Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и уровни общения 1 страница




В научной литературе выделяют следующие виды общения:

§ “ Контакт масок ” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

§ Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

§ Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

§ Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

§ Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

§ Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

§ Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

§ Уровень манипуляции.

§ Уровень “ рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

§ Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

§ Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Виды общения (другой источник)

Общение бывает очень разнообразным, различаясь по средствам, отличаясь по ситуации общения и тому, кто общается. Мужское общение отличается от женского, бытовое - от корпоративного.

· Вербальное и невербальное общение. Общение бывает вербальное и невербальное. Общение — это вовсе не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов друг к другу или от… Общением является и танец, и секс.

· Мужское и женское общение. Мужское общение - более грубое и с наездами, женское - более поверхностное и с переживаниями.

· Аффилиативное и деловое общение. Аффилиативное - когда не по делу, а для души, со стороны выглядит как бесцельное. Деловое общение строится в деловом формате, связано с определенными целями.

· Проблемное и качественное общение. Проблемное общение - конфликтное, тяжелое и неэффективное общение. Качественное общение - легкое, сотрудническое и эффективное. Как правило, качественное общение - это разумное общение. Как учить себя разумному общению? Как приучать людей рядом с собою к более разумному общению?

Типы и виды общения (другой источник)

Существует несколько классификаций типов общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.
По содержанию высказывания выделяют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение.
Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение о развивающихся действиях и состояниях.
Описание - это констатирующая речь, которая дает понятие о характере, составе и свойствах объекта.
Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться друг с другом в рамках одного текста.

· Лингвист А.А. Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта:

o средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест);

o степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности);

o ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа);

o количество участников речевого акта;

o контактность речевого акта.

(Холодович А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. К 70-летию академика Н.И. Конрада. М., 1967).
На основании первого из перечисленных признаков выделяют устное и письменное общение.
На основании четвертого признака выделяют такие типы общения, как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников).
В зависимости от социального статуса и личных отношений участников общения выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

· При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:

o "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

o примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;

o формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;

o деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;

o духовное межличностное общение друзей;

o манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;

o светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 178-179).

· При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:

o формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания, и низкими - по параметрам содержательности;

o многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объемом и большой наполненностью фраз;

o информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

(Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнов А.И. Психолингвистический анализ речевых действий. М.: Изд-во РУДН, 1998. С. 14).

Знание типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых действий собеседника.

 

23. Вербальная коммуникация.

Ответ: Вербальная коммуникация – это взаимодействие людей с помощью речи.

Способность к эффективному обмену информацией является отличительным

свойством человека и одним из главных условий его бытия как существа соци-

ального. Недаром еще древние греки определяли варвара как человека без язы-

ка, то есть без достаточной способности к словесному контакту.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы чело-

веческую речь, естественный звуковой язык, т. е. систему фонетических зна-

ков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является

самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче ин-

формации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,

этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации

всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой сис-

темы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорят о сущности

коммуникации в целом.

В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в ви-

ду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намере-

ниями (интенциями), т. е. диалог представляет собой активный, двусторонний

характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходи-

мость внимания к собеседнику, согласованность с ним. В противном случае

будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации –

понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете – понимания,

познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто

«движется информация», но участники коммуникации особым способом воз-

действуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.

е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существо-

вать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А. А. Леонтьев

предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социаль-

но-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов со-

общения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер

манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то пози-

ции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им

самим каких-то новых возможностей.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффек-

тивности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуника-

ции», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная

риторика – искусство убеждения посредством речи. Для учета всех перемен-

ных, включенных в процесс речевой коммуникации, К. Ховландом предложена

«матрица убеждающей коммуникации», которая представляет собой своего ро-

да модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных

звеньев. Смысл построения такого рода моделей (а их предложено несколько)

в том, чтобы при повышении эффективности воздействия не упустить ни одно-

го элемента процесса. Это можно показать на простейшей модели, предложен-

ной в свое время американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убе-

ждающего воздействия средств массовой информации (в частности, газет).

Модель коммуникативного процесса, поЛассуэллу, включает пять элементов.

1. Кто? (передает сообщение) – Коммуникатор

2. Что? (передается) – Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) – Канал

4. Кому? (направлено сообщение) – Аудитория

5. Скаким эффектом? – Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообраз-

ных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики комму-

никатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности

выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких пози-

ций может быть три:

1. открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником

излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой

точки зрения;

2. отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально,

сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну

из них, но не заявленную открыто;

3. закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже

прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Естественно, что содержание каждой из этих позиций задается целью, за-

дачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что

принципиально каждая из названных позиций обладает определенными воз-

можностями для повышения эффекта воздействия.

Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при по-

знании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она

и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но

ведь этот процесс включен в более сложное явление – общение, поэтому важ-

но и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это

состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние

людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недос-

таточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще про-

анализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого

нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое об-

щение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения,

она приобретает значение только при условии включения в систему деятельно-

сти, а включение это обязательно дополняется употреблением других – нерече-

вых – знаковых систем.

Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой об-

ласти человеческой деятельности. Профессиональное владение речью стано-

вится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Алексан-

дра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева

уничтожала любые усилия пропагандистов.

Мы говорим о вербальной коммуникации, а не о текстовой, поскольку

текстом сегодня считается единица как вербальной, так и невербальной сферы.

У. Эко, к примеру, говорит о тексте в случае любого набора связанных между

собой ситуаций. Следователь, расследуя преступление, также имеет дело с тек-

стом, хотя в нем может не быть ни единого слова. Но перед ним именно текст,

поскольку он обладает своей собственной внутренней структурой, отли-

чающейся от других. Вербальная коммуникация воздействует на человека на

многих уровнях, а не только с помощью содержания.

Мы живем в мире слов. В первую очередь паблик рилейшнз уделяет вни-

мание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Чарльз Сноу, гово-

ря словами одного из своих героев, пишет:

«На своем веку я составил немало подобных речей и хорошо знал, какое

значение придают им парламентские заправилы и промышленные магнаты.

Составляешь черновик за черновиком, добиваешься немыслимого, высшего со-

вершенства стиля, какого не достигал и Флобер, читаешь и перечитываешь ка-

ждую фразу, чтобы, не дай бог, не сказать лишнего, – и… в конце концов по

законам бюрократического языка, построенного на недомолвках, любая речь

неизбежно становится куда более расплывчатой, чем была в первом наброске.

Я всегда терпеть не мог составлять речи для других и в последнее время со-

всем отделался от этой работы».

При этом надо помнить даже о таких вещах, как будут расположены

слушающие. Как пишет X. Рюкле: «Теснота изменяет душевное состояние.

Чем теснее люди друг к другу, тем легче «завести» толпу, сделать ее агрессив-

ной». Есть соответствующие нормы, по которым происходит общение. Выде-

лены четыре соответствующие зоны, нарушение которых также наказуемо, как

и любых других норм речи:

-интимная (15-45 см),

-личная: близкая (45-75 см), дальняя (75-120 см),

-социальная (120-360 см),

-публичная (360 см и далее).

(текст по Л. А. МУТОВКИН)

 

24. Невербальная коммуникация.

Ответ: В используются неречевые знаковые системы, которые будут рассмотрены подробнее.

2.1. Оптико-кинетическая система знаков включает жесты, мимику, пантомимику, являясь более или менее отчётливо воспринимаемым свойством общей моторики, в основном, различных частей тела (рук, лица). Общая моторика отображает эмоциональные реакции человека в коммуникации, что придаёт определённые нюансы общению.

2.2. Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество, диапазон, тональность голоса.

2.3. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, смеха, покашливания, плача, и др., темп речи.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также являются дополнением к вербальной коммуникации, увеличивают семантически значимую информацию с помощью "околоречевых" приёмов.

2.4. Пространство и время организации коммуникативного процесса также играют роль особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций, могут выступать дополнениями к семантически значимой информации.

Каждая из четырёх, систем невербальной коммуникации использует свою знаковую систему, т.е. определённый код. При этом необходимо учитывать, что всякая информация должна кодироваться таким образом, чтобы система кодификации и декодификации была известна участникам коммуникативного процесса. В противном случае невербальные знаковые системы не выступят в качестве смыслового дополнения к вербальной коммуникации, т.е. не выполнят основного предназначения: раскрыть смысловую сторону информации.

 

Системы невербалъной коммуникации:

o играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную роль в коммуникативном процессе;

o усиливают или ослабляют вербальное воздействие;

o помогают выявить существенный параметр коммуникативного процесса - намерение его участников,

o совместно с вербальной системой коммуникации обеспечивают обмен информацией, необходимый участникам коммуникации для организации совместной деятельности;

В составе невербальных средств общения выделяют группы, которые в свою очередь подлежат классификации:

2.1 Оптико-кинетические средства:

Жестикуляция;

Мимика;

Пантомимика, Движения и позы;

Визуальный контакт;

Покраснение или побледнение кожного покрова;

Направление взгляда;

2.2 Паралингвистические средства:

Интенсивность;

Тембр;

Интонация голоса, Диапазон;

Тональность голоса.

2.3 Экстралингвистические средства:

Паузы;

Теми речи;

Связанность речи. Смех;

Покашливание;

Заикание;

2.4 Проксемические средства подразумевают:

Организация пространства;

Время.

Физическая дистанция контакта (интимная, личная, социальная, публичная).

Поза поворота.

2.5 Предметные контакты (тактильные действия):

Рукопожатие;

Объятия;

Поцелуи;

Похлопывания, Толчки;

Поглаживания;

Касания;

Пощёчины.

2.6 Ольфакторные средства (связаны с запахами). Запах тела;

Запах косметики.

 

25. Общение как взаимодействие.

Ответ: Источник: Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко

Анализ общения. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире., коммуникации ивзаимодействия Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другоговозможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить "чистую" коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или "чистое" восприятие. Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками Оговорка – оговорка по Фрейду - вытеснение.

Вытеснение (подавление, репрессия) — один из механизмов психологической защиты. Заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования.

Первым вытеснение описал Зигмунд Фрейд, считавший его основным механизмом формирования бессознательного. По его словам «судьба импульса влечения может быть определена так, что он наталкивается на сопротивление, которое хочет сделать его недейственным. Тогда при определённых условиях он приходит в состояние вытеснения.».

Как защитный механизм, вытеснение направлено на минимизацию отрицательных переживаний за счёт удаления из сознания того, что эти переживания вызывает. Удалённые из сознания, эти элементы, однако, не пропадают из памяти (человек легко вспоминает их под гипнозом) и не перестают влиять на поведение человека и его сны. Однако на начальном этапе Фрейд выделял только этот защитный механизм и относил к нему всё, что целенаправленно переносит нечто из сознания в бессознательное. На бытовом уровне вытеснение может быть легко обнаружено. Например мы говорим: «я смотрю телевизор, чтобы забыться, чтобы не думать о плохом», «я пошла на концерт, чтобы отвлечься», «для того чтобы отвлечься мне нужно сменить обстановку» и пр. Также в последнее время в обиход вошло выражение «оговорка по Фрейду», обозначающее оговорку, сделанную в результате влияния неосознаваемых мотивов, но поддаются отделению от "целого", то вычленение "отдельного", взаимодействия практически невозможно.

Главное содержание общения — это воздействие на партнера. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например: "Он на меня давил, но я не поддался", "Он подстроился под меня" и т.д.

В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется что партнер нас к чему-то подталкивает и мы сопротивляемся, в другом — что наши действия "заодно"; в третьем — что партнер затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т.д. За словами стоят действия, и обращаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос "Что он делает?", и наше поведение строится исходя из ' полученного ответа. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто — ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции В психологии, трансакция — единица общения между двумя людьми, коммуникативный факт., т.е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:

1. состояния Я, сходные с образами родителей;

2. состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

3. состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Неформально проявления этих состояний получили названия Родитель, Взрослый и Ребенок. Состояния Я — это нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человека. Ребенок — это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка и является посредником между ними.

Позиции партнеров в общении определяются теми состояниями Я, которые "в данный момент общения вступают во взаимодействие. Эта, казалось бы, сугубо психологическая схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Так, она используется В. Зингертом и Л. Лангом в их работе "Руководитель без конфликтов".

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Ребенка

 

 

  Родитель Взрослый Ребёнок
Характерные слова и выражения Все знают, что... Ты не должен никогда... Я не понимаю, как это допускают и т.д Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно... Вероятно Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно!
Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические Связанные с реальностью Очень эмоциональные
Состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное Внимательность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетенное, игривое
Выражение лица Нахмуренное, неудовлетворенное, обеспокоенное Спокойное, максимум внимания Угнетение, удивление
Позы Рука на бедрах, указывающий перст. Руки сложены на груди Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков)

 

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.

Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Анализ взаимодействия при выделении этих двух ориентации позволяет выявить некоторые интересные закономерности общения. Так, "контролеры" и "пониматели" придерживаются совершенно разных стратегий в общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.