Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции циклического развития. Культурологический подход О.Шпенглера. Историческая концепция А.Тойнби




Индустриальное и постиндустриальное общества как социальные структуры (Парсонс, Ростоу).

В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои, а также национальные сообщества. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения, которые и образуют социальную структуру общества. К основным элементам социальной структуры следует отнести классы, город-деревня, физический –умственный труд, сословия (соц. группы, место которых в обществе определяется не их положением в системе соц-экономических отношений, а сложившимися традициями и правовыми актами), соц-демографические группы: молодежь, муж, женщ, тинейджеры, пенсионеры; национальные общности: нации, этнические группы. Почти все эти группы неоднородны по составу и делятся на отдельные слои и группы собственными интересами. Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество. Соц. структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Мобильность - переход людей из одних соц. групп в другие. Соц. положение может поменяться при переезде, образовании, дети рабочего могут стать интеллигентами, интеллигент - предпринимателем, предприниматель - профессиональным политиком. Проблемы функций соц. структуры и действия различных соц. групп напрямую связаны с проблемами гражданского общества. Гражданское общество - независимая от государства сфера реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Проблемы в соц. структуре российского общества связаны с быстрыми изменениями в условиях жизни, в правовом пространстве, а соц. структура общества не успевает на это реагировать.

 

Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более столетия. "Формация"- напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии". В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

Цивилизация - три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством.

А также понятия, разработанные философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов;

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов;

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат";

4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений.

Однако в современной социальной философии цивилизация - крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов. Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. С помощью цивилизационного подхода можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по характеру связи личности и общества

2. по социально-психологическим установкам человека

3. по характеру развития социокультурной жизни

В истории бывают такие периоды когда роль одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе. Цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен некоторых недостатков. В нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое);

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века);

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига(период промышленной революции – изменение методов производства)

4) стадия роста(у экономики есть возможность производить)

5) период высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда.

 

42. Русская философия конца XIX – начала XX веков, ее специфика.

Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфичность русской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.

Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765) - гениальный ученый-энциклопедист.

Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное. Задача философии изучать человека именно как духовное существо. Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум – субъективный. Коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от животного.

Своеобразным направлением в русской философии явились воззрения славянофилов. В центре их внимания находятся судьбы России и ее роль в мир историческом процессе. Возрождение форм патриархата, возврат к православным идеалам Святой Руси - это социалистическая концепция имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Отказался от революционной борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерно религиозная ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека.

Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общественно-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие - отрицание государства.

Этот период в истории русской культуры нередко именуют духовным ренессансом. Говоря об общих тенденциях развития русской философии, нельзя не обратить внимания на ее преимущественно религиозный, а подчас религиозно-мистический, религиозно-символический характер. Философы-материалисты стали вокруг крепнущего направления марксистской мысли. В столь сложных условиях в немарксистской идеалистической мысли более уверенно чувствовали себя и действовали философы, которые опирались на солидные религиозные мысли, но стремились преобразовать их соответственно новым идейным веяниям. На Западе всегда высоко оценивали именно религиозный «поворот» в российской философии – русский религиозный идеализм конца XIX – начала XX века. Отсюда –мировое признание религиозно-философских исканий В. Соловьева, Н. Бердяева и т.д.

Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантной в русской философии начала ХХ века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде религиозной философии человека. Но это была лишь одна из тенденций в развитии философии России. Другая, никак не менее влиятельная тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания и в тоже время стремившимся к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. Речь идет прежде всего о так называемом русском космизме. Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов(Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, и т.д.) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.