Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок как система отношений. Субъекты рынка. Преимущества и недостатки рынка




Преимущества 1. Эффективное распределение ресурсов (рынок направляет их на производство необходимых обществу товаров). 2. Стимулирование НТП и оптимальное использование его резуль­татов. Стремясь получить максимально высокую прибыль, това­ропроизводители идут на риск, разрабатывают и вводят новую технику и технологию, которые позволяют им иметь временные преимущества перед конкурентами. 3. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям (к при­меру, в 70-е гг. XX в. на рост цен на энергоносители рынок ответил разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ре­сурсосберегающих технологий). 4. Свобода выбора действий потребителями и производителями. И те и другие независимы в принятии своих решений. 5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, по­вышению качества товаров и услуг.

Недостатки 1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не име­ет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вклады­вать средства в создание экологически чистых производств. 2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, космоса. 3. Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллек­тивного пользования (дороги, общественный транспорт, образо­вание, здравоохранение и т. п.). 4. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Она не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспре­деления дохода. 5. Не обеспечивает финансирования фундаментальных исследова­ний. 6. Ориентирован не на производство социально необходимых това­ров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. «Хотя рынок обеспечивает высокую степень свободы, — по мнению мно­гих экономистов, — но слабым и беззащитным он может дать не больше, чем свободу умереть с голоду». 7. Подвержен периодическим колебаниям деловой активности.

Субъекты: 1. Домашнее хозяйство — это экономическая единица в составе од­ного или нескольких лиц: а) самостоятельно принимающих фи­нансовые решения; б) являющихся собственником какого-либо фактора производства; в) стремящихся к максимальному удов­летворению своих потребностей или к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домашним хозяйствам относят всех потребителей. 2. Фирма {предприятие) — это экономически и юридически само­стоятельная единица, которая: а) покупает ресурсы для изготов­ления товаров и услуг; б) самостоятельно принимает решения об их использовании; в) стремится к максимизации прибыли. 3. Государство — это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления конт­роля над хозяйственными субъектами и над рынком для дости­жения целей роста общественного благосостояния. 4. Заграница {внешний сектор) — это совокупность всех эконо­мических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами страны. Взаимодействие заграницы с эконо­мическими субъектами национальной экономики осуществля­ется на основе внешнеэкономических связей через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальной валютой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.