Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формула количества денег




Количество денег в обращении определяется по следующей формуле:

где:

N - количество денег, которое необходимо для нормального денежного обращения в государстве (денежная масса)
Tpr - Сумма цен товаров и услуг, которые продаются за рассчитываемый период времени
Tcr - Сумма отложенных платежей за товары и услуги, платеж по которым наступает не в текущем периоде
Tr - Сумма платежей за товары и услуги, которые были проданы в более раннем периоде с отсрочкой платежа и платеж по которым наступил в текщем периоде
Tc - Сумма взаимозачета взаимных денежных обязательств (бартер), то есть продажи, расчет по которым производится встречными поставками товаров и услуг и в которых не участвуют денежные средства или их эквиваленты

 

6.Спрос и факторы на него влияющие

СПРОС - желание и возможность купить товар или услугу в определенное время в определенном месте.

Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят и могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.

ИЗМЕНЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ СПРОСА - изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара.

ЗАКОН СПРОСА - при прочих равных условиях удастся продать товара больше по низкой цене, чем по высокой. Закон спроса – при прочих равных условиях увеличение цены товара или услуги приведёт к снижению величины спроса, а снижение цены – к увеличению величины спроса. Таблицу называют – шкалой спроса, а график – кривой спроса.

Кривая спроса показывает: как изменяется величина спроса на товар или услугу при изменении цены. Необходимо различать два понятия:

1) изменение объема (величины) спроса означает передвижение из одной точки в другую той же самой кривой спроса. Причиной изменения объема спроса служит изменение цены данного блага;

2) изменение в спросе выражается смещением всей кривой спроса либо вправо – увеличение спроса, либо влево – уменьшение спроса. Причиной является не изменение цены данного блага, а изменение других факторов спроса, которые получили название неценовых факторов спроса.

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от определяющих его факторов. Qd = F (P, Pa, Pb,Pd…Pz, I, H, K, E….) Если меняется цена данного товара, а остальные условия остаются неизменными, то изменится величина спроса, при этом произойдёт движение из одной точки кривой спроса в другую. Сдвиг линии спроса происходит при изменении спроса.

Если спрос увеличивается, то кривая спроса сдвигается вправо (→).

Если спрос снижается, то кривая спроса сдвигается влево (←).

Факторы (неценовые) влияющие на величину спроса:

► 1 - цены на товары-заменители субституты (от лат. substitutio — замена) — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Пары товаров и услуг, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Например: яблоки-груши, отдых на курортах Турции и отдых на Балтийском побережье и т.д. Рz-цена на товар заменитель. Если Рz ↑(повышается), то спрос на данный товар растёт, т.е. Da ↑. Например, если яблоки подорожают, то их будут покупать в меньшем количестве и это приведёт к повышению спроса на груши, т.е. на товар-заменитель, и наоборот, если цена на товар-заменитель понижается, то спрос на данный товар падает;

► 2 - цены на дополняющие товары Товары и услуги, которые потребляются совместно. Например: краска и кисти, автомобиль и бензин, купальные аксессуары и отдых на море и т.д. Предположим, что стоимость на автомобили повысится (Рb ↑ значит, их будут приобретать в меньшем количестве, а следовательно и снизится спрос на дополняющий товар-бензин, т.е.Dd ↓, и наоборот: Pb↓ следовательно Dd↑;

► 3 - доходы покупателей Для большинства товаров и услуг увеличение денежного дохода граждан приведёт к повышению спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведёт к понижению спроса на них – такие товары и услуги называют нормальными - это мясные и молочные изделия, бытовая техника, мебель и многое другое. Но бывают исключения, когда потребители по мере роста своего дохода покупают например меньше картофеля, перловой крупы, маргарина и т.д, предпочитая им взамен более качественные продукты. Товары, спрос на которые снижается в результате роста доходов потребителей, называют неполноценными. I↑ - D↑; I↓ - D↓;

► 4 - число покупателей на рынке Увеличение на рынке числа покупателей увеличит спрос на товары и услуги, а уменьшение – снизит спрос на товары и услуги. K↑ - D↑; K↓ - D↓; Например, тенденция роста рождаемости в Калининградской области приведёт к увеличению спроса на детские вещи и игрушки, к росту услуг дошкольных детских учреждений и т.д.;

► 5 - Ожидание изменения цен Если потребители будут ожидать, что через неделю цены на какой-либо товар повысятся, то они уже сейчас купят его в большем количестве, чем обычно, увеличивая тем самым спрос. Если потребители будут ожидать снижение цены на какой-либо товар или услугу, то сейчас они купят его меньше, чем обычно, уменьшая тем самым спрос;

► 6 - Вкусы и предпочтения покупателей (обычаи, мода, реклама). Положительные изменения во вкусах и предпочтениях приведут к увеличению спроса, а негативные изменения – к снижению спроса (например, информация в прессе о птичьем гриппе снизит спрос на мясо птицы и т.д.).

Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса. Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах. Картофельный голод Сам Гиффен обнаружил парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845—1849. Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось

 

7.Предложение и факторы на него влияющие.

Предложение – это желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок определенное количество товаров или услуг по данной цене.

Предложение является результатом производства и отражает желания и возможности производителя (продавца) произвести и реализовать свой товар.

Величина предложения – это максимальное количество товаров и услуг которое производители готовы и способны продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время. Величина предложения должна определяться за какой-то конкретный промежуток времени.

 

На цену спроса влияют факторы:

 

1) ценовые – цена самого товара, цены ресурсов используемых в производстве товаров.

2) неценовой –это уровни технологий, цели фирмы, величина налогов и субсидий, цены на сопряженный товар, ожидание производителей, количество производителей товаров.

Таким образом, предложение является многофакторным.

Факторы определяющие величину предложения одновременно являются мотивацией предпринимательской деятельности:

1) зависимость от цены – описывается функцией Qs = f(p), где p – цена,Qs - объем производства

Взаимосвязь между предложением и ценой находит отражение в законе предложения суть которого состоит в том, что величина предложения при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Прямая реакции – предложении на цену объясняется тем что производство достаточно быстро откликается на любые изменения происходящие на рынке. При повышении цены товаропроизводителей используют резервные мощности или вводят новые. Что приводит к увеличению предложения. Кроме того наличие тенденции спроса цен привлекает в данную отрасль других производителей что увеличивает спрос и предложение. В краткосрочном периоде увеличение предложение наступает немедленно за повышением цены. Все зависит от имеющихся производственных резервов. Поскольку расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно е могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде увеличение предложения практически всегда следует за повышением цен.

S – кривая предложения.

Кривая предложения определяет прямую зависимость объема предложения от цены и показывает стремление производителей продать большего товара по высокой цене. Важнейший фактор влияющий на величину предложения это цена данного товара. От уровня рыночных цен зависят доходы продавцов, производителей, и таким образом чем выше цена данного товара, тем больше величина предложения и наоборот,

Цена предложения – это минимальная цена по которой продавцы согласны поставлять на рынок данный товар, чем ниже цена предложения тем меньше товаров поступит на рынок. Вместе с тем количество производителей не может быть бесконечно большим, т к происходит насыщение рынка товаром. Главной причиной сокращения предложения является: 1) ограниченность ресурсов – следовательно кривая рыночного предложения – это кривая цены и предложения которая отражает величину издержек производства. Чем больше объем производства, тем больше его издержки. Таким образом кривая предложения показывает более выгодные условия производства и реализации продуктов.

Изменение предложения.

При изменении цены товара, соответствующая точка рыночной конъюнктуры перемещается вдоль кривой предложения, т е происходит изменение величины предложения. Неценовой фактор влияет на изменение всей функции предложения.

При увеличении предложения кривая S1 будет сдвигаться в S2, а при его снижении в кривую S3.

 

Факторы:

1) Издержки производства или производственные затраты.

Если производственные затраты низкие по сравнению с рыночными ценами, то для производителей выгодно поставлять товары в больших количествах. Если же они высоки по сравнению с ценой, то фирма производит товар в небольших количествах, переключает на другие продукты или даже покидают рынок. Затраты на производство в первую очередь определяются ценами на экономические ресурсы. Очевидно что рост цен на ресурсы оказывает большое влияние на производственные затраты и уровень выпуска.

2) Технология производства – объединяет все, начиная с подлинных технических открытий и лучшего применения существующих технологий и заканчивая обычной реорганизацией рабочего процесса. Совершенствование технологий позволяет производить большее количество продукции с меньшими затратами ресурсов. Технический прогресс также позволяет снижать количество ресурсов требующихся для одного и того же объема товара. Прогресс технологий позволяет производителям чего либо получать прибыль от производства большего числа машин, оборудования по той же цене.

3) Налоги и субсидии. Действия налогов и субсидий проявляются в разных направлениях. Повышение налогов приводит к росту издержек производства, увеличивая цену производства и снижаю спрос. Субсидии –дотации позволяют сокращать издержки производства за счет государства, способствую тем самым росту предложения.

4) Цены на сопряженные товары - предложение на рынке во многом зависит от наличия на рынке взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров по приемлемым ценам.

5) Ожидание производителей. Ожидание изменения цены продуктов в будущем также могут повлиять на желание производителей поставлять продукт на рынке. Например, если производитель ожидает рост цен на свою продукцию, он может начинать увеличивать производственные мощности уже сегодня в надежде на последующее получение прибыли и придерживать товар до повышения цен. Информация о предполагаемом снижении цен может привести к росту предложения в настоящий момент и сокращению предложения в дальнейшем.

6) Число товаропроизводителей. Увеличение числа производителей данного товара приведет к росту предложения и наоборот.

7) Особый фактор на определенные виды продукции. Большое влияние оказывают особые факторы.

 

8.Эластичность спроса и предложения.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

  • эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;
  • неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;
  • единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;
  • совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

Рис. 13.1. Эластичность и наклон - разные понятия

Эластичность предложения выступает в следующих основных формах:

  • эластичное предложение, когда объем предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
  • абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.

Основные формы перекрестной эластичности спроса:

  • положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;
  • отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;
  • нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Основные формы эластичности спроса по доходу:

  • положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам, в частности к предметам роскоши;
  • отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода. Эта форма характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ;
  • нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам. Это товары первой необходимости.

Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе:

  • анализ поведения потребителя;
  • определение ценовой политики фирмы;
  • определение стратегии фирм и деловых предприятий, максимизирующей их прибыль;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
  • разработка структуры налогообложения;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.

 

9.Равновесие рынка.

Как вы уже знаете, равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

Равновесием на рынке называется ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести (объем спроса равен объему предложения)<.i>.

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага = в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка = на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса = при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести. Такая цена называется равновесной ценой, а объем спроса и предложения, соответствующий ей = равновесными объемами спроса и предложения.

 

10.Предпринимательство, фирма и основные формы предприятий

Важным хозяйствующим субъектом, поведение которого определяет экономическую ситуацию на микроуровне, является производитель. Его функция заключается в обеспечении предложения, т.е. обеспечении рынка необходимым количеством товаров и услуг. Производство товаров и услуг - сложный процесс, требующий соответствующего потенциала, в создании которого особая роль принадлежит предпринимательству.

Предпринимательство - инициативная, творческая, связанная с риском самостоятельная экономическая деятельность субъекта хозяйствования, который постоянно осуществляет новые комбинации ресурсов с целью реализации новых идей, выпуска новой продукции и получения прибыли; организационно-хозяйственное новаторство на основе использования разнообразных возможностей для выпуска новых или существующих товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т.п.

Предпринимательство может реализоваться в промышленной, научной, информационной, сервисной сфере и т.д. Современные исследования предпринимательства, его роли и значения в развитии общества базируются на идеях экономистов Й. Шумпетер (1883-1950, США), Ф.-А. Хаека и их последователей, которые определяют предпринимателя как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное - анализ и использование разнообразных рыночных возможностей, реализация новаторских идей.

Предприниматель - субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, берет на себя инициативу объединения ресурсов земли, труда и капитала в единый процесс производства товара или услуги, надеясь на прибыльность дела; принимает основные решения в процессе предпринимательской деятельности; реализует свой деловой интерес (получение прибыли) через новаторство, вводит на коммерческой основе новые производственные технологии. В 80-е годы в странах Запада наблюдался? предпринимательский бум»- стремительный рост числа предпринимателей. Оно было вызвано приватизацией государственной собственности, развитием малого и среднего бизнеса.

Американская фирма «Мак-Мар Компани» определила черты успешного предпринимателя: поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократных усилий для преодоления препятствий, меняет намеченную линию поведения ради достижения цели); нацеленность на эффективность и качество (находит пути изготовления продукции лучше, быстрее и дешевле); привлечение к деятельности коллектива (берется за дело вместе с работниками или вместо них); целеустремленность (ясно формулирует цели, имеет видение на перспективу); стремление быть информированным (лично собирает данные о клиентах, поставщиков, конкурентов); систематическое планирование и наблюдение (следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решений); способность убеждать, устанавливать деловые и личные связи; самоуверенность (стремится к независимости, верит в свою способность решать сложные задачи.

Беспристрастный рассмотрение указанных черт помогает понять и оценить свои возможности желающим стать руководителем-предпринимателем. Некоторые необходимые качества бизнесмена - врожденные свойства людей, другие - результат развития естественных способностей, следствие обучения и практического опыта. Но не все люди способны быть успешными предпринимателями. Как свидетельствует мировой опыт, таких примерно 3-5% и не более 10% от всех работающих.

Предпринимательство в Украине осуществляется в соответствии с законом «О предпринимательстве», в котором, в частности, отмечается, что предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и вести самостоятельно любую деятельность, которая не противоречит действующему законодательству. Сформулированы основные принципы предпринимательства: свободный выбор видов деятельности; привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан; самостоятельное формирование программ деятельности и выбор поставщиков и потребителей продукции, которая изготовляется; установление цен в соответствии с законодательством; свободное найма работников; привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или ограничено законодательством; свободное распоряжения прибылью, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством; самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что сегодня предпринимательство - самую система хозяйствования независимо от социально-экономического устройства общества. В современных условиях предпринимательство выполняет три основные функции: 1) ресурсную (мобилизация материальных факторов, человеческих ресурсов и денежных накоплений); организационную (обеспечение рационального сочетания факторов производства, определение стратегии роста прибыли и приумножения собственности); творческую, новаторскую (постоянный поиск и освоение новых рынков, новых технологий и товаров, что имеет особое значение в условиях современной НТР и развития неценовой конкуренции). Предпринимательство - неограниченное поле человеческой деятельности, обусловленной различными потребностями.

Все многообразие предпринимательской деятельности можно сгруппировать в виды: производственное предпринимательство - осуществляется предпринимателями, которые производят различную продукцию, выполняющие работы (строительство, ремонт), предоставляют услуги, создают духовные блага (обучение, живопись, музыка); коммерческое предпринимательство, то есть товарно-денежные, торгово-обменные операции (купля-продажа предметов потребления и средств производства); посреднические предпринимательство - оказание информационных, консультационных, маркетинговых услуг. Агентами посреднических фирм есть брокеры, маклеры, дилеры; посредническая фирма может осуществлять торговлю по собственному усмотрению, в том числе по предварительной договоренности - фьючерсные сделки (договоренность о реализации товаров, которые будут произведены); финансовое предпринимательство - разновидность коммерческого, особенностью которого является то, что объектом купли-продажи является специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги; - Страховое предпринимательство - особая форма кредитно-финансовых отношений. Его необходимость вызвана риском, который является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Предпринимателем можно стать при любой форме собственности и даже не имея собственности. В экономике есть три типа предпринимателей: предприниматель-владелец, предприниматель-арендатор, предприниматель-менеджер. В первом случае предприниматель является владельцем или совладельцем предприятия, всего капитала или его части. Арендатор может стать предпринимателем, не имея собственности на землю или на предприятие, а деньги взять в кредит. Предприниматель-менеджер - человек высокой квалификации, широких специальных и общих знаний (что в современных условиях является самым ценным капиталом), не имеет ни собственного, ни арендуемого имущества, а работает по найму на крупных предприятиях, осуществляя управление. Много известнейших фирм своими успехами обязаны именно культуре менеджмента.

В предпринимательской деятельности Запада первенство принадлежит контрактной форме хозяйственных отношений между товаропроизводителями: практически каждой договоренности о купле-продаже между производителем и потребителем предшествует заключение письменного или устного контракта, который имеет юридическую силу. Такая форма хозяйственных связей принципиально меняет рыночные отношения, превращает их в сферу прямых связей между производителем и потребителем. Этим минимизируется риск произвести товар и продать его, т.е. процесс производства выносится за пределы действия рыночных отношений и на уровне фирмы становится плановым.

В середине 70-х годов в развитых странах начался переход к новой модели экономического роста - инновационной (или информационно-индустриальной). Это обусловлено доминирующим влиянием НТП на процесс развития (за нынешними оценками, НТП «дает» 50% вклада в темпы роста промышленно развитых стран, и, судя по прогнозам, его роль будет возрастать); возрастающей ролью информации '(генерированием, анализом, обработкой, хранением, распространением занимается более трети всех работающих, а к 2010 г. их доля приблизится к половине); неуклонным ростом роли творческих работников в совокупной трудовой деятельности.

Развитие инновационного типа рост сопровождается резким увеличением масштабов активности предпринимательской деятельности, связанной с организационно-хозяйственным новаторством и расширением административно-экономической свободы хозяйствующих субъектов.

Основные показатели предпринимательской активности:

1. Беспрецедентное стремление к созданию своего дела. В США и Италии, которые задают тон в «превращении предпринимателя на нового героя общества», в середине 80-х годов ежегодно создавалось в среднем 600 и 300 тыс. новых предприятий. Общее количество предприятий за последние 20 лет в США увеличилось почти в 2,5 раза, в Японии - в 2 раза.

2. В рамках реформы хозяйственного механизма, так называемой «неоконсервативно революции», резко возрос уровень хозяйственной свободы бизнесу. Снятие административно-законодательных ограничений (дерегулирование), активизация политики содействия мелкому бизнесу, «открытие» национальных хозяйств для проникновения зарубежного бизнеса, налоговые и административные реформы - все это открыло новые возможности для предпринимательской инициативы. Не только для мелких компаний существуют благоприятные возможности развития на всех этапах жизненного цикла, но и в мире большого бизнеса бурно развиваются интрапидприемництво (предпринимательская деятельность в середине крупной фирмы или иного делового предприятия) и стратегическое управление, которое имеет предпринимательский характер.

3. Сформировались качественно новые условия для предпринимательства, а именно:

а) быстрый рост рынка венчурного (англ. Venture - рисковать) капитала, т.е. связанного с внедрением новых технологий, инженерных разработок рискового характера и диверсификация (лат. diver-SUS - разный, удаленный), т.е. распространение на новые сферы финансовых институтов, что расширяет возможности финансирования нового дела; б) развитие информационной инфраструктуры предпринимательства расширением доступа граждан и организаций к информации, укрупнение патентно-лицензионной системы, развитие сети банков данных и т.д.;

в) возникновение и быстрое развитие сети организаций, специализирующихся на создании нового бизнеса (инкубаторы, инновационные парки и т.д.). Основной тенденцией развития производительных сил на современном этапе является постоянное увеличение доли творческих профессий и сокращения сферы рутинной работы. Так, доля высококвалифицированных работников (ученых, инженеров, техников) в составе экономически активного населения развитых стран в 80-е годы составляла в среднем 40-50%. С увеличением общей численности рабочей силы в США и Японии на 5-10% количество ученых и инженеров возросла на 50-60%.

За многие десятилетия последовательного органического индустриального роста в развитых странах создан огромный потенциал образованных и способных людей. Повышение общего уровня образованности порождает стремление свободного самовияву в труде. Речь идет о аллокацийний эффект образования, что означает рост способности человека принимать самостоятельные решения. Характерно, что все национальные меньшинства США, сформированные потоками иммиграции, демонстрируют повышенную склонность к занятию предпринимательством (самое простое объяснение этому - отсутствие предпосылок и условий для предпринимательства на родине) и имеют более высокие доходы по сравнению с англосаксонским населением. Совокупный выигрыш от «перекачка умов» только в США оценивается в 6 млрд. долл. ежегодно.

В пользу развития предпринимательства изменяется отраслевая структура современного производства. Бурно развиваются наукоемкие отрасли, опережая традиционные по темпам развития в два-три раза, причем влияние роста этого сектора осуществляется с нарастающим эффектом вследствие применения его продукции и пидштовхування базовых отраслей, транспорта, связи, сферы услуг в целом.

Растет доля сферы услуг в составе конечного продукта, перемещается центр тяжести в производстве и потреблении из вещей на услуги. Относительную автономность нематериального производства изменяет такой тип хозяйственных связей, при котором услуги (информационные, деловые, научно-технические и т.д.) становятся не дополнительным, а решающим фактором повышения эффективности производства.

Инновационная хозяйственная практика объективно требует организации производства, которая обеспечит такие условия конкурентоспособной хозяйственной творчества, как гибкость, самоуправление производителей, интенсивный обмен информацией и передача опыта, соперничество и доверие.

Следствием всех указанных изменений, которые сопровождают переход к инновационному экономического роста, является создание хозяйственной структуры, склонной к организационно-хозяйственной творчества, т.е. к предпринимательству. Опыт стран-лидеров западного мира и многих развивающихся стран убедительно свидетельствует о существовании тесных связей между развитием рынка, конкуренции, предпринимательства и достижение экономических успехов.

Предпринимательство предполагает использование новых идей и новых технологий, не имея никаких гарантий относительно эффективности этих нововведений в конечном результате. Могут возникнуть неожиданные технические проблемы, покупателям не понравится новый товар, изменятся условия функционирования рынка и т.д., однако риск необходим. Существует два способа поведения предпринимателя: разделение риска и самостоятельный риск. Разделение риска. Реализуется через механизмы страхования, перепоручения операций, объединение риска. Однако эти механизмы неприемлемы для многих видов риска, возникающих в предпринимательской деятельности.

Разделить риск можно, объединившись с другими заинтересованными лицами через партнерства и корпорации, при помощи которых предприниматель привлекает дополнительный капитал. Можно использовать венчурный капитал. Владельцы такого капитала специализирующихся на поиске предпринимателей с прогрессивными идеями, но недостаточными средствами, с которыми они разделяют риск и потенциальные доходы.

Самостоятельный риск. Несмотря на очевидные преимущества разделения риска с компаньонами, классический образ предпринимателя - владельца и руководителя фирмы не утратил своей привлекательности.

Самостоятельные фирмы имеют серьезные преимущества в воплощении новых идей и технологий в предпринимательскую деятельность.

Одна из причин, которая заставляет предпринимателя одном воплощать перспективную идею, - асимметрия информации (информация, что предприниматели получают или открывают первый). Для того чтобы убедить потенциального компаньона разделить риск новшества, необходимо поделиться информацией. Сделать это непросто по ряду причин: идея еще не викристализувалася и вполне НЕ сформулирована или предположения основаны на недостаточно убедительных догадках, существует опасность, что идеи могут быть похищены и сепаратные использованы компаньонами т.д. Вследствие этих причин у предпринимателя остается единственный выход - реализовать собственные разработки самому. Кроме того, независимая фирма может аккумулировать мощные стимулы, ведь в случае успеха всю прибыль принадлежит ей. Предприниматель, активность которого мобилизуеться полученной прибылью и успехом, не нуждается ни руководства для максимального старания, ни проведение внешнего аудита, он быстро приспосабливается к изменению условий. Риск - необходимый элемент каждой организационной формы предпринимательской деятельности. Чем больше риск, тем выше может быть прибыль. Если риск (хотя бы частично) делится, делится и прибыль. Итак, наградой за риск есть сверхприбыль, которая, возможно, получит предприниматель.

Функционирование современного предпринимательства невозможно без благоприятного социально-экономического климата, который формируется целенаправленными усилиями государства. Он определяется: стабильностью государственной экономической и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства; льготным налоговым режимом, что способствует поступлению в предпринимательскую сферу финансовых средств; развитием инфраструктуры предпринимательства: инновационных центров, специальных фирм, которые помогают начинающим предпринимателям, консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей; созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формированием позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности. По благоприятного социально-экономического климата, государственной поддержки предприниматель рассматривает мгновенное увеличение прибыли не в качестве первоочередной задачи, а как этап к будущих структурных сдвигов и расширения производства. Предпринимательские инициативы деловых людей за государственной поддержки способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики. Фирма как субъект рыночных отношений Современное рыночное хозяйство отмечается различными рыночными формами предпринимательской деятельности и соответственно типами фирм.

Термин «фирма» имеет двойное значение. В узком понимании фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои дела. В широком понимании - основная хозяйственная единица современной экономике рыночного типа.

Фирма (предприятие) - самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, который имеет право юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли.

В своем составе фирма может иметь несколько предприятий, учреждений, организаций и др. Существуют определения фирмы как делового предприятия. В этом нет противоречия, это определение по сути совпадает с предыдущим. Деловым предприятием является вид, форма предпринимательской деятельности, бизнеса, а не однозаводська или однофабрична его структура. Производственные предприятия, проектно-конструкторские бюро, конторы сбыта и другие службы функционируют как фирмы или в их составе. Предприятие может не быть юридическим лицом, то ответственность за его деятельность несет фирма, к которой оно принадлежит. Коммерческое предприятие маневрирует соотношением между размером затрат производства и цене продукции, то есть занимается бизнесом с целью получения прибыли. Очевидно, что для предпринимателя и самого предприятия максимизация прибыли является важным условием. Но общество тоже получает значительную выгоду от коммерческого предприятия. Предприниматель вкладывает свой вклад в создание национального богатства и увеличение прибыли означает увеличение ВНП (валового национального продукта) общества, который распределяется между его гражданами.

Отсутствие прибыли является сигналом (предпринимателя) для общества о том, что ресурсы следует перераспределить, направить в другие отрасли. Хотя получение прибыли не является единственной целью, однако он занимает видное место среди других целей. Прибыль гарантирует выживание предприятия, обеспечивает источник финансирования, с помощью которого можно восстановить, увеличить или модернизировать активы предприятия; обеспечивает дивиденды акционерам; является психологическим и материальным стимулом для успешной деятельности руководства предприятия, является одним из важнейших критериев оценки потенциальным инвестором возможностей компании, является показателем эффективности использования ресурсов.

Исторический опыт хозяйствования уризноманитнив виды фирм с разными средствами привлечения и использования капитала. их классифицируют по следующим признакам: вид хозяйственной деятельности, форма собственности; количественный критерий; национальная принадлежность капитала и контроля за ним; отраслевая сфера.

В соответствии с хозяйственной деятельностью и спецификой операций выделяют фирмы: промышленные, торговые, специализированные в сферах транспорта и связи, страховые, банковские, финансово-инвестиционные, научно-исследовательские, инновационные, фирмы, выполняющие самые разнообразные услуги и т.п.

Одна из самых многочисленных и наиболее весомая по объему суммарных продаж группа - промышленные фирмы, продукция которых составляет не менее 50% продаж. Только в США, например, функционирует более 1 млн. таких фирм. Особенно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортные, импортные и т.д. В США их насчитывается более 3,5 млн. Они либо входят в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо юридически и хозяйственно существуют независимо от других фирм. Занимаются торговые фирмы в основном коммерческой деятельностью (продвижение товаров на рынок), а наиболее значительные выполняющих операции по обработке, перевозке, страхованию товаров. Транспортные фирмы осуществляют перевозки грузов и пассажиров. Они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем выделяют судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Железнодорожные по своим размерам значительно уступают судоходным и авиационным, поэтому в большинстве стран они малорентабельни или убыточны и находятся в государственной собственности.

Важную роль играют фирмы, занятые банковскими, страховыми, финансово-инвестиционными операциями, связанными с недвижимостью, ценными бумагами, арендным отношениями (лизинг, хайринг, аренда потребительских товаров длительного пользования) и т.д. В западных странах существует много научно-исследовательских и инновационных (венчурных и рисковых) фирм (в США - почти 6 млн.), а также консультационных, информационных, тех, что предоставляют инженерно-технические услуги: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию, разработка новых технологий и т.п.

Другим признаком, по которому классифицируются фирмы, является отраслевая сфера их деятельности (уровень охвата видов и форм хозяйственной деятельности). Соответственно выделяют Многоотраслевые и диверсифицированные фирмы, которые, кроме многоотраслевого производства (часто технологически не взаимосвязанного и реализации различных товаров, занимаются финансовыми операциями. По форме организации выделяют два типа диверсифицированных (многоотраслевых) фирм. Фирмы первого типа при всем разнообразии сфер деятельности сохраняют выраженное профилирующая производство. Например, фирма «Жилетт», кроме изготовления лезвий и безопасных бритв (основная специализация), выпускает туалетные средства, парики, ручки, шкиргалантерею, бумажные товары, солнцезащитные очки и т.д. Финансовая компания «Америкен экспресс» осуществляет банковские, валютные, страховые, брокерские операции, предоставляет услуги в области туризма и издательской деятельности.

По своей организационной структурой такие фирмы, как правило, образуют концерны - группы предприятий (дочерних фирм, сосредоточенных вокруг материнской компании, владельца акций этой группы. Концерны экономически устойчивыми и конкурентоспособными, поскольку имеют возможность быстрого перемещения капитала из менее перспективных в более перспективные отрасли. Например, крупные табачные концерны в последнее время активно скупали гостиницы, химические предприятия. На базе диверсифицированных концернов достигается выравнивание отраслевых сезонных колебаний и рисков. Так, предприятие, специализирующееся на производстве лыж, может приобрести предприятие, выпускающее товары для летних видов спорта. Концерн (отраслевой и межотраслевой) по многим своим признакам является тем самым, что и современная корпорация. Частные корпорации (компании) объединяют свои усилия для достижения определенных общих интересов, создавая новые организационные структуры управления. Формально участники концерна сохраняют самостоятельность, но контролируются особой финансовой группой, которая возглавляет концерн (холдинг).

Второй тип диверсифицированных фирм - так называемые конгломераты, в которых отсутствует профилирующая производство. Конгломераты объединяют виды хозяйственной деятельности, не имеют между собой никаких производственных или функциональных связей. Существует мнение, что конгломераты проигрывают в конкурентной борьбе концерном, так как им сложнее приспосабливаться к требованиям НТП, Ивона вынуждены радикально пересматривать рыночную стратегию, ликвидировать филиалы, превращаясь в концерны. Относительно национальной принадлежности капитала фирмы классифицируют на национальные и транснациональные (ТНК). Для транснациональных характерна международная диверсификация деятельности.

 

11.Виды издержек производства и их графики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.