыденный уровень политического сознания — несистемное, раздробленное повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни.

Политическое сознание выполняет следующие функции: 1 регулятивную или воспиталтельную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия); 2 оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям); 3 интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок); 4 познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность); 5 прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет строить кратко- и долгосрочные цели); 6 мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками).

Политическое сознание по Ленину должно вноситься в ряды пролетариаты. По Энгельсу, общественное бытие лишь в конечном счёте формирует политическое сознание. Политическое сознание может активно влиять на общественное и политическое бытие. Таким образом, политическое сознание формируется как снизу (критическое осмысление индивидом реального политического процесса) и сверху (навязывание обществу).

 

 

Политическая психология — эмоционально чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях, складывающиеся в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения.

Политическая психология включает как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни(гнев, любовь, ненависть), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни(чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам).

Политическая психология изучает поведение индивида, групп, поведение, желание, потребности, политическое лидерство.

Политическая психология (2 уровня):

1.бихейвиоральный (субъективная и объективная сторона действия) — мотивы, установки, действия. На этом уровне важно само действие.

2.когнитивный. На этом уровне важна информация.

Ментальность — представления и убеждения, присущие определенной социальной общности.

Для анализа политики принципиальное значение имеют представления о психологических типах взаимодействующих с государством людей. Ведь от того, является человек более склонным к экзальтации или рационализму, стремится он жестко придерживаться установленных правил или он обладает подвижной, пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой чувств и другими психологическими свойствами, в значительной мере зависят и содержание политических требований людей к власти, и характер их реального взаимодействия с государством.

Нельзя не отметить и громадное значение для политики психологических свойств политических лидеров. Например, компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим образом) или демонстративность (характеризующая стремление лидера привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля политического лидера могут существенно повлиять на характер принимаемых в государстве решений и даже изменить некоторые параметры политической системы в целом.

Как показывает опыт, именно психологические компоненты чаще всего организуют и определяют те субъективные образы лидеров и других по­литических явлений, государства, власти, которые складываются у человека. Именно чувства заставляют человека оценивать политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания.

 

Объектом исследования политической психологии являются1) личностные характеристики политических деятелей и 2) образы политиков в сознании граждан.

Одним из родоначальников политической психологии считают Макиавелли. Но развитие эта дисциплина получила позже, когда учёные обратили внимание на то, что в самой политике помимо вождей, королей, президентов и прочих представителей политической элиты заметное место в политике стали играть массы. Одним из первых уделил внимание этой теме французский исследователь Г. Лебон, автор книг «Психология народов и масс», «Психология толпы» и «Психология социализма». В этот же период были изданы «Социальная логика» француза Г. Тарда и ряд других работ, в том числе и «Герои и толпа» русского социолога Н.К. Михайловского. Однако если в работах конца XIX — начала XX вв. была отмечена лишь негативная сторона массового поведения, его опасные последствия, то в дальнейшем исследователи, напротив, уделяли внимание позитивным аспектам массовых форм политического участия в развитии демократии. Так, современная политическая психология много внимания уделяет массовым движениям (от движения за права женщин до экологических движений).

Фундаментальные и систематические теоретические разработки в области психологии политики начались в 60-е гг. в США под влиянием «поведенческого движения».

Направления в психологии политики.1.1)Позитивистский подход к психологи политики.Одной из наиболее известных политико-психологических концепций этого направления стала теория «политической поддержки», разработанная американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-х гг. в русле общей теории системного анализа политики. Она исходила из понимания политики как такой системы, где на «входе» граждане предъявляют властям определенные требования, но одновременно обязуются добровольно подчиняться предложенным им правилам. На «выходе» власти принимают решения, которые граждане будут выполнять. Политологи обнаружили, что и на «входе», и на «выходе» им приходится иметь дело с психологическими реальностями: и готовность граждан оказывать поддержку политикам, и решения самих политиков подчиняются определенным психологическим закономерностям. Соответственно сбои в работе политической системы во многом объясняются этим человеческим фактором, учет которого поможет наладить работу системы. Политический бихевиоризм. ( Б. Скинер и др.)Основная задача этой теории — изучение индивидуального поведения в политике с целью оптимизации управления этим поведением со стороны элиты.Основная идея классического бихевиоризма напрямую заимствована политической наукой из психологии — это идея непосредственного влияния среды на поведение индивида. Политическое поведение подчиняется старой формуле бихевиористов: S—R (стимул — реакция). 2) Антипозитивистский подход. Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура. Политический психоанализ (Г. Лассвелл, З. Фрейд и др.). Задача политического психоанализа — изучение политических структур личности, классификация типов личности и создание психобиографий политических деятелей.

 

Понятие политической идеологии. Термин ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.В его представлении идеология — особая, ценностно-нейт­ральная, а значит, беспристрастная наука, изучающая природу и проис­хождение идей, взглядов и представлении людей.

Основопо­ложник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего, форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Для Маркса идеология — прежде всего, безусловно, «ложное сознание», т.е. извращенное и искаженное представление о действительности. Это глав­ная отправная точка в его понимании идеологии.К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее вни­мание он уделял ее функциональным характеристикам и, в част­ности, способности сплачивать людей, аккумулировать их поли­тическую энергию.Он формулирует свой подход к идеологии как к социаль­но значимой системе идей, которую отстаивает определенный обществен­ный слой в собственных интересах. Итак, можно выделить несколько подходов к пониманию политической идеологии: 1) «ложное сознание»; 2) отождествление идеологии с классовым сознанием; 3) отождествление с политическим сознанием. Хотя все они имеют свои недостатки.

Американский политолог Мартин Сэлиджер верно подмечает такую особенность функционирования идеологии ее «асимметричность»: одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в составразных идеологий, они могут выдвигаться разными политическими сила­ми и обслуживать их интересы, выполняя, таким образом, неодинаковые социальные функции («Идеология и политика», 1976).

Другая важнейшая черта идеологии — ее связь с поли­тикой. Известный американский политолог Карл Фридрих (1901 - 1984) подчеркивал то, что «идеологии неразрывно связаны с политичес­ким процессом, ибо без идеи не бывает никаких политических действий».

Политическая идео­логия — это систематическая совокупность взглядов, отражающая потребности и интересы социальных групп общества и обосновывающая политические действия, определённое политическое поведение, направленное на реализацию политических интересов. Политическая идео­логия — это разновидность корпоративного сознания, отражаю­щая групповую точку зрения на ход политического и соци­ального развития.

Политические идеологии выполняют целый ряд важных социальных функций:

1. Когнитивная (познавательная) функция, несмотря на то что идеоло­гия есть «ложное» сознание, предоставляет обществу возможности дня ори­ентации в мире политики. Эта же функция идеологии способствует самоиден­тификации людей и социальных групп в политическом пространстве.

2. Легитимизирующая (оправдывающая) функция указывает на то, что по природе своей идеология всегда стремится дать обоснование тому или иному политическому строю.

3. Нормативная функция. Идеология задает систему политических ориентаций, норм социального поведения, которые приняты в данной общественно-политической среде (обществе в целом, социальной или политической группе и т.п.).

4. Интеграционная функция состоит в том, что в значительной мере на основе именно идеологической приверженности происходят реальная политическая социализация и объединение людей.

5. Мобилизационная функция по социальной важности едва ли не центральная у идеологии, поскольку как раз она способствует сплочению социальных групп и индивидов вокруг каких-либо идей и лозунгов, побуждает их к политическим действиям.

Уровни функционирования идеологии:

— теоретико-концептуальный, на котором формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности и идеалы опреде­ленного класса (нации, государства). Иными словами, здесь представлены те идеи и принципы, во имя которых «совершают­ся государственные перевороты <...> умирают и возрождаются общества».

— программно-политический, на котором социально-философ­ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя нор­мативную основу для принятия управленческих решений.

— актуализированный, который характеризует степень освое­ния гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Идеологии, обла­дающие способностью определять принципы социального мыш­ления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, явля­ются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изме­нения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие пред­ставления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас).

Либерализм. Унаследовав ряд идей древнегречес­ких мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII— XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства. Соответственно ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равнопра­вии соперничающих в политике «профессиональных, экономи­ческих, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из ко­торых» не может иметь «морального превосходства и практичес­кого преобладания над другими».

Главной проблемой либеральной идеологии всегда было определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство (Дж. Кейнс).

В это время возникла его исторически обновлен­ная форма — неолиберализм. Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства — ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений, плюралистическая форма организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответ­ствует принципам либерализма.

Консерватизм. Предпосылкой возникновения базовых представлений консерватизма стали «успехи» либерализма после Великой Фран­цузской революции 1789 г. Потрясенные попытками радикально­го политического переустройства, духовные отцы этого направ­ления — Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк — пытались утвердить мысль о противоестественности сознатель­ного преобразования социальных порядков. Их система воззре­ний базировалась на приоритете преемственности перед иннова­циями, на признании незыблемости естественным образом сло­жившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархич­ности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии от­носительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал це­лостность человеческого сообщества.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры, в частности отношение к конституции как к про­явлению высших принципов (которые не могут произвольно изме­няться человеком), убежденность в необходимости правления закона, понима­ние гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

Правда, защищая ценности и институты индустриального об­щества, консерватизм, как и либерализм, стал противиться госу­дарственному вмешательству в экономику, способному затормо­зить развитие свободного рынка, конкуренции, а следовательно, и нарушить привилегии представителей крупного капитала.

Последние десятилетия обозначили направ­ление эволюции консервативных идей, что наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме — идеологическом течении, сформировавшем­ся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в За­падной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.