Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение подростка и взрослого человека




 

Подростковый период, как известно, наиболее сложный период развития личности, когда человек может столкнуться со многими проблемами. В этом возрасте происходят многочисленные изменения физиологического и психологического плана. Как никогда ребенку необходима поддержка и помощь со стороны близких людей. В очень сложном положении оказываются дети-сироты: они остаются наедине со своими проблемами, взаимодействуя только с теми взрослыми людьми, которые являются работниками учреждения.

Одним из главных факторов, влияющих на формирование личностных качеств подростка, выступает его общение в процессе разнообразной деятельности, что затруднено в условиях детского дома. Подростковый возраст – время познавать взрослую жизнь, примерять на себя роль зрелого человека, определять свое собственное место в обществе. Когда подросток не имеет возможности самореализоваться, его действия направлены на привлечение внимания взрослых, и часто имеют негативные последствия.

Очевидно, что воспитывающиеся в детском доме крайне ограниченны в общении со взрослыми людьми. Можно подумать, что в таких условиях подростки учатся быть самостоятельными, организованными, но исследования показывают обратное: дети не в состоянии организовать собственное время, придумать себе занятие.[1] Для подростка нормально стремиться к самостоятельности, равенству в правах со взрослыми, но дети-сироты не имеют возможности развить подобные стремления. Это связанно с такими особенностями проживания в учреждении для детей-сирот, как существование четкого расписания дня, формального контроля со стороны воспитателей.

Следующей особенностью детей-сирот является повышенное желание обратить на себя внимание взрослого, его похвалу, стремление общаться с ним, испытать положительные эмоции. Эта потребность практически не удовлетворяется в условиях детского дома. Общение между воспитателем (или педагогом) и ребенком чаще всего носит формальный характер, воспитатель крайне редко разговаривает с каждым ребенком по отдельности, разбирает конкретные проблемы каждого. Кроме того, контакты со взрослыми однообразны и слабо-эмоциональны.

Указанные особенности общения подростков со взрослыми исключают необходимое для любого ребенка ощущение того, что он нужен окружающим, подросток становится неуверенным в себе, и это затормаживает развитие личности. Наряду с этими проблемами неблаготворно влияет частая смена воспитателей, детских учреждений, что приводит к лишению ценности отношений с окружающими взрослыми. Большинство воспитывающихся в детском доме привыкают к тому, что взрослые с ними временно. В среднем, на 8-10 детей нормативами предусмотрен только один воспитатель в смену, во время летних каникул - один воспитатель на 15 детей. Дети остаются без присмотра, без настоящего внимания.

В раннем возрасте ребята из детских домов проявляют активное желание общаться со всеми, кто проявляет к ним хоть малейшую симпатию, становясь эмоционально зависимыми от этих взрослых.[2] Тоже самое можно пронаблюдать и в поведении подростков, но теперь они для этого применяют любые способы, наиболее частым из которых является агрессивность и грубость.[3]

Наблюдения специалистов показали, что работники детских домов далеко не всегда стремятся избавить детей от эмоциональной зависимости и привязанности к себе, и даже используют ее в целях воспитания. Бывает так, что воспитатели, принимая зависимость ребенка за любовь, акцентируют на ней внимание. Такая ситуация опасна в условиях детского учреждения, откуда детей могут переселить или уволить педагога, что приведет к повторному, еще более болезненному разочарованию подростка во взрослых.

Известны случаи, когда процесс воспитания в детском доме был основан на подчинении ребенка воспитателю, применяются различные способы унижения достоинства ребенка – все это толкает подростка к применению жестокости, агрессии.

Существует более простая трактовка проявления грубости со стороны подростка-сироты, где агрессивность считается последствием неудовлетворенности потребности в материнской заботе, внимании. К этому добавляется недостаток в интимном общении, в самореализации и т.д.[4]

По проблеме недостатка общения рядом ученых проводились исследования. Например, интересна работа Толстых Н.Н., по Карте Скотта – методике для определения степени адаптированности – дедезадаптированности ребенка к условиям обучения и воспитания в школе и детском доме. Полученные результаты показали, что проблемы в общении со взрослыми являются главным фактором дезадаптированности воспитанников детских домов. Ребенок-сирота уже с первых дней пребывания в детском учреждении сталкивается с недостатком внимания со стороны взрослых.

Распространенный прием работников детских учреждений – организация представлений с участием знаменитостей. Такое поведение чревато формированием у подростков потребительского отношения к окружающим, поэтому нельзя злоупотреблять этими методами (например, устраивать концерты только в честь праздников). К тому же, следует внимательно относиться к деятельности благотворительных организаций, так как многие из них не вводят детдомовцев в общество, а только подчеркивают их особенность.

Даже после первых наблюдениях за подростками можно выделить важные особенности общения с воспитателями: во-первых, существование острой нехватки данного вида общения, во-вторых, нереальность быстрого решения проблемы.

Исследования других специалистов подтверждают выводы, сделанные Толстых Н.Н.. Так Дж. Боулби и У. Голдфарб отметили степень неудовлетворенности потребности в общении со взрослыми. В своей работе они пришли к выводу, что многие коммуникативные проблемы выпускников детских учреждений возникают из-за того, что в самые критические моменты своей жизни ребятам приходилось быть среди большого количества людей.[5] Значит, нет необходимости заводить новые знакомства или учиться решать конфликты – ведь от ребенка все равно не зависит - есть рядом люди или он остается одинок. Поэтому подростки из детских домов чаще всего решают конфликты как со взрослыми, так и со сверстниками менее удачно, гораздо чаще применяя способы избегания конфликта, чем «семейные» школьники.

Нельзя забывать о проблемах, смежных с рассматриваемой:

1) недостаточное участие специалистов по социальной работе и психологии в воспитании ребят из детских домов;

2) дети недостаточно развиты в личностном плане, что затрудняет развить в них самостоятельность, создает сложности при адаптации в обществе;

3) выпускникам детского дома сложно бороться с трудностями жизни, так как они совершенно не приспособлены к существованию вне учреждения, без контроля взрослых.

Таким образом, даже самое поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общении со взрослыми у детей-сирот, что приводит к определенным отклонениям в поведении. Но при этом нет возможности восполнить нехватку эмоционального общения через привязанность воспитанника к воспитателям. В результате всего этого у детей возникают тяжелые переживания. Следует проводить постоянную и постепенную работу по развитию в детях самостоятельности, эмоциональной устойчивости и самодостаточности. Кроме того, необходимо обратить внимание на уровень самооценки подростков-сирот, которая зачастую сильно занижена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.