Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 11. Понятие и особенности финансово-правовых норм




Вопрос 10. Отграничение финансового права от смежных отраслей права.

 

Особенности финансового права полнее раскрывают­ся при его сопоставлении с другими отраслями права и отграничении от них.,

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно свя­зано, например, с конституционным и административным правом, чьи нормы регулируют организацию и деятельность государства в целом.

Конституционное право вместе с тем содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву, закреп­ляющие основы организации финансовой деятельности госу­дарства. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе РФ, о разнообразии форм собственности как ее основе.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отно­шения, возникающие в процессе формирования и деятель­ности органов местного самоуправления в целом.

Тесная связь прослеживается между финансовым и гражданским правом, так как предметом их рассмотрения являются денежные отношения. Нормы финансового права устанавливают порядок мобилизации денежных средств в распоряжение государства этими органами, источники фи­нансово-кредитных ресурсов, которыми они оперируют, по­рядок планирования процесса образования и распределения создаваемых ими денежных фондов, способы проведения контроля за финансовой деятельностью организаций.

Финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Финансовое право опреде­ляет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финанси­рования, виды платежей, порядок распределения между под­ведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В деятельности финансово-кредитных органов возни­кают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права.

Отграничение финансового права от других отраслей права способствует четкой организации финансовой дея­тельности государства и муниципальных образований, помо­гает в необходимых случаях правильному применению юри­дических мер воздействия.

 

 

 

Финансово-правовая норма — это установленное госу­дарством и обеспеченное мерами государственного при­нуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образо­ваний.

Финансово-правовые нормы содержат признаки как общие для любых правовых норм, так и специфиче­ские, характерные только для норм финансового пра­ва. К общим признакам финансово-правовой нормы отно­сятся следующие:

норму устанавливает государство, а поэтому ее ис­полнение обеспечивается принудительной силой го­сударства;

норма есть правило поведения общего характера, об­ращенное ко всем участникам регулируемых ею об­щественных отношений;

норма возлагает на участников отношений юридичес­кие обязанности и предоставляет им субъективные права;

норма всегда выражена в каком-либо правовом норма­тивном акте — законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

Специфические признаки финансово-правовой нор­мы обусловлены в конечном счете особенностями пред­мета и метода финансово-правового регулирования:

финансово-правовые нормы отличаются от всех иных норм российского права непосредственно по целево­му назначению, которое определяется предметом финансово-правового регулирования, т.е. отношени­ями, возникающими в процессе финансовой деятель­ности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис­пользования государственных и муниципальных фон­дов денежных средств;

редко возникает как фактическая, т.е. в обществен­ной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы;

является средством реализации общественных, т.е. публичных, а не частных интересов;

отличается от других норм в системе права своей не­стабильностью, что обусловлено двумя причинами:

1) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являются в основе экономическими и подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влияни­ем политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различ­ных регионах;

2) бюджётно-правовые отношения, охватываемые сфе­рой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, нестабильны изначально;

· особенности отношений, составляющих предмет фи­нансово-правового регулирования, обусловливают наличие в системе финансово-правовых норм весьма редкой разновидности норм, а именно: норм-расче­тов, которые представляют собой показатели, содер­жащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития.

Финансово-правовые нормы имеют ряд особенно­стей, обусловленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний.

Финансово-правовые нормы в подавляющем большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими ус­танавливаются обязанности самых различных субъектов финансового права.

Финансово-правовые нормы имеют структуру. Под струк­турой финансово-правовой нормы понимается ее внутрен­нее строение, ее составные части. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — это первая часть финансово-правовой нор­мы, в которой указывается на те условия, при наличии кото­рых субъекту следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обсто­ятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция — это та часть нормы, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

К регулятивным финансово-правовым нормам относят­ся те, которые непосредственно направлены на регулирова­ние общественных отношений путем предоставления участ­никам прав и возложения на них обязанностей.

К охранительным финансово-правовым нормам отно­сятся те, которые предусматривают применение мер государ­ственного принуждения за финансовые правонарушения.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависи­мости от их юридического содержания классифици­руются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать опре­деленные положительные действия.

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавли­вают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме.

Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финан­сово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

Управомочивающие финансово-правовые нормы бывают двух видов. Для первого вида этих норм характерно, что воз­можность их реализации (или нереализации) зависит исклю­чительно от воли субъектов финансового права. Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характер­но то, что субъект права имеет определенную свободу в вы­боре средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована.

Финансово-правовые нормы могут быть классифици­рованы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются.

Специализированные нормы не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нор­мам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оператив­ные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых от­ношений.

Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену дей­ствующих, продление срока их действия и т.д.

Коллизионные нормы определяют законы, которые долж­ны быть применены в конкретном случае.

В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории.

В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финан­совой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления.

Финансово-правовые нормы классифицируются по объему действия на общие и специальные.

Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нор­мы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода.

По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие:

на всей территории Российской Федерации;

территории соответствующего субъекта РФ;

территории соответствующего муниципального обра­зования.

По времени действия финансово-правовые нормы подраз­деляются на общие и временные.

Общие нормы, которых большинство в финансовом пра­ве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы — это нормы, установленные на оп­ределенный срок.

В зависимости от особенностей предмета финансово -правового регулирования финансово-правовые нормы, подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы определя­ют источники образования денежных фондов государства и муниципальных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавли­вают порядок реализации материальных финансово-право­вых норм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.