Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели образа себя у ребенка, типа его привязанности к матери, оценки матерью своей привязанности к ребенку и его привязанности к ней




№ пары Образ себя у ребенка Тип привязанности ребенка к матери Оценка матерью своей привязан­ности к ребенку Оценка матерью привязанности ребенка
    Индифферентный, ненадежно привязанный    
    Надежно привязанный    
    Индифферентный, ненадежно привязанный    
    Индифферентный, ненадежно привязанный    
    Надежно привязанный    
    Аффективный, ненадежно привязанный    
    Аффективный, ненадежно привязанный    
    Аффективный, ненадежно привязанный    

Матери ненадежно привя­занных индифферентных детей оценивают свою привязанность к ребенку преимущественно бо­лее высоко, чем его привязан­ность к себе. У ненадежно при­вязанных, аффективных детей, наоборот, матери оценивают привязанность ребенка к себе как более высокую, в этой груп­пе матерей собственная привя­занность к ребенку оценива­ется как слабая или средняя.

Результаты уровня изучения развития себя ребенка обнаружили корреляцион­ную зависимость от показателей оценки матерью своей привязанности к ребенку и отрицательную связь с оценкой матерью привязанности ребенка (табл. 6).

Данные табл. 6 указывают на то, что уровень развития образа себя у ребенка зависит от степени привязанности матери: чем больше привязанность, тем выше уровень развития образа себя. Одновременно показатели образа себя тем выше, чем ниже, по оценкам матерей, уровень привязанности ребенка к матери.

Таким образом, проведенное исследование показало, что между развитием обра­за себя у ребенка и его привязанностью к матери существует определенная связь, выражающаяся в том, что высокому уровню развития образа себя соответствует большая самостоятельность ребенка, меньшая зависимость его от матери, более выраженная активность в незнакомой или стрессовой ситуации (в присутствии незнакомого взрослого, пугающей игрушки). В соответствии с классификацией М. Эйнсворт детей с развитым образом себя можно условно отнести к двум груп­пам: «индифферентные» и «надежно привязанные». Матери таких детей имеют достаточно устойчивый образ себя, высокую самооценку, положительное эмоцио­нальное самоощущение. В их представлении о ребенке доминируют положитель­ные оценки личностных качеств, достижений детей, позитивно оцениваются из­менения в поведении по мере развития ребенка. Свою привязанность к ребенку они оценивают преимущественно как более сильную по сравнению с привязан­ностью ребенка к себе. Дети с низкими показателями развития образа себя про­являют высокую степень зависимости от матери, демонстрируют «цепляющееся поведение» в незнакомой ситуации, при слабом стрессе испытывают чувство стра­ха, опасности. Они плачут не только тогда, когда расстаются с матерью, но и на­ходясь рядом с ней. Такое поведение условно соответствует типу «аффективной, ненадежной привязанности». Матери детей этой группы имеют преимущественно заниженную самооценку, невысокие показатели образа себя, у них отмечается эмо­циональное неблагополучие, неуверенность в своих силах, своем будущем. В пред­ставлении о ребенке у таких матерей преобладает ориентация на уход за ребен­ком, они чаще говорят о развитии у малыша навыков, а не личностных качеств, отмечают прежде всего негативные изменения в его поведении. С развитием ре­бенка они связывают нарастание трудностей, признают, что не знают, как с ними справляться. Привязанность ребенка к себе они оценивают как чрезвычайную, а свою привязанность к ребенку — как слабую или среднюю.

 

 

Карабанова О.А. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2004. -С. 140-150.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.