Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система. Виды налогов. Бюджетно – налоговая политика




Налоговая система страны.

 

Налоги – это обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенных законом размерах и в установленные сроки. Налоги возникают с появлением государства и вызваны его потребностями в определенных ресурсах.

Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Уровень налоговых сборов определяется необходимостью реализации национальных программ (например, программы социальной защиты, программы охраны окружающей среды и др.), военных расходов, охраной правопорядка и т.д. Фискальная функция связана с обеспечением устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция определяет базовый уровень налогов.

Стимулирующая функция состоит в воздействии государства на общественное воспроизводство. Используя величину налогов, государство может стимулировать, ограничивать и контролировать воспроизводство в целом и развитие отдельных отраслей. Реализуя вышеназванные функции, государство может решать стратегические задачи.

Все виды налогов, взимаемых в стране, составляют налоговую систему.

В любой стране, по субъектам платежа (кто платит), выделяются два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это платежи лиц, получающих доход или имеющих собственность. Прямые налоги уплачивают работники, предприниматели, собственники. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Для физических лиц объектом квоты платежа служит имущество в любой форме (земля, жилье, автомобили, денежные сбережения и пр.) или доход (зарплата, дивиденд, процент и пр.). Юридические лица (предприятия, организации, банковские и страховые компании и пр.) уплачивают налог на прибыль; налог с дивидендов или процентов, полученным по ценным бумагам; налог с доходов от долевого участи в других предприятиях. При исчислении налога на прибыль используют показатели валовой, налогооблагаемой и чистой прибыль. Валовая – это общая балансовая прибыль, возникающая после реализации товаров, услуг и иного имущества, а также включающая внереализационные доходы. Налогооблагаемая прибыль – это валовая прибыль за вычетом доходов, которые освобождаются от налогов или облагаются в особом порядке. Так, освобождается от налогов прибыль, полученная от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции; налогообложение доходов от ценных бумаг предусмотрено по более низким ставкам по сравнению с основной ставкой налога на прибыль. Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Косвенные налогиэто надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг. В мировой практике используются следующие виды косвенных налогов: акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС); фискальные монопольные налоги таможенные пошлины. Акцизный налог – определенная государством надбавка к цене на отдельные виды товаров, которые называются подакцизными товарами. В каждой стране государство четко определяет список таких подакцизных товаров. Критерий выделения товаров в такой список может быть разным. В развитых странах, как правило, в подакцизные товары входят такие, которые пользуются повышенным спросом и не относятся к жизненно необходимым товарам. В России к подакцизным товарам относятся: ликероводочные изделия; табачные изделия; деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов; ювелирные изделия; меховые изделия (кроме овчинных); одежда из натуральной кожи и др. Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы продаваемого товара. Покупатели данных товаров и являются плательщиками акцизного косвенного налога.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, который возникает в процессе движения товаров от производителя к потребителю. Добавленная стоимость определяется как разница между ценой продаваемых товаров и величиной производственных или коммерческих издержек. Государство устанавливает налоговую ставку на добавленную стоимость, и эта величина добавляется к цене товара. В итоге этот налог оплачивают покупатели, то есть – население. Этим налогом облагаются все виды продаж товаров: обычная торговля; бартерные торговые сделки; продажа предприятий собственным работникам; все посреднические услуги и т.д.

Таможенные пошлины – сбор с ввозимых, вывозимых или транзитных товаров. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные таможенные пошлины вводятся с целью пополнения государственного бюджета. Протекционные таможенные пошлины вводятся с целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранных товаров. При этом отечественные предприниматели бывают защищены и от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Демпинговые ("бросовые") цены применяются иностранными конкурентами с целью проникновения на чужой рынок и завоевания его. Защищая национальную экономику, государство вводит антидемпинговые таможенные пошлины, которые, в принципе, являются протекционистскими мерами. Преференциальные ("льготные") пошлины устанавливаются либо на определенный вид импортного товара, в котором заинтересована страна, например, новые технологии; либо на весь импорт из определенной страны в соответствии с политическим или экономическим договором.

Совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем, образует налоговый механизм. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налоги; что подлежит налогообложению (доходы, имущество, товары); из какого дохода уплачивается налог (зарплата, прибыль, рента, дивиденд); в каких единицах измеряется объект налогообложения (в денежных единицах, в гектарах и др.). Налоговый механизм включает в себя понятие и виды налоговых ставок. Ставка налога – это величина налога с единицы объекта налогообложения (в %). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.

Твердая ставка – абсолютная сумма платежа на единицу обложения независимо от дохода, который дает владельцу этот объект.

Пропорциональная ставка – одинаковый процент с дохода независимо от его величины.

Прогрессивная ставка – возрастающий процент платежа по мере роста дохода.

Регрессивная ставка – снижение процента платежа по мере роста дохода.

Налоговый закон также определяет налоговую льготу - полное или частичное освобождение от налога (например, установление необлагаемого минимума).

В каждой стране создается своя система взимания налогов. В хозяйственной практике большинства стран наибольшее распространение получили три способа взимания налогов: кадастровый, "у источника", и по декларации. Кадастровый способ основан на использовании реестров классификации типичных объектов (земли, домов, месторождений) по их внешним признакам. Для таких типичных объектов устанавливается средняя доходность, и от величины этого предполагаемого дохода определяется квота налогового платежа. Изъятие "у источника" означает вычет бухгалтерией суммы налога из дохода работника еще до получения этого дохода самим работником. Способ изъятия по декларации предполагает добровольное заполнение налогоплательщиком декларации (письменного сообщения) о совокупном годовом доходе. Сокрытие или искажение величины доходов, подлежащих налогообложению, относится к уголовному правонарушению.

Официальным представителем в налоговой сфере является налоговая инспекция – государственное учреждение, осуществляющее контроль за применением законодательства о налогах. Для выявления крупных нарушений в области налогового законодательства инспекция может использовать свое внутреннее подразделение – налоговую полицию.

Хозяйственный опыт показывает, что в каждой стране наиболее рациональной является вертикальная, состоящая из нескольких уровней, налоговая система. Поэтому в России в целом сформирована система, состоящая из федеральных, республиканских и местных налогов. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с наследного имущества и дарений. К республиканским (краевым и областным) относятся: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной и курортный налоги. К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание муниципальной милиции, на благоустройство и другие цели.

 

Принципы За долгое время существования налогов

налогообложения. налогов человечество накопило значительный опыт и выработа-

ло определенные правила налогообложения. Значительный вклад в теорию налогов внес английский экономист А. Смит, который обосновал основные принципы.

Принципы понимаются как желательные качества налогообложения. А. Смит определил следующие качества.

1. Принцип справедливости. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства соразмерно получаемого дохода.

2. Принцип определенности. Размер налога должен быть не произвольным, а точно определенным. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Принцип удобности. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.

Эти принципы являются аксиомой налоговой политики и развиваются в соответствии с требованиями нового времени.

График 45.

Ставка Кривая Лаффера

налогооб-

ложения,

в %

Запретительная зона

 

30

 

Нормальная зона

5 D

0

Доходы в бюджет

 

Так, важный принцип современной налоговой системы – налог не должен уничтожать стимулы развития производства. Американский ученый А.Лаффер на основе фактического материала вывел и обосновал утверждение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30% - 50% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Лэффер показал, что рост ставки налога не всегда ведет к росту государственных доходов. Если налоговая ставка превышает оптимальную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А один и тот же объем доходов в государственный бюджет можно осуществить и при высоких, и при низких налоговых ставках. Это положение показано выше, на графике 45.

Более низкая налоговая ставка стимулирует развитие предпринимательства, в результате чего возрастает число объектов налогообложения (появляются новые предприятия, увеличивается занятость рабочей силы). И, наоборот, с ростом налоговой ставки часть предпринимателей разорится, другая часть будет максимально использовать уловки и приемы уклонения от налогов, и в общем закономерный результат – поступления в государственный бюджет сократятся.

Современные системы налогообложения руководствуются и другими принципами. К ним относятся, например, четкая определенность – кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог; простота системы ставок и взимания; оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью; использование мирового опыта взимания налогов и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.