Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических партий и виды партийных систем




1) типология:

Современные типологии партий основываются, как правило, на классификации, разработанной в середине ХХ в. французским исследователем М. Дюверже. Он предложил подразделить партии на два основных типа – «кадровые» и «массовые», которые, по типологии М. Дюверже, различаются по количеству членов, организационной структуре, основным направлениям деятельности и типу связей, соединяющих граждан с партией.

«Кадровые» партии представляют собой партии «нотаблей» то есть авторитетных в обществе лиц, умелых организаторов избирательных компаний, крупных финансистов. По существу, это партия активистов или функционеров с малым числом рядовых членов партии, аморфной организационной структурой. У кадровых партий есть свои источники финансирования и политические элиты. Руководящая роль, как правило, принадлежит парламентариям. Эти партии децентрализованы. В качестве примера можно привести европейские либеральные и консервативные партии, Республиканскую и Демократическую партии в США.

«Массовые» партии характеризуются многочисленностью состава, более тесной и постоянной связью своих членов, централизованной иерархизированной организационной структурой. В свою очередь, массовые партии подразделяются (Ж. Блондель) на три вида:

1. представительные партии западного типа:

2. коммунистические,

3. популистские.

Однако в 60-е годы нашего столетия появились партии, которые не вписывались в данную типологию. Авторитетные политологи - Ла Паломбара, Дж.Сартори, не отвергая схему М.Дюверже, предложили дополнить ее, выделив третий тип партий - "партии избирателей". Эти партии, не являясь массовыми, ориентировались на объединение максимального количества избирателей самой различной социальной принадлежности вокруг своей программы для решения основных вопросов текущего момента. Позже такие партии получили название "универсальных". В последние годы этот тип партий стал наиболее динамично развивающимся в Европе и в Америке. В значительной степени это было обусловлено ослаблением идеологических разногласий, ростом интереса граждан к универсальным, общечеловеческим ценностям. Многие политологи считают, что универсальным партиям принадлежит будущее в постиндустриальном обществе. Наблюдается в последнее время определенная трансформация и традиционных партий в универсальные.

Кроме этой типологии встречаются и другие. В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п. Партии различаются и по отношению к общественному строю:

- консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде;

- реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого;

- реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ;

- революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом.

2) виды партийных систем:

- однопартийная;

- двухпартийная;

- многопартийная.

В отечественной политологии преобладает точка зрения, согласно которой однопартийная система не является системой в собственном смысле слова: поскольку любая система представляет собой совокупность элементов, постольку невозможна система, состоящая из одного элемента. Поэтому чаще всего об однопартийной системе говорят только, что она характерна для тоталитарных политических режимов. В строгом смысле слова партийными системами являются двухпартийная и многопартийная системы.

Двухпартийная система – это такая ситуация в стране, когда реальную борьбу за власть на выборах ведут две основные партии, а все остальные не в состоянии помешать двум основным поочередно приходить к власти.

Существует две основные разновидности двухпартийной системы:

1) Двухпартийная системас мажоритарной партией. Для нее характерны следующие признаки:

- одна из двух основных партий становится по итогам выборов мажоритарной (т.е. набирает больше50% голосов избирателей);

- две основные партии набирают в совокупности порядка 90% голосов избирателей;

- на долю всех остальных партий приходится около 10% голосов избирателей.

2) Система 2 + 1 партии (или «двух с половиной партий»). В этом случае среди прочих партий есть средняя по влиянию партия, без поддержки которой ни одна из двух основных не может стать мажоритарной. В период избирательной кампании она вступает в блок с одной из двух основных партий, тем самым обеспечивая ее приход к власти. Такая партийная система существует, в частности, в ФРГ, в Австралии, в ряде других стран.

Многопартийнаясистема – это такая ситуация в стране, когда больше чем две партии могут оказывать влияние на формирование правительства.

Выделяют две разновидности многопартийной системы:

1) Многопартийная система с доминирующей партией.2) Многопартийная системакакблок миноритарных партий.

Из сказанного следуют два важных вывода:

1) двухпартийная и многопартийнаясистемы различаются не по числу партий, а по силе и влиянию партий;

2) двухпартийная система есть по существу лишь особая разновидность многопартийной системы.

 

21. Понятие политической культуры общества, её структура и типология.

Политическая культура это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры;

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

— политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявленииими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

22. Политическое сознание: сущность, структура и функции.

Политическое сознание это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность человека к участию в управлении делами общества и государства.

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания, она возникает вместе с появлением государственности, политической власти. Это наиболее общая категория, характеризующая субъективную сторону политики. По своему содержанию она охватывает чувственные и теоретические, ценностные и нормативные представления граждан, опосредствующие их связи с институтами власти.

Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, определять природу деятельности в сфере власти как отдельных людей, так и их общественных объединений. Поэтому от политического сознания напрямую зависит содержание и характер политического процесса, цели и средства режима правления.

Сущность политического сознания заключается в том, что это результат и одновременно процесс отражения и освоения политической реальности с учетом интересов людей.

Функции политического сознания:

1) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

2) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

3) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

4) познавательная (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

5) прогностическая (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

6) мобилизующая (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

По глубине отражения действительности выделяют следующие уровни политического сознания: идеологический (формируется определенными социальными группами на основе целенаправленного исследования политического процесса и обладает такими чертами, как целостность, систематизированность, способность к прогнозированию, сопряжен с выработкой концепций, идей, понятий, воплощается в декларациях, программах и т.п.); психологический (формируется на базе жизненного повседневного опыта людей и обладает такими чертами, как противоречивость, поверхностность, несистематизированность, эмоциональность и т.д.).

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов (табл.):

1) Культура политического сознания: Политические представления и убеждения, Политические ценности, традиции, обычаи и нормы, Политические установки

2) Культура политического поведения: Культура политического участия, Культура политической деятельности

3) Культура функционирования политических институтов: Культура электорального процесса, Культура принятия и реализации политических решений, Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

23. Политическая идеология и её основные типы.

1) Политическая идеология - «система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеологияявляется отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеологиявсегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической»*).

В океане разнообразных политических интересов, настроений и чувств, невозможно было бы ориентироваться и тем более добиваться их реализации, если бы по мере их выявления не происходила их непрерывная конденсация вокруг различных узловых политических идей. Совсем не одинаковые интересы связываются в блоки на основе однотипности, взаимной дополняем ости или сопряженности. Общим знаменателем каждого такого блока становится политическая идея- идея того или иного совершенствования или переустройства управления общества или даже власти для удовлетворения объединенных блоков интересов, настроений и чувств.

Так, в обобществление заводов заинтересованность дополняется стремлением к установлению общественной собственности на землю и сопрягается с расширением функций и усилением руководящего центра, а общим знаменателем такого блока интересов становится идея приоритета общественных интересов над индивидуальными. Дополнением заинтересованности в частной собственности на средства производства является стремление обеспечить свободу предпринимательства, что сопряжено с соответствующими функциями руководящего центра, а общий знаменатель этого блока - идея приоритета индивидуальных интересов.

Политические интересы, чувства и настроения систематизируют идеологи. Они формулируют общий знаменатель - принципы или основные ценности каждого направления, являющиеся концентрированным выражением приоритетных интересов. Идеологи дают им различные эмоциональные, этические, философские, научно- теоретические и религиозные обоснования. На основе изучения возможностей и опыта ими вырабатываются также политические концепции - представление о путях и средствах реализации соответствующих политических интересов, настроений и чувств, в различных конкретных условиях.

Так появляются разнообразные идейно-политические направления, совокупность которых составляет политическую идеологию общества. В любом обществе одно из идейно-политических направлений оказывается преобладающим, господствующим, а другие с различным успехом конкурируют с ним и между собой.

Подчинение политики и власти идеологии - особенно утопической - разрушает их связь с реальностью и обрекает, в конечном счете, на крушение. Это делает очевидной опасность призывов утвердить в России господство какой-то одной новой идеологии и сделать власть ее орудием.

Как бы ни были важны в политической жизни феномены политической психологии и массового сознания, идеология занимает одно из ведущих мест в структуре субъективного фактора политической деятельности. Вопрос о соотношении идеологии и социально- политической и духовной жизни в настоящее время приобрел особую остроту. Уже несколько лет в литературе и политике имеет хождение концепция деидеологизация.

Действительно, история еще не знала ни одной политической системы, которая бы ни была связана с идеологическими ценностями.

2) Типы

- Коммунистическая (марксизм-ленинизм);

- Социал – демократизм;

- Неолиберализм;

- Неоконсерватизм.

Коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении в свете современного мирового опыта кризиса модели государственного социализма, что делается самими марксистами в последние годы. Речь не идет в данном случае о положительной или отрицательной оценке содержания новых взглядов. Констатируется сам факт позитивной критики данной идеологической системы.

Социал-демократическая идеология. Ее исторический первоисточник - марксизм. Социальная база преимущественно трудящиеся слои населения, интеллигенция и некоторая часть предпринимателей развитых капиталистических стран. В отличие от коммунистической идеологии современный социал- демократизм идеология реформистского толка, за что он подвергался критике. Время показало, что социал-демократизм с самого начала своего возникновения был обусловлен уровнем экономического развития западноевропейских стран и спецификой их демократических и культурных традиций. Социал-демократы признавали и признают реальную возможность постепенной трансформации экономики и общественных отношений капитализма в социалистическое общество. Основополагающими принципами являются свобода как результат «индивидуальных» совместных усилий; справедливость, что означает «прекращение всякой дискриминации личности», а также равенство в правах и возможностях»; солидарность как практическое выражение «общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости».

Неолиберализм - современная форма либерализма - идейно-политического течения, объединяющего сторонников буржуазно- парламентского строя и связанных с ним свобод в экономической, политической и других сферах жизни. Служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства, как воплощения естественного довода между свободными индивидами. Он продолжает набирать очки в нынешних условиях, поскольку современный научно- технический прогресс предполагает возрастание роли индивидуальных способностей человека, личной свободы и ответственности.

Неолиберализм - идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно же - на слои предпринимателей, защищая, прежде всего, их интересы. Программная цель либерально-демократической партии - создание правового государства с президентской формой правления, рыночной экономикой. Декларируется полная свобода для предпринимательства, в любых формах и видах свобода рыночных отношений.

Неоконсерватизм имеет своим историческим предшественником классический консерватизм. Это один из современных, широко распространенных видов идеологии. Он отстаивает традиционные идеи, идеалы и принципы, отвергает любые революционные ломки общества как живого организма, который изменяется на основе преемственности и постепенного обновления.

 

24. Политическое поведение: понятие, виды, категории участников политического действия.

1) Понятие политического поведения помогает при анализе политической деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей. Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести к системе отдельных действий, элементов.

Специфика политического поведения определяется самой природой политики — установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

В ходе развития любого политического процесса возникает ощутимая потребность в закреплении черт, норм, регуляторов политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия решений, или замещения должностей в государственном аппарате и т.п.)

2) Выделяют два основных типа политического поведения:

- политическое действие - форма активности политического субъекта, направленная на политические отношения, политическую систему общества и ее институты и другие объекты. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов и условий объективного и субъективного характера. Субъективные факторы - это совокупность политических знаний, идей и других компонентов духовного мира, определяющих собственную позицию, способность и возможность выбора субъектом политической линии действия или бездействия. Объективные - это внешнезаданные факторы типа политической организации, к которой принадлежит личность, занимаемая ею должность и т. п.
Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т. п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие - это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности его субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

- политическое бездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

3) Очевидно, что в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя по-разному. В зависимости от политического поведения участники политики подразделяются на следующие категории:

лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

активисты — посредники между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

последователи. Их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности;

лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.