Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития теорий экономического роста




Развитие теории экономического роста до XX века происходило неоднородно. Значительный вклад в определение и анализ источников роста был сделан представителями классической школы политической экономии. В трудах каждого крупного экономиста было свое определение богатства, и ставилась задача изучения возможностей его увеличения и оценки влияния роста совокупного дохода на благосостояние граждан в долгосрочной перспективе. Описанная задача является предметом теории экономического роста в современном понимании. В качестве измерителей роста в классической школе использовались относительные показатели. Так, А. Смит и другие экономисты предлагали ориентироваться на валовой доход в расчете на душу населения, а Т. Мальтус использовал отношение богатства и размера территории страны. В ранних теориях преимущественно делались попытки выделить основные факторы роста, такие как рост населения, плодородность почвы и т.д. Большое внимание уделялось объяснению процесса накопления капитала и выработке рекомендаций по его эффективному использованию. Помимо экзогенных факторов, А. Смит, например, писал также об институциональных параметрах, а Дж.Ст. Милль выделял такие эндогенные факторы, как мастерство и знания. У каждого экономиста имелась собственная теория роста, опирающаяся на какую-либо оригинальную концепцию. Например, основу теории богатства Д. Рикардо составляет его теория дифференциальной ренты, в основе построений Т. Мальтуса лежит теория эффективного спроса, а для Н. Сениора ключевой является концепция воздержания. Общей чертой всех классических теорий роста является вывод о неизбежном приближении экономики к стационарному состоянию, при котором норма прибыли окажется на очень низком уровне. Большинство исследований политэкономов было направлено на объяснение неизбежности этого состояния и поиск действий, которые могли бы максимально замедлить его наступление. В основном, рекомендации сводились к ограничению роста населения и развитию техники. В учении К. Маркса также приводилось доказательство закона тенденции нормы прибыли к понижению, но особый интерес, с точки зрения теории роста, представляет его теория расширенного воспроизводства, которая, по сути, представляет собой модель роста народного хозяйства. Впоследствии эта теория совершенствовалась и развивалась марксистской школой.

Интерес к теории роста уменьшился после «маржиналистского переворота» в силу микроэкономической направленности проводившихся исследований, и был возрожден Й. Шумпетером в начале XX века. Он объяснял экономическое развитие действиями предпринимателей, которые привносят инновации в экономику. Из-за отсутствия формализации и повышенного внимания к качественным аспектам экономического развития, работе Й. Шумпетера не суждено было стать основой современной теории роста, но, начиная с конца 80-х годов XX века, ученые стали уделять большое внимание идеям Й. Шумпетера и возможностям их формализации в рамках существующих моделей в связи с более широким распространением математических методов в экономике. Следует заметить, что построения классиков послужили основой для формирования всестороннего представления о феномене экономического развития и заложили фундамент для большинства современных моделей роста.

Из всех теорий, сформировавшихся к началу XX века, наиболее стройным и потенциально формализуемым было учение К. Маркса, которое развивалось и модифицировалось его последователями. Однако самых впечатляющих результатов достиг талантливый советский экономист-математик Г.А. Фельдман, построивший в 1928 году первую полноценную двухсекторную модель экономического роста, которая основывалась на взаимодействии секторов производства средств производства и производства предметов потребления. Г.А. Фельдман ставил цель определения не только факторов роста национального дохода в целом, но и возможных размеров и темпов роста потребления населения в зависимости от структуры экономики. В его модели впервые было введено понятие состояния гармоничного развития, которое явилось прообразом динамического равновесия в современной теории роста.

Несмотря на большое количество предположений и преувеличений, не всегда находящих свое отражение в действительности, модель Г.А. Фельдмана содержала важный вывод: в закрытой экономике без хорошо развитой тяжелой промышленности невозможно произвести достаточное количество капитальных инвестиций, как бы ни была высока потенциальная склонность к сбережениям.

Теоретическое значение работы Г.А. Фельдмана также велико. Один из основоположников современной теории экономического роста Евсей Домар, будучи выходцем из России, изучил труды Фельдмана в оригинале и сделал их доступными западным исследователям, поместив в свою книгу «Эссе о теории экономического роста» главу под названием «Советская модель роста». Однако это произошло лишь в 50-х годах XX века, а до этого теория роста на Западе развивалась в русле кейнсианской традиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.