Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения




Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Перцепция - процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:-возрастные,половые,профессиональные особенности социальной перцепции, -условия и факторы,влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого, -закономерности формирования первого впечатления, -влияние на эти процессы прошлого жизненного опыта,хар-ра взаимоотношений,самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.

При первой встрече с другими людьми мы не можем не заметить некоторые отличительные признаки,такие как пол,возраст и национальность.Любой человек воспринимается нами в единстве внешних данных(физический облик,конституциональные особенности плюс все то,что человек делает со своей внешностью в соответствии с модой,ожиданиями общества,вкусами представлениями о самом себе) и экспрессивного поведения,проявляющегося в действии.Наши первые впечатления часто складываются под влиянием этих элементов информации.

Первое впечатление может служить причиной ошибочного восприятия другого человека или создания неверного представления о его целях,намерениях. Ошибки в процессе межличностного восприятия начинают влиять на возникновение приязни/неприязни, симпатии/антипатии,предположения о том,как человек относится к воспринимающему,на формирование предубеждений,т.е. на развитие взаимоотношений. Эти эффекты могут усиливать психологические особенности участников общения или закономерности самого общения.

К психологическим особенностям,которые определяют успешность чел-ка в познании партнера по общению,относят:общие способности,интеллект,умение привлекать свой опыт,наличие так называемых имплицитных теорий личности в житейском багаже человека,развитую интуицию,умение сопереживать.Полнота и хар-р оценки другого чел-ка зависят от таких качеств оценивающего,как степень его уверенности в себе,присущее ему отношение к другим людям.Эти качества делают чел-ка проницательным,своеобразным провидцем в сложной сфере взаимодействия людей.

Интерпретация своего и чужого поведения выступает составной частью межличностного восприятия. Она может быть основана на знании причин этого поведения.Однако в обыденной жизни люди не всегда или недостаточно знают действительные причины поведения другого чел-ка.Тогда,в условиях дефицита информации,они начинают приписывать друг другу как причины поведения,так и чувства,намерения и качества личности.Приписывание осуществляется либо на основании сходства поведения воспринимающего лица с каким-то другим образцом,имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия,либо на основе анализа собственных мотивов,предполагаемых в аналогичной ситуации.Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания(аттрибуции).

Механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди интерпретируют и оценива ют другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются:1) эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человекано не относиться к нему с симпатией и сочувствием; 2) аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений; 3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует попытки "рядового человека", "человека с улицы" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. В ряде исс-ий было показано, что люди избирают разные типы атрибуций в зависити от того, являются они сами участниками какого-либо события или его наблюдателями. Г.Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.