Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и структура права




Система права и законодательства

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:

1)если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт;

2)если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы;

3)если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит, от законодателя;

4)если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный (первая служит исходной базой для второй);

5)если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

6)система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия разделов, статей и т.п.

Понятие правоотношений. Их связь с нормами права

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Взаимосвязь между ними проявляется в следующем:

1)норма права и правонарушение выступают элементами механизма правового регулирования;

2)норма права – основа возникновения правонарушения;

3)норма права устанавливает круг субъектов правоотношений;

4)норма права в своей гипотезе предусматривает условия возникновения того или иного правонарушения;

5)норма права в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности участников правонарушения;

6)норма права в санкции содержит указания на возможные последствия выполнения диспозиции (наказания либо поощрения).

Таким образом, правоотношение есть форма реализации нормы права. Правовая норма и правоотношение соотносятся как причина и следствие.

В юридической литературе есть две точки зрения на характер взаимосвязи нормы права и правоотношения:

-по мнению большинства ученых, правоотношение – это результат воздействия нормы права на общественные отношения (последовательность здесь такая: норма права – общественные отношения - правоотношения);

-согласно другой позиции, правоотношение – это средство регулирования общественных отношений (последовательность здесь уже другая: норма права – правоотношения – общественные отношения).

Система права и система законодательства — тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро­ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, кото­рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их спе­цифику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процес­сов, актуальность которых способствует появлению новых пра­вовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органи­ческого единства с внешней формой права — системой законода­тельства. Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос­нованная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспе­чивается за счет различных факторов, главным из которых явля­ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ­ном, комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождест­венны. Между ними имеются существенные различия и несовпа­дения, которые позволяют говорить об их относительной само­стоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представлен­ного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положе­ния, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однород­ности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные от­ношения, в связи с чем, и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпа­дает с внутренней структурой системы законодательства. Верти­кальная структура системы законодательства строится в соответ­ствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компе­тенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и рес­публиканское законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъек­тивному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объ­ективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объектив­ными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, по­требностями систематизации законодательства, т.е. деятель­ностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.