Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество и философия, ее воздействие на образование и социально-политическую жизнь




Общество и философия

 

Настоящая философия всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного.

 

Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов.

 

Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также некорректные философские ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует и тот факт, что современные ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова тянутся к философии, находя в ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное отношение к философии у небольшой части ученых - техников, то это объясняется не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и своей собственной науки.

 

Только на основе философии формируется целостное представление научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия способствует формированию абсолютно необходимого обществу культурно-нравственного климата, духовного мира человека.

 

В процессе последовательного и систематического усвоения философии логическое мышление становится все более верным и правильным, адекватно отражающим действительность. А диалектическое понимание мира превращается в стимулирующее критическое и творческое отношение к этому миру.

 

Воздействие на образование и социально-политическую жизнь

 

Проблема взаимоотношения философии и образования имеет два теоретических аспекта.

Один из них вопрос об отношении философии к образовательному процессу и уже — к институционализированным формам своего существования. Второй аспект — это привлечение некоторых точек зрения, аргументов и концепций, которые можно назвать «философскими» и которые — по своему функциональному назначению — призваны обосновать определенные элементы образовательных стратегий или же структуру таковых в целом. Эта функция философских высказываний обычно объясняется тем, что именно философия формирует ряд предельных понятий (таких, например, как «человек», «общество», «образование»).

 

История взаимоотношения философии и образовательных институтов в европейской культуре, берущая начало от пифагорейцев, софистов, Академии Платона и Лицея Аристотеля, не является, конечно, однородной. В ней известны как эпохи расцвета, когда философии удавалось гармонично встроиться в образовательные учреждения, так и эпохи упадка, когда живое философское мышление покидало застывшие в схоластических формах и социальных привилегиях институты образования, концентрируясь в узких элитарных кружках, уединенной тиши кабинетов и даже военных шатрах.

Философский тип рациональности находится, кроме того, в достаточно сложных и исторически изменчивых отношениях с другими формами человеческого познания и действия, такими, как религия, наука и социально-политическая практика.

 

Человек мало, что может изменить в мире, если он лишен системы знания, которая бы объясняла то, что происходит вокруг него и с ним. Но ведь и в мире не так много фактов, которые бы опровергали теорию. Однако, трудность современного человека заключается в том, что существует множество теорий, которые объясняют один и тот же факт. Для современного студента, эта ситуация является непонятной, которую он упорно игнорирует, считая, что современная профессиональная деятельность будучи деятельностью, в которой различные теории проверяются практикой, а критерием служит улучшение качества жизни.

 

Наличие у современного студента установки на практическую целесообразность любой системы знания, противоречивость и не системность его мышления, одновременное сосуществование противоположных по своей сути убеждений, идей в его картине мира является объективным условием работы преподавателя философии в вузе во все времена. Особенность современной эпохи заключается в том, что установка, прежде всего, на практическую целесообразность системы знания закреплена в сознании в виде доминирующего убеждения. Что касается принятия противоположных идей на уровне мировоззрения, то это трактуются как широта кругозора. Правда, с противоречивостью следствий этих идей немного сложнее, но и здесь есть выход в виде признания практической целесообразности в принятии решения как основы для игнорирования распыленности, разбросанности собственного сознания. Вот и получается, что современный человек много знает о жизни, многое в ней изменяет, но совершенно не способен ее понять

 

В этой ситуации философия, будучи системой знания, которая стремиться, в конечном итоге, создать объяснительную модель закономерностей трансформации в системе отношений человек – общество – природа, интересует студентов, именно с позиции практической целесообразности, необходимости ориентироваться в вихре событий, разнообразных фактах, явлениях и их толкованиях. Но, к сожалению, в силу того, что студент не знает специфики философии, а именно ее критичности, даже к собственному результату, происходит ее отторжение, потому что он сталкивается с уже хорошо знакомым ему феноменом – разнообразием объяснения одного и того же факта.

 

Однако цель преподавания философии отнюдь не в выявлении несовершенства объяснительной модели или конструирования новой более совершенной модели. И даже научению навыку философского мышления в условиях избыточности и в то же самое время неполноты информации стоит уделять внимание только как результату усвоения понятийного аппарата. Дело заключается в том, чтобы от умения обобщать, пользоваться различными системами обобщения, субъект перешел к осознанию своих оснований и к совершенно конкретным профессиональным действиям в жизни. Другими словами, речь идет о формировании и последующем развитии творческого мышления субъекта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.