Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия как тип мировоззрения. Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира




Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира, но и к самопознанию. Она появляется, "когда из жизни людей исчезает сила объединения и противоположности утрачивают свои жизненные связи и взаимодействия, приобретая статус самостоятельности", когда в мире появляются проблемы, не имеющие аналогов решения; когда общество представляет индивиду определенную меру свободы остановиться, оглянуться, чтобы уяснить, что есть мир и каково место индивида в этом мире.
Является ли философия мировоззрением в том значении, в каком им являются миф и религия? И да и нет. Философия, вне всякого сомнения, выполняет мировоззренческую функцию, но она не приходит на смену господствующему типу мировоззрения, не замещает его. Ведь для определенных эпох общественной и культурной истории характерны и определенные типы мировоззрения: миф - это древность, "инкубационный период" человечества, религия - это его детство и юность. Утверждать, что существовала историческая эпоха, когда господствующим мировоззрением была философия, нет никаких оснований. Философия возникла в эпоху античности как попытка осмыслить и оценить мифологический тип мировоззрения. Именно эту особенность философии имел в виду Гегель, когда говорил, что "сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек"1.
Философия не открывает нам мир, не дает положительных знаний о нем. Она появляется в качестве инстанции разума, призванной проследить и откорректировать процесс познания мира и самопознания человечества. То, что она возникла в эпоху античности, объясняется необходимостью пересмотра оснований мифа, который неспособен к самостоятельной коррекции: в нем отсутствует "челночное" движение мысли от познания предмета к познанию самого акта мышления. Подобная работа мышления, называемая рефлексией, необходима для того, чтобы понять сущность сознания, отличающего человека от животного.
Элементарная саморефлексия присуща каждому человеку и проявляется тогда, когда он подвергает разбору свои поступки и мысли. Но эта работа мышления проходит в ограниченном пространстве, опирается на скудный опыт индивида и не может привести к широким обобщениям и выработке целостной картины мира. Рефлексия же, как работа мысли над основаниями социального опыта и общественных форм сознания, занятие серьезное и именно она составляет главную задачу и главный инструмент философского познания.
Таким образом, причиной появления философии общества можно считать сомнения в том, что существующие знания и господствующие культурные ценности способны выполнить роль мировоззренческого ориентира. Философия в первую очередь подвергает критике основания, на которых надстраивается духовная жизнь и практическая деятельность людей. В философии присутствуют такие компоненты мировоззрения, как самосознание, ценностные установки, руководящие идеалы и основополагающие принципы. Но в ней нет положительных знаний о мире и самом человеке. Она их не вырабатывает, не создает и не отыскивает, а получает в готовом виде. В этом её отличие от мифа и религии; науки и искусства; права, морали и политики.
Поскольку философия опирается на разум как центральную познавательную, критическую и оценочную инстанцию, есть соблазн отнести её к разряду научного познания. Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что философия не обладает многими необходимыми признаками науки. Она, как уже говорилось выше, самостоятельно не вырабатывает положительные знания, а лишь анализирует готовое знание, обнаруживая удивление и сомнение.
Результат научного знания - объективная истина, облаченная в форму строгих и точных понятий и законов. Плод философской рефлексии (оценки) - своеобразный приговор, который она выносит формам практического опыта и научного знания: подходят или не подходят они для человека. Наука говорит нам: "Мир такой-то и такой-то". Философия пытается ответить на вопрос: "Стоит ли жить в таком мире или нет?" и "Если стоит, то как?"

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.