Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль античности. Истоки науки политологии – в древности, до нашего времени




Истоки науки политологии – в древности, до нашего времени. Пытались объяснить те или иные явления с помощью религии, мистики и мифологии, не понимая истинную суть происходящего.

Впервые рациональные объяснения полит. событиям дали античные философы. Их взгляды отражены в таких древних источниках, как «Ветхий завет», «Пятикнижие» Моисея, «Законы Хаммурати» (18 в. до н.э.),взгляды персидского мыслителя Зороастры, учения древнекит. мыслителей Конфуция и Мэн-цзы, древнеинд. Трактат «Наука политики», труды Платона (учения Сократа): «Гос-во», «Законы», Аристотель – трактат «Политик».

Конфуций. Создал теорию о благородном муже. В центре политики – личность, человек. Благородный не по происхождению, но по воспитанию. Нравственная теория; сейчас – часть политики Кит.гос-ва. Каждый человек должен воспитывать в себе доброту, справедливость, мудрость, верность и т.д. Считал, что чел-к должен заботиться и о воспитании, и о своём народе, чтобы достичь успеха в политике.

Мэн-цзы. Считал, что народ – главный в гос-ве, а затем идут духи земли, зерна, а только потом – правитель, господин.

Платон создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших. Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Аристотель пытался в «Политике» выделить из классич.философии политич.знания и тем самым создать науку политологию. Не удалось -> полит.знания ещё долго входили в состав философии и этики. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

 

Эти учёные выдвинули нравст.-этический императив (императив – повеление, требование, настояние), они считали, что в основе политики должна лежать добродетель. Прежде чем предпринимать действия, надо подумать, к чему это приведёт; если ко злу – отказаться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.