Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение философских и научных типов мышления




Нами выделяется три типа мышления: мифологическое, религиозное и научное - в процессе развития, как социальных сообществ, так и развития ребенка.

При этом, когда говорится о первенстве того или иного типа мышления, подразумевается его преобладание над двумя другими в том или ином социальном сообществе или у конкретного человека в тот или иной возрастной период. Как отмечал еще знаменитый отечественный физиолог Павлов, различные участки коры головного мозга усиливают свою деятельность в разных возрастах.

Под мифологическим типом мышления мы понимаем преобладание мышления, связанного с цельным космогоническим мировоззрением, оценкой ситуаций в целом и рассмотрение мироздания как некого целостного организма. При развитии данного типа мышления преобладает решение стратегических задач, а в образовании оно связано с развивающим обучением, которое и имеет максимальные успехи в младших классах, где данный тип мышления преобладает вплоть до возрастного кризиса, связанного с переходом к младшему подростковому возрасту. В данный период ребенок осваивает новый для себя тип социальных отношений и пространство человеческих знаний. В это время наиболее целесообразно, по нашему мнению, кроме развивающего обучения, прививать ребенку патриотизм и основные элементы, и принципы принятых в данном обществе социальных отношений и ожиданий. При этом, на начальном этапе не следует вдаваться в детализацию данных навыков; ребенком должно быть усвоено само пространство морали, этики, эстетики и их отличительных признаков. Так же, по нашему мнению, должны быть привиты навыки совместной творческой деятельности в коллективе сверстников и старших товарищей (не обязательно учителей).

Такой тип мышления дает возможность привить ученику навыки в определенных предметах с максимальной усвояемостью. Под такими предметами мы в первую очередь понимаем начала точных и общественных наук. Гуманитарные и связанные с развитием эстетических и культурных навыков предметы, видимо, должны в первую очередь "очерчиваться", но не детализироваться. Так, например, на начальном этапе нет необходимости сколько-нибудь детально изучать историю, а, по нашему мнению, следует показать учащимся ее базовые принципы и законы. Мифологический тип мышления назван нами именно "мифологическим", поскольку преобладал в социальных сообществах языческой эпохи, до появления мировых религий, и может быть с известным приближением соотнесен с историей Древнего мира.

Религиозный тип мышления мы связываем с появлением мировых религий и учений, которые имеют фиксированного мифологического или исторического провозвестника (христианство - Иисус Христос, мусульманство - Магомет, зороастризм - Зороастр, конфуцианство - Конфуций, буддизм - Гаутама, иудаизм - Моисей и т.д.).

Данный тип мышления сменяет мифологический и характеризуется развитием моральных и этических норм и социальных связей. Он непосредственно связан с процессом воспитания и культурно-эстетического обучения. По нашему мнению, такой тип мышления преобладает в подростковом возрасте и именно в этом возрасте, по нашему мнению, следует уделять особое внимание культурно-эстетическому, нравственному, художественному, литературному развитию обучаемых, а также их воспитанию.

В данный возрастной период формируется основа морально-этической составляющей личности человека, поэтому мы полагаем, что всевозможные примеры из истории и литературы, а также совместная деятельность учащихся, направленная на решение творческих и социально значимых задач может стать основой воспитательного процесса в данном возрасте. По нашему мнению, основной задачей педагогов при работе с подростками, является именно процесс воспитания и формирования граждан, учитывая при этом в первую очередь этическую, нравственную, моральную и гражданскую составляющую.

Древние персы во времена создания своей империи учили детей трем вещам: скакать на коне, стрелять из лука и всегда говорить правду. В таком подходе отразилась идея привития необходимых основных навыков и воспитание достойного гражданина социума. Мы полагаем, что подростковый возраст должен в первую очередь стать "воспитательным" возрастом в средней школе. При этом не следует бояться, что перекос в воспитании может нанести серьезный ущерб обучению, так как большинство гуманитарных предметов, занимающих значительное время в старших классах, изучается именно в данный период. Так же не следует опасаться, что навыки точных наук за данный период могут быть утеряны. Само их преподавание, по нашему мнению, следует соотнести с изучением истории науки и биографий известных ученых, тогда процесс восприятия материала сможет приобрести определенную эмоциональную окраску, что в свое время улучшит усвояемость материала учащимися.

Кроме того, целесообразно в этот возрастной период дать учащимся элементарные навыки в таких дисциплинах, как психология, социальная психология, социология, правоведение, религиоведение, обществоведение, так как это может снять целый ряд подростковых конфликтов и повысит правовую грамотность учащихся. Кроме этого следует дать определенные навыки таких предметов, как эзотерика, поскольку при грамотном использовании этих знаний и правильной их оценке возможно снизить распространение таких негативных явлений как наркомания, алкоголизм, сектантство. Навыки аутотренинга при грамотном преподавании могут положительно сказаться на здоровье учащихся, снижении утомляемости и агрессивности. Само преподавание желательно, когда это возможно, проводить на свежем воздухе, на природе.

В процессе воспитания желательно привлекать родителей - для снятия напряженности между поколениями; а также желательно проведение среди родителей специальных лекций и семинаров с целью объяснения им особенностей данного возрастного периода и выработки общей с образовательным учреждением концепции поведения.

Исторически период преобладания религиозного мышления связан с ранним Средневековьем, рыцарством, отчасти Конкистой и эпохой Возрождения.

Под научным мышлением мы понимаем преобладание эксперимента в познании мира, решение тактических, подчас сиюминутных задач, определенное торможение нравственного развития, скептицизм и точность. Исторически данный этап связывается нами с появлением научного мышления в Западной Европе и по настоящее время. Подобный тип мышления начинает преобладать в старших классах, после юношеского возрастного кризиса, и ему соответствуют определенные дисциплины, которые могут быть восприняты обучаемыми наилучшим образом (химия, физика, высшая математика и другие точные науки). Во время данного периода, по нашему мнению, следует сделать упор на развитие экспериментальных и производственных навыков. Также следует максимально усилить всевозможные стажировки, самостоятельные задания, соревнования, факультативное изучение дополнительных предметов и профессий.

Процесс изменения типа мышления соотносится нами с возрастными кризисами и происходит постоянно. Так, например, возрастной кризис "третьего курса" (21 год) соотносится с появлением мифологического типа мышления. Кроме того, существуют случаи замыкания тех или иных индивидов на определенном типе мышления: так, классическая криминальная среда "зациклена" на религиозном типе мышления, свойственного подростковому возрасту без дальнейшего поступательного развития и т.д.

Отметим, что каждый из названных типов мышления так же, в свою очередь, делится на три этапа. Кратко покажем основные их характеристики в социальной сфере, что во многом совпадает и с особенностями определенного возраста.

Период мифологического мышления делится на следующие условные этапы.

"Мифологическо-мифологический", когда освоение мира или иного пространств происходит максимально символически, через абстрактные понятия. Исторически данный период соответствует периоду семантического освоения вселенной человеком и появлением древнейших понятий - Земля, Небо, Солнце, Луна, Ветер, Огонь - с их персонификацией. Моральные правила соотносятся с космогоническими понятиями, а не с нравственностью. Деятельность строится по принципу подобия старшим и высшим, как, впрочем, и у младшего школьника достаточно высока подражательность учителям и родителям.

Следующий период можно назвать "мифологическо-религиозным". Он характеризуется созданием определенных связей между довольно абстрактными символами и понятиями. Создается пантеон богов и его история, в социальном аспекте происходит переход от общинного строя к созданию городов-государств и полисной системе. Наращиваются вертикальные и горизонтальные связи. Примером являются греческие города-государства до завоевания Александра Македонского. У школьника в данный период происходит первичное осознание поля учебного и социального пространства.

Последний период можно назвать "мифологическо-научным". В данный период окружающий мифологизированный мир рассматривается как устойчивая данность и происходит жесткое следование мифологическим и социальным законам без их этической оценки, происходит определенная стагнация мысли и четкое, практическое освоение имеющегося материального и духовного пространства с целью их упорядочения. В приложении к истории, примером здесь может служить Римская Империя. Школьник в данный период готов к детальному освоению школьных дисциплин, зная основные принципы их построения и закономерности.

Религиозный период также, в свою очередь, делится на три этапа.

Первый из которых - "религиозно-мифологический", когда формируется пространство, охваченное этическими и моральными нормами. Одновременно происходит отчуждение от мифологического пространства, а материальное пространство начинает играть подчиненную роль. Исторически это период зарождения христианства и распад римской Империи. В данный период целесообразно на высоких примерах и в совместной деятельности начать формирование обучаемого как гражданина. Целесообразно целенаправленное изучение литературных произведений и других видов культуры, могущих сформировать высокий уровень эстетического воспитания, морали и нравственности.

Второй этап - "религиозно-религиозный" - характеризуется максимальным эмоциональным всплеском и жертвенностью. Это период "великой дружбы и великой любви, и великих страданий". Он соотносится с формированием отношений к мирозданию, выработкой эмоциональной составляющей личности. Исторически период связан с крестовыми походами, рыцарскими романами, отчасти с Конкистой. Хороший воспитательный эффект может дать изучение истории и философии на исторических примерах и биографиях выдающихся деятелей. Аналогичный подход целесообразен и по другим предметам.

Третий этап - "религиозно-научный" - связан с проникновением выработанных морально-этических норм и символов во все структуры социальных отношений, попытка подстроить эти исторически или практически сложившиеся отношения под данные морально-этические символы. Исторически данный этап можно связать с разгулом инквизиции. Особое усилие следует направить на изучение социальных и общественно значимых наук, новейшей истории, современного искусства и литературы.

Мифология как мир первообразов и материя духовности
Но для создателей мифологии она была не просто достоверной или истинной. У них и вопроса не могло возникнуть об истинности. Для первобытного человека мифология являлась объективной действительностью. Такой же, как для нас, например, знание о том, что в году 365 или 366 суток. Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле. Подобные знания кажутся нам как бы свойствами самих вещей, едва ли не природными явлениями. Это еще и потому, что мы не знаем автора. Но мифы - как раз анонимные произведения. Для первобытного человека они поэтому вообще не являлись произведениями. Они выступали его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира. Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно. Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые уединялись, чтобы уйти из-под власти коллективного сознания и изобразить в каком-нибудь потаенном месте свое, а не общепринятое, видение мира, свое собственное сознание.
Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение. Мы можем сказать об образе, что он является копией чего-то, что находится вне сознания. О первообразе мы так сказать не можем. Первообраз - образ самого сознания. От любого образа мы можем отделаться, забыть его. А от первообраза нельзя отделаться хотя можно и не знать о нем, не испытывать его влияния. Первообраз - это "глаз" сознания. Мы видим глазом, а самого глаза не видим. Так и с первообразом: с его помощью мы осознаем или мыслим, но помыслить сам первообраз так же трудно, как увидеть глаз. Разве что с помощью зеркала. В зеркале же мы увидим лишь самих себя. Наш собственный вид и есть один из первообразов.
Мифологическое мышление - мышление коллективное, родовое. В нем закреплены исходные, родовые отношения людей друг к Другу, когда каждый из них не мыслил себя вне рода, сам являлся скорее родовым существом, а не индивидуальным. С другой стороны, и род мыслился не как множество людей, а как большое индивидуальное существо. Мифология стала исходной формой человеческого мышления, источником последующих, более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Все они состоят из "кирпичиков" мифологического мышления. Гегель называл мифы педагогикой человеческого рода. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, и даже самые рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Мифы являются своеобразной материей духовной культуры.

Концепции философии

Основные 3 концепции философии (только по материалам лекций):

Классический тип философии. Пример: И. Кант, Г. Гегель.

Кант. Серьезное философствование. Составляются философские программы. Большое внимание уделяется гносеологии (наука о познании). Важное место занимают учение о морали, учение о человеке. Используется трансцендентальный метод. (трансцендентальный по Канту– касающийся познания, трансцендентный – выходящий за пределы разума). Трудам Канта, как и классической философии в целом, свойственна догматичность. Первостепенной задачей Канта было исследование человеческого разума.

Гегель. Философия связывается с религией. Философия без понятий для Гегеля не существует. Множество философий не отрицает их единства. Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом.

Классический идеологический тип философии. Пример: К. Маркс.

Маркс. Общественное бытие определяет общественное сознание. Философия становится идеологией. Основной вопрос философии – что первично, материя или дух. По Марксу первичен дух (бытие определяет сознание), поэтому он – материалист. В отличие от Гегеля – философа-идеалиста.

3. Современная экзистенциалистический тип философии. Пример: M. Хайдеггер. Персонализм. Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.