Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к социальным сиротам в современной России 3 страница




• К первой категории относятся следующие типы воспитания:

— воспитание как реализация потребности смысла жизни;

— воспитание как реализация потребности достижения;,;
г — воспитание как реализация сверхценных идеалов;

— воспитание как реализация потребности в эмоциональном кон- ]
тексте.

Ко второй категории относится воспитание как реализация опре­деленной системы.

Для родителей с ведущим мотивом воспитания «реализация по­требности в смысле жизни» характерна попытка создавать и удержи­вать близкую личностную дистанцию с ребенком. Сепарация ребен-: ка, обусловленная его возрастом, повышение субъективной значимо­сти для него других людей воспринимается ими как угроза собствен­ным потребностям. Для родителей, у которых преобладает мотив «реализация потребности достижения», воспитание сводится к дос-i тижению конкретных целей. Эти цели, как правило, определяются тем, чего достигли родители в собственной жизни, либо основываясь на сходстве, либо на контрасте. Ориентация на достижения искажает образ ребенка в глазах родителей, «зашумляет» (термин А. С. Спива-ковской [1991]) восприятие его индивидуальности. Общение с ре­бенком начинает напоминать дрессуру. Значимость социальных тре­бований и стандартов усиливается в ущерб эмоциональной насыщен ности в отношениях с ребенком. Любовь к ребенку приобретает ус­ловный характер и зависит от оценки его достижений.

При воспитании с мотивом «реализация сверхценных идеалов» родители навязывают ребенку не присущие ему качества, убеждают его в том, что такой, какой есть, он им не нужен, подчеркивают свое неприятие. А. С. Спиваковская считает, что это самый опасный для психического здоровья ребенка стиль отношения к нему. Послед­ствием доминирования мотива «реализации потребности в эмоцио­нальном контексте» может стать ситуация, когда ребенок становится центром этой потребности, единственным объектом ее удовлетворе­ния. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. При воспитании с мотивом «ре­ализация определенной системы» родители невнимательны к инди­видуальности психического мира своего ребенка.

А.С. Спиваковская [1991] разработала классификацию родитель­ских позиций. Она считает, что родительская позиция как совокуп­ность установок родителей во взаимодействии с ребенком существу­ет в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом, и выделяет следующие критерии родительской позиции:

• адекватность — неадекватность; этот критерий отражает то, в какой степени родители воспринимают индивидуальные осо­бенности ребенка, что проявляется в феноменах предписыва­ния родителями ребенку тех или иных качеств; степень и знак
искажений восприятия образа ребенка могут быть разными (ког­нитивный компонент);

• динамичность — ригидность, т.е. степень подвижности роди­тельской позиции, способность к изменению форм и способов
взаимодействия с детьми (когнитивный и поведенческий ком­поненты);

• прогностичность — непрогностичность, т.е. способность роди­телей к экстраполяции, предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и способность к построению взаимодействий с ребенком с учетом этого предвидения (когнитивный и пове­денческий компоненты).

Эмоциональный компонент проявляется по всем параметрам ро­дительской позиции. Для дисгармоничных семей, как считает Спива ковская [1999], характерны неадекватность, ригидность, непрогнос-тичность родительской позиции. Она также выделяет черты патоген­ных типов воспитания:

1) низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросам
воспитания;

2) высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадек­ватности;

3) высокая степень опеки и диктата в каких-либо сферах жизнедея­тельности детей;

4) повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим час­
тое применение угроз, осуждения.

16. Взаимоотношение между типом акцентуации характера и видом неправильного воспитания (А.Е.Личко).

В исследованиях некоторых психиатров подчеркивается роль неправильного семейного воспитания в психопатическом развитии личности, под которым принято понимать изменения личности в определенном направлении под влиянием неблагоприятного воздей­ствия социальной среды или вследствие хронической психической травматизации. Например, А.Е. Личко [1983] основой для психопа­тического развития личности считает определенное взаимоотноше­ние между типом акцентуации характера и видом неправильного воспитания. Основываясь на данных О.В. Кербикова и Т.Е. Сухаре­вой, А.Е. Личко выделил следующие типы неправильного воспита­ния в семье:

• гипопротекция, проявляющаяся либо в полной безнадзорнос­ти, либо в недостатке опеки или контроля за поведением; не­ благоприятна при акцентуации по неустойчивому и конформ­ному типу;

• доминирующая гиперпротекция: чрезмерная опека, мелочный
контроль; у подростков с психоастенической, сензитивной и
астено-невротической акцентуациями усиливает несостоятель­
ность, неуверенность в себе;

• потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир
семьи», чрезмерное покровительство, бесконтрольность и не­
критичность; способствует развитию истерических черт на ос­
нове лабильной и гипертимной акцентуаций;

• эмоциональная отверженность: у ребенка развивается ощуще­
ние ненужности; негативно влияет на подростков с сензитив­
ной, лабильной, астено-невротической акцентуациями;

• условия жестких взаимоотношений, характеризующиеся душев­
ным безразличием друг к другу членов семьи, полным пренеб­
режением к интересам и тревогам других; пагубны при эпилеп-
тоидной и конформной акцентуациях;

• повышенная моральная ответственность, связанная со слиш­
ком большими надеждами в отношении будущего своего ребен­
ка, его успехов; при психоастенической и сензитивной акценту­
ациях может привести к затяжному обсессивно-фобическому
неврозу;

• противоречивое воспитание;

• воспитание в атмосфере культа болезни; преувеличение заботы
о здоровье способствует инфантилизации личности, ведущим
становится истерический способ реагирования.

17. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (коммуникативно-стратегическое направление).

Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источ­ника дисфункционального развития семьи принимает искажение про­цесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы. Симптомы дезорганизации детского поведения служат негатив­ной обратной связью, которая оказывает определенное контролирую­щее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием наруше­ний поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спа­сение системы.

Другим источником формирования семейных дисфункций явля­ется «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаи­моотношений между членами системы. Двусмысленность правил при­водит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способ­ствует восстановлению порядка в семье.

Правила семейных отношений проявляются, например, в схе­мах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в се­мье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двой­ной связи», представляющей собой один из наиболее разрушитель­ных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в про­тиворечивости родительских требований, когда оба родителя под­крепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне ро­дители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упре­кать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне лю­бое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыс­лить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению не­вротических симптомов.

Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить]
баланс внутренних связей путем нарушений поведения. Относитель- ]
ное семейное благополучие поддерживается за счет эпизодических]
драк между родителями, т.к. более частые драки опасны, насилие]
может выйти из-под контроля. Озабоченность ребенка действиями!
родителей может выразиться в симптомах нарушения его пове-]
дения.

18. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (коммуникативно-стратегическое направления).

Коммуникативно-стратегическое направление в качестве источ­ника дисфункционального развития семьи принимает искажение про­цесса обмена информацией между членами семьи. Внутриличност-ные проблемы члена семьи, в том числе депривационная симптома-, тика и аддиктивные нарушения, рассматриваются как гомеостатичес-кий механизм, благодаря которому члены семьи поддерживают внут- j ренний функциональный баланс своей системы. Симптомы дезорганизации детского поведения служат негатив­ной обратной связью, которая оказывает определенное контролирую­щее воздействие на родителей. Расстройства поведения у ребенка заставляют родителей переключиться с собственных деструктивных отношений на поведение ребенка. Нарушения поведения ребенка начинают поддерживать семейное благополучие. Чем хуже ведет себя ребенок, тем больше возможностей для сохранения своей системы получает семья. Семья «загоняет» его в роль «идентифицированного пациента», т.е. объясняет свою деструктивность наличием наруше­ний поведения у ребенка. На самом деле нездоровой является семья в целом, а не ребенок, чье нарушенное поведение направлено на спа­сение системы.

Другим источником формирования семейных дисфункций явля­ется «двусмысленность и запутанность» правил поддержания взаи­моотношений между членами системы. Двусмысленность правил при­водит к дезорганизации системы, и нарушенное поведение способ­ствует восстановлению порядка в семье.

Правила семейных отношений проявляются, например, в схе­мах передачи информации в семье. Модели взаимоотношений в се­мье устанавливаются в зависимости от того, кто и кому передает информацию, какая информация и как передается. Нарушения схем коммуникаций проявляются в коммуникациях по принципу «двой­ной связи», представляющей собой один из наиболее разрушитель­ных и проблематичных видов обмена информацией, т.к. он состоит из двух несовместимых сообщений. Она может выражаться в про­тиворечивости родительских требований, когда оба родителя под­крепляют прямо противоположные особенности поведения ребенка или когда кто-то из родителей говорит одно, а на эмоциональном Уровне подразумевает другое. Например, на вербальном уровне ро­дители могут поощрять ребенка к близости и откровенности, упре­кать за скрытность и недоверие, на эмоциональном же уровне лю­бое искреннее признание ребенка в ошибках и просчетах или его Рассказы о прошлом опыте воспринимают враждебно и критично, с тревогой и отвержением. Поскольку ребенок не способен осмыс­лить эту ситуацию, он просто чувствует себя загнанным в угол: что бы он ни сделал, все будет плохо. Такая коммуникация способству-ет росту агрессии и девиантного поведения или возникновению не­вротических симптомов.

Реакцией на внешнюю угрозу является попытка восстановить]
баланс внутренних связей путем нарушений поведения. Относитель- ]
ное семейное благополучие поддерживается за счет эпизодических]
драк между родителями, т.к. более частые драки опасны, насилие]
может выйти из-под контроля. Озабоченность ребенка действиями!
родителей может выразиться в симптомах нарушения его пове-]
дения.

19. Соотношение семейных дисфункций и личностных нарушений у членов семьи (теория Боуэна).

Модель дисфункциональной семьи Боуэна описывает нарушения эмоциональной сферы как результат того, что пациенты не в состоя­нии отделить себя от своих родных семей. Отделение собственного Я — это способность эмоционально контролировать себя, находясь в то же время в эмоциональной близости с родственниками. Дифферен­циация своего Я отражает степень способности человека объективно воспринимать эмоционально нагруженные вопросы жизни в семье.

Смешение чувств и эмоций (фузия) — феномен, мешающий эмо­циональному отстранению от семьи. Фузия имеет отношение к двум аспектам личностной незрелости. Во-первых, происходит смешение мыслей и чувств, при котором объективность мышления сменяется эмоциональностью, а мышление становится слугой эмоций. После этого происходит оправдательная рационализация или интеллектуа­лизация действий, вызванных эмоциональной незрелостью. Во-вто-Рых, фузия свидетельствует о недостатке интеллектуальных разли­чий между двумя и более индивидами, как, например, в симбиоти-Ческих отношениях. В семейных системах фузия приводит к накоп­лению недифференцированной массы семейного «эго».

Фузия созда ет конгломерат эмоциональных «неразделимостей», существующих на всех уровнях семейного бытия [Соколова, 2001]. Чем меньше чле­ны семьи ощущают себя в безопасности, тем больше у них проявля­ется тенденция эмоционально цепляться друг за друга. Чем больше стрессового напряжения у индивида, тем активнее он ищет возмож­ность себя обезопасить эмоциональной близостью в семье. Хроническое эмоциональное недомогание может привести к эмоциональному не­здоровью индивида, неспособного отделить себя от своей семьи. Фу­зия между мужем и женой заставляет снимать напряжение за счет вовлечения в отношения третьей — уязвимой — стороны. Это спо­собствует появлению триангуляции, т.е. созданию треугольников. Диады по своей природе нестабильны. Они неизбежно приводят к периодам эмоциональной холодности; сторона, чувствующая, что ее отвергли, сама попытается создать треугольник: вовлечь в отноше­ния ребенка, мать и т.п. и получить от них поддержку. Треугольники более устойчивы по своим взаимосвязям и составляют фундамент любой эмоциональной системы.

Треугольные взаимосвязи затрудняют эмоциональное отделение взрослеющего ребенка от семьи, т.к. родителям требуется помощь ребенка для поддержания устойчивых отношений между собой или ребенку требуется помощь родителей, чтобы выстоять в борьбе про­тив других. При отсутствии конфликта треугольники состоят из ком­фортно чувствующей себя коалиции (как правило, мать и ребенок) и аутсайдера (как правило, отца). Фокус связи внутри треугольника периодически смещается. Когда треугольник переходит в состояние напряжения, позиция аутсайдера становится более выгодной. Если при возникновении напряженности между двумя элементами тре­угольника центр тяжести внутри треугольника сместить нельзя, то пара начинает создавать новые треугольники, вовлекая, например, другого ребенка. Типичный пример — семья в состоянии кризиса, делающая соучастниками в решении внутренних проблем соседей, учителей, психологов и т.д. Если семье удается втянуть посторонних, то она может вернуться к состоянию более комфортного гомеостаза.

Треугольная система надламывается, если у ребенка происходит самодифференциация, т.е. дифференциация своего Я. Однако в неко­торых дисфункциональных семьях дети предпочитают путь эмоцио­нального отключения, хотя на самом деле жаждут эмоциональной близости с родителями. Тем не менее такие дети избегают близости,

поскольку она является для них опасной. Эмоциональное выключе­ние сохраняет треугольник незыблемым и блокирует возможность дИфференциации. Чем сильнее эмоциональная выключенность, тем больше риск патологии, которая может проявиться в отношениях с новыми лицами.

Самым уязвимым оказывается тот ребенок, который эмоционально наиболее близок родителям. У него больше вероятность развития симптомов психической патологии и меньше шансов на полноцен­ную самоидентификацию, т.к. семья нуждается в нем для поддержа­ния гомеостаза родительских взаимоотношений. Треугольники, как правило, включают в себя представителей более чем одного поколе­ния, поэтому психическая патология может развиться как результат процесса мультигенерационной трансмиссии, т.е. передачи симптома из поколения в поколение с усилением от одного поколения к друго­му. Ребенок, являющийся членом семейного треугольника, может вырасти человеком с низким уровнем самодифференциации. Суще­ствует вероятность, что он может вступить в брак с индивидом со сходным уровнем самодифференциации. Их дети будут еще менее дифференцированными. После трансмиссии, через несколько поко­лений может появиться ребенок с такой неблагополучной самодиф­ференциацией, что психическая патология будет почти неизбежной. Психическая патология почти всегда является результатом мульти­генерационной трансмиссии [Соколова, 2001].

В рамках системной парадигмы интрапсихические 'проблемы членов семьи рассматриваются как последствия дисфункциональ­ного развития семейной системы. Источниками формирования се­мейных дисфункций считаются: искажение процесса передачи ин­формации между членами семьи, нарушения в структуре семьи, феномен фузии, препятствующий адекватной сепарации от семьи.

Описанный в данной главе краткий анализ психологических исследований, посвященных влиянию ближайшего окружения на развитие ребенка и факторам его депривации, позволил проследить Развитие представлений о данной проблеме от идеи негативного воздействия ранней разлуки с матерью, выдвинутой в теории объект­ных отношений, до признания негативного воздействия на ребенка Дисфункциональной семейной системы в целом.

20. Сравнительная характеристика развития личности ребенка в здоровой семье и в патогенных семейных условиях.

21. Особенности социальной ситуации развития в учреждениях закрытого типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.