Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности инфляционных процессов в России




Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 1990-х гг. – в период экономической трансформации от централизованно планируемой рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы начались с резкой либерализацией цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508% [10. c.34]. В 1993г. на потребительские товары они увеличились в годовом исчислении на 844%, и лишь по этому показателю в то время Россия среди других стран мира ус упала лишь Бразилии [10. c.34]. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада с высоким уровнем инфляции.

Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997 г. до 11% [10. c.34]. В дальнейшем предполагалось уменьшить его до 9,1% к 1998 г., до 7,2 – к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г [10. c.34].

Однако финансовый кризис в августе 1998 г. привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции составил 84,4% [10 c.34].

В бюджете Российской Федерации на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на 30%, но специалисты Международного валютного фонда оценивали его не менее чем на 56%[10. c.34]. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России в 1999 г. составил 36,5%[10. c34].

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%[10. c.34]. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако это не удалось, и он составил 10,9% [10. c.34].

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранение относительно высоких темпов роста (по сравнению с другими странами мира) темпов инфляции (7-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен [10. c.34].

В Программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной правительством РФ в январе 2006 г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции в 2006 г. до 7,0-8,5%, в 2007 г. – до 6,0-7,5% и в 2008 г. – до 5,0-6,0%, [10. c.35]. По прогнозу на 2009-2008 гг. она составит соответственно 5,0 и 3,0% [10. c.35].

Динамика среднегодового уровня инфляции в России [10. c.35]

Год Инфляция, %

1990……………………………….5.3

1991……………………………….92,6

1992……………………………….2508,8

1993……………………………….844,2

1994……………………………….215,0

1995……………………………….131,3

1996……………………………….21,9

1997……………………………….11,0

1998……………………………….84,4

1999……………………………….36,5

2000……………………………….20,2

2001……………………………….18,6

2002………………………………..15,1

2003………………………………..12,0

2004………………………………..10,0

2005………………………………..10,9

В 2006 г. существуют значительные риски превышение целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в указанной программе. При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в 2006 г. может превысить 10% [10. c.35].

Можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции: оптимальный параметр – годовой уровень инфляции в размере 2-3%, предполагающий устойчивый экономический рост; при величине 5-10% можно сохранять относительно стабильные темпы роста экономики; пороговый параметр – уровень инфляции в 20-30%, при котором может начаться замедление темпа экономического роста; если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается – это критическое значение данного показателя; при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП [10. c.35].

Структурообразующими элементами функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно – кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно использует такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки Центрального банка, политика обязательных резервов, операций на открытом рынке, рефинансирование банков.

В современной рыночной экономики основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки рефинансирования, под которые Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ее позволяет Центральному банку приводить политику «дорогих» и «дешевых денег». Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост. При низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей происходит понижение уровня процентных ставок. В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и соответственно предложение денег. В России изменение ставки рефинансирования влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны ставки Центрального банка. Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если предположить, что годовой уровень инфляции с 2006 по 2008 г. планируется сократить примерно с 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то можно предположить, что ставка рефинансирования теоретически в 2006-2008 гг. может быть понижена до 5-6% [10. c.38].

Мощным инструментом кредитно-денежной политики, особенно в условиях высокой инфляции, является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР). Следует обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности: чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем соответственно ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что в свою очередь является тормозом развития банковской системы. Центральный банк России в отличие от национальных банков ЕС не платит коммерческим банкам процентов по остаткам средств на резервных счетах, что делает их столь привлекательными в качестве инструмента денежно – кредитной политики. Вместе с тем Центральный банк использует эти средства в своих активных операциях, в частности для покупки ценных государственных бумаг, предоставление кредитов, которые приносят ему доход. По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9% [10. c.39].

В качестве одного из главных инфляционных механизмов в мировой практике используется операции на открытом рынке, воздействующие на объем денежной массы, прежде всего посредством изменения в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если он считает необходимым ограничить размеры денежной массы, то продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту, а для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы – ссуды или ценные бумаги. В свою очередь это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора. Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой - продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе. Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, Центральным банком России используется незначительно. В отличие от ведущих стран с развитыми финансовыми рынками, у России до сих пор не сформировался эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.

В этом году инфляция приобрела следующий характер:

Проблема инфляции получила общественный резонанс в связи с ценовой всплеском в первые три месяца 2006 г. (на 5% суммарно по индексу потребительских цен) [11. c.24]. В итоговом же правительственном отчете инфляции только описывается, но не анализируется. Не содержится даже постановки даже постановки вопроса об истинных ее истоках. И потому спешно разработанный реформаторами пакет мер «по борьбе» с инфляцией заведомо бесперспективен: без знания и устранения причин последствия непреодолимы.

Между тем и происхождение, и преобладающий характер инфляции хорошо известны. Она имеет преимущественно природу импортируемой и неразрывно связана с роста за счет сырьевого экспорта. Так как вывозится товарная масса, а в обмен преимущественно ввозится бестоварный монетарный капитал, то в товарном выражении эквивалентности экспорта и импорта нет. Страна теряет реальное богатство, материализованное в предметных ресурсах, изделиях и благах, получая взамен фиктивное. Далее в известной пропорции увеличивается денежная масса, которой не противостоит товарная. Разрыв между той и другой означает инфляционную диспропорцию, влекущую рост цен.

Следовательно, прямым источником инфляции выступает объем чистого экспорта, а движущей силой – рента на компрадорский капитал, извлекаемая посредством сырьевого экспорта и скрываемая в форме новых внешних займов, кредитных и спекулятивных инвестиций.

Пока не отключены внешние источники инфляции, проблема будет сохраняться. Требуется и назрело кардинальное решение, с тем, чтобы вообще избавится от компрадорской ренты. На данном этапе оно может быть сведено к следующему. Всю предназначенную на экспорт продукцию добывающей промышленности должны закупать по рублевым ценам, к близким к себестоимости, специальные и сертифицированные государственные компании или корпорации, которые уполномочены осуществлять дальнейшую внешнюю торговлю важнейшими сырьевыми ресурсами и закупать оборудование для технологической модернизации

обрабатывающей промышленности, включая производства и комплексы ВПК, авиастроения, электроники, двигательного машиностроения. В то же время следует ввести в действие механизм систематического снижения себестоимости сырья и полуфабрикатов, равно как соответствующих внутренних цен и тарифов.

К сожалению, ныне возобладало игнорирование не только системного характера самой проблемы инфляции, но и ее системной связи с инвестиционной проблемой.

Реальный цикл капитальных вложений и его интенсивность есть целевая функция двух аргументов: внутренних условий и скорости окупаемости нового промышленного капитала. В свою очередь, важнейшим условием окупаемости выступают объемы и динамика экономии издержек воспроизводства продукции, изготовляемой с применением вновь созданных основных производственных фондов. Если нет экономии издержек, то не может быть и окупаемости; если же экономия образуется, но объемы ее недостаточны либо неустойчива их динамика, то ограничителем становится скорость окупаемости. Именно условия и темп окупаемости добавочного промышленного капитала характеризует в современном мире конкурентные преимущества той или иной страны.

Отсюда становится ясно, насколько прямое и непосредственное отношение имеет инфляция к инвестиционной проблеме. Раз в обществе высокая инфляция, значит, отсутствуют стимулы к понижению издержек и цен производителей. Тогда прибыль извлекается путем увеличения цен, без обеспечения экономии издержек и приращение товарной массы. Прибыль, полученная на основе инфляции, остается инфляционной, бестоварной, а следовательно, не может быть капитализирована – у нее фиктивная природа вместо функционально-вещественной, воплощенной в машинах, оборудовании, мощностях, рабочих местах. С ростом инфляционной прибыли экономика испытывает два негативных последствия. Первое: реальный фонд накопления падает. Второе: исчезает экономия издержек, а вместе с ней – главное условие окупаемости, тождественное основному условию макроэкономической конкурентоспособности страны. Губанов, автор статьи считает, что описанное взаимное сочетание закономерностей давно известно в научной политэкономии. Но поскольку реформаторы отбросили ее, то почти два десятилетия уповают на утопию, ожидая манны небесной от иностранных инвестиций. И уповают тщетно. Их ожидания напрасны. В функции окупаемости капитальных вложений аргумента в виде иностранных или валютных инвестиций нет. Что же касается экономии издержек, предопределяется не тем, в какой валюте номинированы инвестиции – в рублях, долларах или евро, а уровнем технологического и организационного строения добавочного промышленного капитала, материализованного в новых, высокопроизводительных рабочих местах и производственных мощностях. Поэтому надо ввозить в страну главным образом передовые технологии, а не иностранную валюту. Реформаторы поступают наоборот. Итак, системное решение проблемы инфляции повлечет непростую реорганизацию и концентрацию добывающей и обрабатывающей промышленности, банковского сектора, денежно-кредитного и бюджетного механизма, но обеспечит в конечном счете стратегические преимущества. Либерал-капитализм проиграет, зато выиграет народное хозяйство страны.

Как уже отмечалось, снижение инфляции – один из ключевых инструментов улучшения инвестиционной среды и увеличения экономического роста. Банковская процентная ставка не может быть ниже инфляции. Для того чтобы эту ставку сделать доступной предприятиям, гражданам, инфляция должна быть порядка 5,5%, но никак не выше 7% [12. c.7]. Только в этом случае количество предприятий и граждан, которые могут воспользоваться кредитом, существенно расширится.

При той экономической политике, которая проводится в последние годы, и тех рисках, которые пока еще существуют в среднесрочной и долгосрочной перспективе, срок предоставления кредита в среднем не превышает 3-4 года. А нужно, чтобы он был 5-7 лет и больше. В ряде случаев инновационные технологии требуют 10 и 12 лет.

Такие длинные деньги могут быть только в стабильной экономике, показатели которой не зависят от движения цен, популизма политиков, предвыборной компании. Стабильность макроэкономической политики порождает и расширяет кредитные ресурсы, создает длинные деньги. Длинные деньги создаются качеством экономики, постоянными, устойчивыми остатками средств предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на прибыльную и стабильную работу.

Последние годы можно характеризовать как период стабилизации инфляции. Двинутся дальше значительно сложнее. Это – уже новый тип низко инфляционной экономической политики, которая требует серьезных дополнительных усилий для снижения каждого последующего процента инфляции в будущем. Но, не смотря на процесс стабилизации и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободноковертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал.

Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной политики, не обеспечивающей рост экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции. Для борьбы с ней требуется комплекс мероприятий, сочетающий денежно-кредитной и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной и социальной политики.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определится с методикой подсчета роста цен. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России считает целесообразным перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.

В целях более объективного отражения с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию по росту не только потребительских, но и оптовых цен. Центральный банк РФ должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции, выполняя свою главную функцию – поддержание стабильности цен, т. е. когда уровень инфляции не превышает 2% в год [10. c.41].

Следует вести жесткий контроль за приростом денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.

Все остальные функции Банка России должны реализоваться только при соблюдении этой первой заповеди.

Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиции и финансовые инструменты, в том числе государственные и ценные корпоративные бумаги.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительски цен.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволяют в режиме саморегуляции решать указанные задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.