Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психологии гендерных групп




Особенности психологии классов

Психологические характеристики больших социальных групп

Большая социальная группа-колличественно не ограниченная общность людей выделенных на основе определенных социальных признаков.

Признаки больших социальных групп: -неперсонифицированность отношений, -наличие особых регуляторов социального поведения(нравы,традиции,обычаи), -специфика образа жизни(общие интересы, ценности, потребности), -специфика языка(национальный, профессиональный жаргон).

Структура психологии больших социальных групп- это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека. Психологическая структура больших социальных групп:1.Психологический склад-социальный и национальный характер, нравы,обычаи,традиции,вкусы(устойчивое образование),2.Эмоциональная сфера-потребности,интересы,настроения(не устойчивое(динамическое)образование)

Классификация больших групп:-основной признак образования группы, -длительность существования группы,их устойчивость, -степень однородности состава, -степень прочности и устойчивости регуляторов поведения членов больших групп, -уровень развития макрогруппы.

Основные разновидности больших групп:1)устойчивые:-группы,образованные по полу и возрасту, -группы,сложившиеся в ходе исторического развития общества,занимающие определенное место в системе общественных отношений-классы,слои,профессиональные группы, -нации,народности, -группы организации-партии,общ движения,военные подразделения;2)неустойчивые-кратковременные группы:организованные(митинги),неорганизованные(толпа),аудитории-болельщики на стадионе,телезрители.

История изучения больших групп в соц-ой психологии:-середина и конец 19 века,теории: «Психология народов», «Психология масс», -вторая половина 20 века,теории: «Теория социальной идентичности» Г.Тэшфел, «Теория соц-ых представлений» С.Московичи

«Теория социальных представлений» С.Московичи:социальное представление-обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. Социальные представления вырабатываются в группе на основе опыта и групповой деятельности. При помощи соц представлений группа строит образ социального мира, его институтов, власти, законов,норм.

Класс-большие организованные социальные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений общества(гос-ва).

Основа формирования психологии класса:-социальные условия его жизни, -характер его общественно-практической деятельности, -отношения с другими соц классами, -его социальный опыт.

Структура психологии соц-ых классов: Психологический склад-некоторый психический облик, провляющийся в определенном способе поведения и деятельности,на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа-привычки,традиции,обычаи;социальный характер(типичный образ действий представителей разных классов,который присутствует в разных ситуациях и жизнидеятельности и отличает представителей данного класса), -Эмоциональная сфера классовой психологии-классовые потребности, интересы и «социальные чувства»(описательное определение некоторого состояния эмоциональной сферы группы).

Интеллигенция как социальный класс. Интеллигенция-слой высококвалифицированных специалистов, профессионально занятых сложными видами умственного труда. Социальных характер: основные черты-личная независимость и стремления отличаться от других, сохранть свою индивидуальность. Мотивационно-потребностная сфера:-выраженная профессиональная направленность, -ориентация на творчески-содержательный труд, -высокая значимость профессиональной этики, -познавательный процесс как ценность.

Социальные слои российского общества(2006):

Слои представители показатели

Верхний высшие чиновники,генералы,топ-менеджеры 6%

Средний средние предприниматели,гос служащие,менеджеры 34%

Базовый инженеры,врачи,учителя,служащие 40%

Нижний неквалифицированные рабочие,беженцы,неработающие пенсионеры 16%

«социальное дно» наркоманы,бомжи,алкоголики,беспризорные подростки 4%

Средний класс-в развитых странах представляет собой большинство, которому свойственно желание политической стабильности, нежелание резких изменений в обществе, политических потрясений. Его мнение и поведение в целом прогнозируемы, что и делает средний класс желанным для любого государства. Таким образом, средний класс в развитых странах Запада становится центральной социальной фигурой, ему приписывают роль решающей силы в стабилизации, интеграции и развитии общества, опоры и гаранта демократических и либеральных ценностей.

Гендерные группы-устойчивые социально-психолог общности людей, члены которых, осознавая себя как мужчины и женщины, разделяют и репрезентируют нормы полоспецифического поведения.Понятие «гендер» используется для описания социальных хар-к пола в отличии от биологических,связанных с особенностями мужской и женской анатомии. В определение гендерных особенностей мужчин и женщин включают набор социальных ролей, «предписанных» обществом представителям того и другого пола. Гендер изучается на 3 уровнях:индивидуальном(исс-ется гендерная идентичность,т.е. субъективное отнесение чел-ом себя к группе мужчины-женщины), структурном(исс-ется положение мужч и женщ в структуре обществ институтов:начальники-подчиненные), символическом(исс-ются образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Общие хар-ки гендерных групп: -основной признак образования-осознание половой идентификации и чувство принадлежности, -длительность сущ-я,устойчивость:стабтльность,долговременность, -неоднородность состава, -прочность и устойчивть норм мужского и женского поведения, -хар-н идентификационный уровень развития.

Психологическая структура гендерных группы: -психологический склад:в личностных особенностях мужчин и женщин больше сходства, чем различий, -Эмоциональная сфера:потребности,интересы,жизненных ориентаций мужчин и женщин обусловлены условиями социализации.

В социально-психологических гендерных исследованиях вопросы сконцентрированы вокруг 3х групп проблем:гендерная идентификация, гендерные стереотипы и гендерные роли. Первый блок исс-й выявляет преимущественно распространение среди мужчин и женщин специфических хар-к,получивших название фемининность и маскулинность(женственность и мужественность).Проблема исследования специфики гендерных ролей-семейные роли,и поэтому гендерная психология смыкается с проблематикой семьи в социальной психологии.Исс-ются особенности социализации мальчиков и девочек,причем их специфика в различных культурах.Роли взрослых мужчин и женщ в семье.Обсуждение различий социальных ролей мужч и женщ связано с проблемой гендерных стереотипов,в качестве причин формирования и закрепления которых как раз и называются различия в распределении гендерных ролей.При формировании психологического облика представителей гендерных групп устоявшиеся стереотипы не могут быть сброшены со счета:они часто выступают препятствием в достижении подлинного равноправия мужчин и женщин в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.