Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы научного познания. Обратите внимание на методы научного познания




Обратите внимание на методы научного познания.

4.1. Определите понятие метода и методологии.

Методы – своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике. Следует заметить, что метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого методэто совокупность правил, приемов, способов и лежащих в их основе идей и принципов, обусловленных объективными законами отражаемой действительности.

Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие и оно может быть определено как совокупность применяемых в данной науке методов; как совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем; как учение о методе (особое направление, связанное с самопознанием науки).

Специфика научного познания определяется обязательным применением всего арсенала известных ей методов. Комплексность их применения является гарантом достоверности вырабатываемого наукой знания.

4.2. Примите к сведению следующую классификацию методов.

МЕТОДЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
общелогические анализ Расчленение (мысленное или реальное) изучаемого объекта на элементы.
синтез Соединение (мысленное или реальное) различных элементов изучаемого объекта в единое целое.
абстрагирование Целенаправленное выделение интересующих свойств изучаемого объекта и одновременное отвлечение от других его свойств.
обобщение Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области.
идеализация Мысленное конструирование понятий об объектах, явлениях и процессах, в действительности не существующих, но таких, для которых в реальном мире имеются прообразы.
аналогия Перенос знания, полученного из ранее рассматриваемого объекта, на изучаемый объект, обладающий сходными существенными признаками.
индукция Переход от фактов к некоторому общему положению.
дедукция Переход от общих знаний к знаниям различной степени общности.
эмпирические наблюдение Это способ изучения вещей, процессов, при котором исследователь не вмешивается в ход их движения и развития. Он не меняет условий их существования, никак на них не воздействует
эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых (естественных или искусственных) условиях исследуются явления природы и общества.
описание Закрепляет и передает результаты наблюдения или эксперимента с помощью определенных знаковых средств. Описывать факт – это значит ответить на вопрос, какой он, какими свойствами обладает.
теоретические формализация Заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).
метод восхождения от абстрактного к конкретному Заключается в движении теоретической мысли ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета исследования. Другими словами, метод характеризует направленность научного познания в целом – движение от менее содержательного знания к более содержательному.
аксиоматический метод Предполагает в качестве исходных положений набор логически связанных между собой аксиом, из которых по определенным правилам строится система выводных предложений. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.
гипотетико-дедуктивный метод Заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Развитое теоретическое знание строится не «снизу» за счет индуктивных обобщений научных фактов, а развертывается как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным. Сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизируется.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.