Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрим, как наличие тайны усыновления может вызвать дисфункцию в отношениях детей и приемных родителей 3 страница




1. Прием детей продолжительностью более года, даже если он ока­
зался неудачным и закончился возвращением ребенка в детский дом,
благотворно влияет не только на приемного ребенка, но и на супружес­
кую и детскую подсистемы базисной семьи, и возникшие в результате
положительные изменения сохраняются и после прерывания приема.

2. Воспитание ребенка-сироты в условиях профессиональной
замещающей семьи повышает у него самооценку эмоционального
благополучия и способствует компенсации депривационной симп­
томатики, что подтверждает гипотезу о предпочтительности воспи­
тания сироты в профессиональной семье по сравнению с воспита­
нием в сиротском учреждении.

3. Кровные дети в семьях с неэффективной замещающей забо­
той переживают в континууме приема состояние депривации, что
подтверждает наш вывод о необходимости подготовки всей семьи
как системы к интегрированию детей-сирот.

4. На основе внешних признаков, таких как экспертные оценки
специалистов и факт продолжения замещающей заботы после полу­
тора лет приема, патронатные семьи были разделены на два типа: с
эффективной и неэффективной замещающей заботой. Оказалось, что
каждому из этих типов соответствуют не только специфические свой­
ства личностей родителей, определенные типы ситуаций в базис­
ных семьях перед приемом и особые свойства семейной истории
трех-четырех поколений базисных семей, но и специфические свой­
ства приемных детей, в том числе определенный депривационный
опыт. Возможно, это объясняется тем, что подсознательные модели
поведения будущих приемных родителей влияют на то, каких детей
они выбирают для приема.

5. В качестве критерия диагностики депривационной симпто­
матики адекватным является рассмотрение показателей «неэффек­
тивность» и «ангедония» («Опросник детской депрессии»).

6. В континууме замещающей заботы о детях-сиротах выделя­
ются моменты изменения отношений родителей к приемным детям:

 

— 6-й и 24-й месяцы (первый и четвертый этапы) — это момен­
ты принятия ребенка;

— 12 месяцев (второй этап) — снятие «брачных масок»: момент
растерянности в эффективных семьях и разочарований — в
неэффективных;

— 1,5 года (третий этап) — кризис отношений в эффективной
семье, кризис и отторжение — в неэффективной; кризис по­
лутора лет можно рассматривать в качестве нормативного

кризиса.

7. Динамика изменений самооценок состояния приемных детей
и оценок их поведения родителями соотносится с динамикой сис­
темных процессов в семье.

8. Динамика развития детей-сирот по основным направлениям
в условиях профессиональной замещающей семьи имеет выражен­
ную позитивную направленность. Выявляется феномен «интеллек­
туального скачка» в полгода патроната. Показатели развития патро-
натных детей значительно превышают показатели сверстников, ос­
тавшихся в детском доме.

9. На интеграцию ребенка-сироты в патронатную семью оказы­
вает влияние опыт травматических переживаний, возникший у ре­
бенка в депривационных условиях воспитания в кровной семье и детском доме. Наибольшее влияние оказывают следующие модели кровной семьи:

— аддиктивное поведение матери — на детей, для которых заме­
щающая забота оказалась эффективной;

— аддиктивное поведение отца и жестокое обращение с его сто­
роны — на детей, для которых замещающая забота оказалась
неэффективной.

Наиболее травмирующим ребенка фактором является длитель­ное пребывание в детском доме.

10. Интеграция ребенка-сироты в профессиональную замещаю­щую семью способствует появлению глубинных, малоосознаваемых динамических изменений, позволяющих разблокировать вытеснен­ные потребности ребенка, актуализировать ресурсы к изменению и развитию, стимулировать к проявлению большей активности.

48. Сравнительная характеристика эффективной и неэффективной замещающих семей.

 

49. Проблемы формирования идентичности ребенка в замещающей семье.

50. Особенности адаптации ребенка из эффективных и неэффективных семей в школе.

51. Проблемы адаптации ребенка в замещающей семье.

52. Проблемы совместимости ребенка и замещающей семьи.

53. Принципы формирования пакета диагностических инструментов для определения личностных расстройств ребенка.

С целью изучения соматического и нервного психического статуса приемных детей нами были изучены их медицинские заключения. Анализ данных медицинских заключений о нервно-психическом статусе детей-сирот на начало приема показал, что практически все дети имели различного уровня когнитивные расстройства. Олигофрения была диагностирована у 25,6% детей, пограничная умственная отсталость вследствие раннего органического поражения ЦНС — у 27,9%, задержка психического развития вследствие раннего органического поражения ЦНС — у 31,2%. У детей были выявлены последствия перинатальных вредностей: церебрастенический синдром, резидуаль-ные явления энцефалопатии. Всем детям был выставлен диагноз «не-врозоподобный синдром».

Данная симптоматика, по нашему мнению, отражает нарушения объектных отношений на самых ранних (пренатальном и натальном) этапах развития. Это в значительной степени связано как с аддик-тивными нарушениями в поведении матерей, так и с накоплением негативных моделей в поколениях, которые уже на эндогенном уровне начинают влиять на наследуемую морфологическую, физиологическую и биохимическую организацию.

Широко представлены последствия перинатальных расстройств, которые, по всей вероятности, свидетельствуют о том, что «первичная идентичность» ребенка с матерью к моменту формирования психического и телесного Я ребенка была нарушена. Изучение медицинских заключений выявило целый регистр психосоматических заболеваний.

Высший ранг занимают изменения в коже, что отражает в определенной мере нарушения границ Я, типичные для ребенка, развивающегося в условиях разрушения первичной идентичности и деструкции границ.

Практически каждый второй приемный ребенок страдает различными соматоформными вегетативными дисфункциями различных органов и систем.

Отсутствие матери или «плохая» мать, не понимающая аффек-тивный язык органов ребенка [Jacobson, 1954], приводит к тому, что у ребенка также формируется непонимание этого языка, что препятствует развитию соматовегетативной регуляции.

 

 

В.Н. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

 

Часть II. Профессиональная замещающая семья...

 

 

«Неудачное» соединение симптомов, обусловленных органической неполноценностью почвы развития, и различного рода последствий нарушений (пренатальных, натальных и постнатальных объектных отношений) приводит в определенной мере к патологическому формирование психического и телесного Я у ребенка.

Включение ребенка-сироты в семью позитивно влияет на состояние ребенка. Снижения остроты заболевания отмечаются практически у всех детей. При этом имеют место стойкие ремиссии невротического и неврозоподобного энуреза (ночного). Позитивная динамика отмечена в 32,3% случаев. Дневной энурез фактически не упоминается. То есть воспитание в семье, выполняя функцию внешней регуляции, которой дети были лишены ранее, начинает постепенно оказывать компенсаторное воздействие на незрелую соматовегетатив-ную регуляцию (прилож. 1, табл. 25).

Необходимо отметить, что в процессе приема нивелировалась выраженность когнитивных расстройств у детей-сирот, о чем свидетельствуют педагоги. Однако пересмотров диагнозов, как правило, не наблюдается. Парадоксальность данной ситуации обусловлена тем, что когнитивное развитие ребенка оказывается невыгодным семье: как только «снимается» диагноз, зарплата приемных родителей снижается на 20%.

1. Прием детей продолжительностью более года, даже если он ока

зался неудачным и закончился возвращением ребенка в детский дом,

благотворно влияет не только на приемного ребенка, но и на супружес

кую и детскую подсистемы базисной семьи, и возникшие в результате

положительные изменения сохраняются и после прерывания приема.

2. Воспитание ребенка-сироты в условиях профессиональной

замещающей семьи повышает у него самооценку эмоционального

благополучия и способствует компенсации депривационной симп

томатики, что подтверждает гипотезу о предпочтительности воспи

тания сироты в профессиональной семье по сравнению с воспита

нием в сиротском учреждении.

3. Кровные дети в семьях с неэффективной замещающей забо

той переживают в континууме приема состояние депривации, что

подтверждает наш вывод о необходимости подготовки всей семьи

как системы к интегрированию детей-сирот.

 

4. На основе внешних признаков, таких как экспертные оценки

специалистов и факт продолжения замещающей заботы после полу

тора лет приема, патронатные семьи были разделены на два типа: с

эффективной и неэффективной замещающей заботой. Оказалось, что

каждому из этих типов соответствуют не только специфические свой

ства личностей родителей, определенные типы ситуаций в базис

ных семьях перед приемом и особые свойства семейной истории

трех-четырех поколений базисных семей, но и специфические свой

ства приемных детей, в том числе определенный депривационный

опыт. Возможно, это объясняется тем, что подсознательные модели

поведения будущих приемных родителей влияют на то, каких детей

они выбирают для приема.

5. В качестве критерия диагностики депривационной симпто

матики адекватным является рассмотрение показателей «неэффек

тивность» и «ангедония» («Опросник детской депрессии»).

6. В континууме замещающей заботы о детях-сиротах выделя

ются моменты изменения отношений родителей к приемным детям:

 

— 6-й и 24-й месяцы (первый и четвертый этапы) — это момен

ты принятия ребенка;

— 12 месяцев (второй этап) — снятие «брачных масок»: момент

растерянности в эффективных семьях и разочарований — в

неэффективных;

— 1,5 года (третий этап) — кризис отношений в эффективной

семье, кризис и отторжение — в неэффективной; кризис по

лутора лет можно рассматривать в качестве нормативного

кризиса.

7. Динамика изменений самооценок состояния приемных детей

и оценок их поведения родителями соотносится с динамикой сис

темных процессов в семье.

8. Динамика развития детей-сирот по основным направлениям

в условиях профессиональной замещающей семьи имеет выражен

ную позитивную направленность. Выявляется феномен «интеллек

туального скачка» в полгода патроната. Показатели развития патро-

натных детей значительно превышают показатели сверстников, ос

тавшихся в детском доме.

9. На интеграцию ребенка-сироты в патронатную семью оказы

вает влияние опыт травматических переживаний, возникший у ре

бенка в депривационных условиях воспитания в кровной семье и

 

I

B.H. Ослон. Жизнеустройство детей-сирот

 

детском доме. Наибольшее влияние оказывают следующие модели кровной семьи:

— аддиктивное поведение матери — на детей, для которых заме

щающая забота оказалась эффективной;

— аддиктивное поведение отца и жестокое обращение с его сто

роны — на детей, для которых замещающая забота оказалась

неэффективной.

Наиболее травмирующим ребенка фактором является длительное пребывание в детском доме.

10. Интеграция ребенка-сироты в профессиональную замещающую семью способствует появлению глубинных, малоосознаваемых динамических изменений, позволяющих разблокировать вытесненные потребности ребенка, актуализировать ресурсы к изменению и развитию, стимулировать к проявлению большей активности.

54. Изучение особенностей Я-концепции сирот.

55. Диагностика отношения сирот к прошлому, настоящему и будущему.

56. Диагностика готовности ребенка сироты к саморазвитию.

57. Диагностика социальной компетентности сирот.

58. Методы исследования агрессивности у детей и подростков сирот

Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей-сирот.

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их ровесников из обычных школ и дошкольных учреждений дисгармоничность интеллектуальной сферы, неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Специфические особенности интеллектуальной и потребностно-мотивационных сфер ребенка, воспитывающегося вне семьи, а также его поведение могут быть расценены не просто как отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер. Он состоит в несформированности внутреннего идеального плана, в связанности поведения с конкретной ситуацией, недоразвитии внутренних механизмов опосредования. У воспитанников детских домов отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, несформированность избиратель-ности, пристрастности в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления и поведения. Эти особенности личности ребенка, возникая в раннем возрасте, не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются в дальнейшем.

Изучение воспитанников детского дома должно быть направлено на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к определенным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет. Кроме того, анализируя неблагоприятные тенденции в изменении условий развития и воспитания детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, характерные для настоящего времени, необходимо отметить определенное ослабление органических предпосылок психического развития детей вообще (имеется в виду общий рост количества детей с поврежденной или ослабленной нервной системой в стране).

Такая тяжелая картина имеет, по крайней мере, ряд причин: влияние неблагополучной экологической обстановки, генетические заболевания, алкоголизм родителей, недостаточные медицинский контроль и помощь, неблагополучные семейные условия, а также воспитание вне семьи, межнациональные конфликты и миграция населения. Даже с учетом больших компенсаторных возможностей детского возраста и преходящего, временного характера значительного числа отклонений необходимо признать, что чрезвычайно ответственные периоды раннего онтогенеза психики у значительной части детей проходят в осложненных условиях. Раннее выявление нарушений в развитии позволило бы провести своевременный анализ характера этих отклонений и оказать помощь и их коррекции. Врожденные и приобретенные в раннем детстве поражения центральной нервной системы, которые мо-гут иметь как распространенный, так и локальный характер, а также поражения периферических отделов анализаторов, приводящие к слепоте или слабовидению, глухоте или тугоухости, нарушают психическое развитие ребенка, вносят искажения и дополнительные усложнения в структуру психической деятельности. Нарушения развития бывают особенно значительными в случае одновременного поражения нескольких анализаторов (например, слухового и зрительного) или сочетания дефекта одного из ведущих анализаторов с диффузным поражением коры головного мозга (например, нарушения зрения или слуха в сочетании с умственной отсталостью, при множественных пороках развития).

Таким образом, возникает необходимость в комплексном обследовании и диагностике нарушений в онтогенезе в целях выявления возможностей психического развития ребенка, т.е. в клиническом и всестороннем изучении ребенка в условиях стационара. Именно в стационаре наряду с решением диагностических вопросов можно одновременно проводить необходимое медикаментозное лечение, а также пробное диагностическое коррекционное обучение. При этом необходимо оценить не только состояние ребенка, но и потенциальные возможности развития многих психических процессов и личностных качеств. А это, в свою очередь, обеспечивается лишь диагностическим обучением и динамическим наблюдением ребенка. Кроме того, принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что на практике психолого-медико-педагогическая диагностика негрубых нарушений высшей нервной деятельности достаточно затруднительна при одноразовом обследовании.

Известно, что легкие нарушения высшей нервной деятельности у детей сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь позднее — на клиническом. Это приводит, например, к тому, что легкие мозговые дисфункции выявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной вследствие трудностей в обучении, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер. Вместе с тем современные методы диагностики отклонений в развитии с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить отклонения на ранних возрастных этапах (1 — 3 лет) развития ребенка. А это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, направленное на предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений. Дифференциальная диагностика нарушений психики у детей и подростков должна иметь личностно-ориентированныи подход при обследовании состояния и динамики психического развития воспитанников детского дома. Необходимо проводить социально-психологический анализ развития детей и окружающей их микросреды.

Следует отметить еще один очень важный аспект диагностической деятельности. Так, у некоторых воспитанников детского дома наблюдаются невротические и патохарактерологические проявления в поведении — повышенная конфликтность и агрессивность в связи со сложностью межличностных отношений ребенка в коллективе сверстников. Иногда это вызвано проявлениями нереализованных способностей в музыке, поэзии, математике, изобразительной деятельности или резко ускоренным темпом общего психического развития, который может стать источником немалых психологических и педагогических проблем. Провести диагностику и выявление одаренности у отдельных детей возможно только в условиях стационара, что, в свою очередь, позволит наметить и определить коррекционные пути гармонизации личности и установления правильных межличностных отношений в коллективе сверстников. Примечателен в этой связи факт создания во многих странах психологических консультаций, специализирующихся на вопросах помощи детям с высокими способностями.

Практика показывает, что на современном этапе развития нашего общества многообразные социально-психологические проблемы детства не снимаются автоматически, а среди воспитанников детского дома их актуальность резко повышается. На этой стадии становления консультативно-диагностическая работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей и воспитателей, на профилактику отклонений от нормального хода психического раз-пития ребенка, а также на разработку рекомендаций по организации коррекционно-педагогической работы с детьми.

В настоящее время доказана приоритетность воспитания ребенка в условиях семьи. Высказываются мнения о необходимости обретения каждым ребенком приемной семьи или возвращения в свою семью. В связи с этим, одно из наиболее действенных направлений работы составит организация при консультациях специализированных психолого-коррекционных групп для родителей, которые хотят усыновить ребенка, для семьи, находящейся в кризисной ситуации отказа от ребенка, и также для приемных родителей и детей, принятых в семью. Эта консультативная работа нацелена на подбор семьи для определенного ребенка с уже выявленными особенностями характера, знакомство родителей с этими особенностями, их обучение построению правильных взаимоотношений с ребенком, а также на их обучение проведению необходимых коррекционных занятий. Условия стационара дают возможность динамического наблюдения за ребенком, позволяют прогнозировать и корригировать ход его психического развития и постепенно включить родителей в процесс его воспитания с участием медико-психолого-педагогической службы. Это позволит сформировать у будущих родителей правильные педагогические установки на воспитание ребенка и избежать случаев повторных отказов от детей.

Приемные родители могут обращаться в консультативную службу по мере необходимости и получать психолого-педагогические рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Кроме того, им должны быть предложены посещения консультативной службы один раз в год в целях контроля за психическим развитием ребенка, предупреждения нарушений взаимоотношений в семье и повышения ответственности родителей перед ребенком и обществом.

Можно предложить еще одну форму консультативной работы по профилактике сиротства — создание службы социально-психологической поддержки несовершеннолетних будущих матерей. Деятельность этой службы может быть разной: беседы о половом воспитании, выявление в женских консультациях несовершеннолетних беременных и индивидуальная работа с ними; оповещение населения через средства массовой информации о создании и функционировании службы психологической поддержки для несовершеннолетних матерей и др.

Таким образом, целью организации региональной психолого-медико-педагогической консультации с диагностическим стационаром является создание предпосылок для адекватной социализации детей, лишившихся попечения родителей, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом вариабельности и изменчивости условий местного и регионального социума.

Задачи региональной консультации:

1. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогической программы помощи кризисным семьям в целях предупреждения социального сиротства и возвращения ребенка в родительскую семью:

- комплексная социально-психолого-педагогическая экспертиза кризисной семьи;

- разработка и осуществление программ по сохранению ребенка в родительской семье и возвращению в нее из интернатного учреждения;

 

- медико-психолого-педагогическая помощь ребенку по адаптации в новых условиях интернатного содержания;

 

социально-психологический и педагогический патронаж и дальнейшая реабилитация сохраненных семей.

 

2. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогических программ помощи детям при переводе их в замещающие семьи:

 

- выявление детей, подлежащих переводу в замещающие семьи;

 

- диагностика уровня их психического развития, определение состояния здоровья, в том числе, нервно-психического;

 

- разработка для замещающей семьи индивидуальной программы психолого-медико-педагогической коррекции выявленных нарушений;

 

- подбор и психолого-педагогическая подготовка приемных семей в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

 

- психолого-медико-педагогическая помощь ребенку и замещающей семье на разных этапах взаимной адаптации.

 

3. Разработка и осуществление методической помощи интернатным учреждениям в их реорганизации в целях максимального приближения условий содержания детей-сирот к семейному типу, а также преобразование сиротских государственных учреждений в центры по усыновлению.

 

4. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогических программ помощи детям при переводе их в новые детские учреждения для детей с ограниченными возможностями:

 

- диагностика уровня психического развития, определение состояния здоровья, в том числе, нервно-психического, в целях определения профиля специализированного детского учреждения;

 

- разработка индивидуальных реабилитационно-коррекционных программ для принимающих детских учреждений;

 

- консультирование детских специализированных учреждений по проблемам психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей.

 

5. Разработка и осуществление психолого-медико-педагогических программ для контроля за состоянием и динамикой психосоциального развития детей во вспомогательных интернатных учреждениях в целях выявления контингентов, неправомерно находящихся в этих заведениях, и создания условий для их реабилитации и перевода в среду детей без грубых нарушений развития.

 

6. Разработка и осуществление психолого-медико-социальных программ помощи выпускникам интернатных учреждений:

 

- социально-психологическое и профессиональное консультирование выпускников интернатных учреждений;

 

- социальная и психологическая поддержка выпускников учреждений на разных этапах социальной адаптации;

 

- психолого-медико-социальный патронаж выпускников интернатных учреждений в процессе их адаптации к самостоятельной семейной жизни.

 

7. Организация социально-юридического консультирования для воспитанников интернатных учреждений, а также для семей, принимающих детей-сирот.

 

8. Консультативная и методическая медико-психолого-педагогическая помощь практическим работникам детских сиротских учреждений.

Заключение

 

Итак, проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Эти задачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

врожденные побуждения или задатки;

 

потребности, активизируемые внешними стимулами;

 

познавательные и эмоциональные процессы;

 

актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

 

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками.

59. Основные принципы работы психолога с сиротами.

Принципы и подходы в работе психолога с детьми-сиротами

С 1987 г. в детских домах и школах-интернатах введена должность психолога. Введение этой должности означает признание того факта, что для обеспечения полноценного психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь [4].

Основополагающими принципами воспитательной деятельности многие коллективы детских домов считают гуманистический характер воспитания, педоцентризм и личностно ориентированный подход [9].

Основные направления, принципы и методы работы психолога в детском доме или школе-интернате в основном, совпадают с таковыми в обычной школе. Здесь также необходима и диагностическая, и коррекционная, и развивающая, и профилактическая деятельность:

· принцип системности существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции);

· принцип целостности при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и т.д. проявлений;

· принцип целесообразности любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает причину и цель воздействия;

· принцип причинной обусловленности любое психологическое воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

· принцип своевременности любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

· принцип индивидуального подхода. Работа психолога направлена на выявление индивидуальных особенностей личности формирующегося человека, поиск способов его индивидуального развития и коррекции, решение индивидуальных проблем и трудностей в учении и поведении;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.