Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная картина мира как особый компонент оснований научного исследования




Общенаучная, конкретно-научная методологии и методики

Структура методологического знания. 1. уровень философской методологии; 2. уровень конкретно-научной методологии; 3. уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4. уровень методики и техники исследования. Уровень философской методологии - Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом- осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития - дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов).

Уровень общенаучных принципов и форм исследования Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах.

Уровень конкретно-научной методологии - Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.

Уровень методики и техники исследования- Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий. Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать - переоценки общности знаний низких уровней, - непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания. Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы. Их надо применять рефлексивно.

Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

Научная картина мира — это одна из возможных картин мира, — мифологической, религиозной, философской.

 

Научная революция- это длительный процесс, сопроваждающийся радикальной перестройкой оснований науки и переоценклй ранее имевшихся фактов.Научная революция может вызывать трансформацию научной картины мира без изменения идеалов и норм исследования или осуществлять радикальные изменения философских оснований, идеалов и норм науки. Предпосылкой научных революций является обнаружение аномаоий, которые невозможно обьяснить с точки зрения имеющихся научных теорий. Симптомы научной революции: кризисные ситуации в обьяснении новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, научные дискуссии. По характеру преобразований выделяют 4 типа научных революции: 1) появление новых фундаментальных концепций, 2) разработка новых методов, 3) открытие новых обьектов исследования, 4) формирование новых методологических программ.

По масштабу различают 3 типа научных революции: 1) относящиеся к отдельным областям науки, 2) охватывающие конкретную науку в целом (локальные революции), 3) глобальные революции.

В качестве примера можно назвать появление классического естествознания в XVII в (открытия Галилея, Ньютена и др), возникновение теории относительности и квантовой механики в конце XIX – начале XX в. Научно-техническую революцию конца XX в., связанную с развитием информационных технологии и комьютеризацией.

В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы.

Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

Понятие «элемент» означает минимальный, далее неделимый компонент в рамках системы. Элемент является таковым лишь по отношению к данной системе, в других же отношениях он сам может представлять сложную систему.

Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.