Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет и анализ показателей рентабельности




Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период.

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности организации. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение.

Рентабельность активов – основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели деятельности организаций для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов.

Основные показатели рентабельности:

1) коэффициент рентабельности всего капитала:

Крк = (чистая прибыль / итог баланса) х 100 %;

2) коэффициент рентабельности производства:

Крп = (выручка от продаж / себестоимость всей продукции – 1) x 100 %;

3) коэффициент рентабельности продаж:

Крпр = (чистаяприбыль / выручка) х 100 %;

4) коэффициент рентабельности оборотных активов:

Кроа = (чистая прибыль / оборотные активы) х x100 %;

5) коэффициент рентабельности внеоборотных активов:

Крва = (чистая прибыль / внеоборотные активы) х Х100 %.

Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Таким образом, оценивают сразу все ресурсы компании. Используя эти данные, вы сможете сравнить рентабельность вашей организации с показателями других фирм.

Если коэффициент рентабельности производства высокий – деятельность уже эффективна. Если же при этом вы получаете низкую прибыль, значит, у вас слишком большие непроизводственные расходы. Тем предприятиям, которые выпускают несколько наименований продукции, мы советуем рассчитывать рентабельность производства каждого из товаров. Это позволит определить наиболее выгодную продукцию. Увеличьте их выпуск, и прибыль вашей компании станет больше.

Коэффициент рентабельности продаж отражает долю прибыли компании в каждом заработанном рубле. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.

Категория: Ответы для сдачи экзамена "Экономический анализ"

29. Факторный анализ рентабельности капитала

 

Методика анализа. Порядок ее применения.

Связь между рентабельностью капитала, прибыльностью продукции и оборачиваемостью капитала и факторов, формирующих их уровень, показана на рис. 13.2.

 

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности капитала можно произвести методом абсолютных разниц:

Данные, приведенные в табл. 13.1, показывают, что доход ность капитала за отчетный год выросла на 2,5 %(40-37,5). I связи с ускорением оборачиваемости капитала она возросла на 3,3 %, а за счет некоторого снижения уровня рентабельносп продаж уменьшилась на 0,8 %.

Далее необходимо проанализировать эффективность использования функционирующего капитала, обслуживающего процесс основной деятельности предприятия. В данном случае прибыль от реализации продукции делят на среднегодовую сумму активов, из которой вычитают долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также остатки незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования (табл. 13.2).

Как видно из таблицы, доходность функционирующего капитала повысилась за счет ускорения его оборачиваемости и значительно снизилась за счет рентабельности продаж.

При внутреннем анализе более подробно изучаются причины изменения рентабельности продаж (см. параграф 20.6).

Ее уровень можно увеличить за счет сокращения затрат или повышения цен. Однако при росте цен возможно снижение спроса на продукцию и как следствие замедление оборачиваемости активов. В итоге прирост рентабельности капитала за счет роста цен может компенсироваться за счет снижения коэффициента его оборачиваемости и общая доходность капитала не улучшится.

Например, руководство предприятия рассматривает вопрос о повышении цен на 10 %. При этом ожидается, что спрос на продукцию и объем продаж снизится на 15—20 %. Требуется оценить эффективность такого предложения по его влиянию на рентабельность капитала, рентабельность продукции и коэффициент оборачиваемости капитала.

Поскольку фактическая сумма постоянных расходов предприятия составляет 26 490 млн руб., а переменных - 54 149, то при спаде производства на 20 % сократится соответственно только сумма последних и составит 43 320 (54149 х 80%/100), а общая сумма затрат будет равна 69 810 млн руб.

Выручка в связи с повышением цен на 10 % и снижением объема продаж на 20 % составит 87 943 млн руб. (99 935 х 0,80 х 1,1), прибыль 18 133 млн руб. (87 943 - 69 810), а все остальные показатели изменятся следующим образом:

Доходность капитала падает с 45,40 до 44,5 % из-за значительного замедления его оборачиваемости. Следовательно, данное предложение невыгодно для предприятия.

Факторный анализ рентабельности капитала может выявить слабые и сильные стороны предприятия. Допустим, что два предприятия одной и той же отрасли имеют следующие показатели:

 

Рентабельность капитала на двух предприятиях одинаковая. Однако на первом она достигнута в основном за счет более высокого уровня рентабельности продукции при низком коэффициенте оборачиваемости средств, а на втором - за счет более высокого коэффициента оборачиваемости при низком уровне рентабельности реализуемой продукции.

Очевидно, что предприятие А может добиться более быстрого и значительного успеха за счет мер, направленных на ускорение оборачиваемости капитала (увеличения объема продаж, сокращения неиспользуемых активов и т.д.).

На предприятии Б обратная ситуация. Здесь нужно выявить причины низкого уровня рентабельности продукции и найти резервы его повышения с целью увеличения показателей ROF и ROA. Причин низкой рентабельности производства продукции может быть очень много: неэффективная работа оборудования, низкий уровень производительности труда, низкий уровень организации производства, неприбыльный ассортимент продукции, неполное использование производственных мощностей с сопутствующими высокими постоянными издержками производства, избыточные коммерческие и административные расходы и т.д.

Достоинство ROA и в том, что его можно использовать для прогнозирования суммы прибыли. Для этого применяется следующая модель:

П = KL х ROA,

где KL - среднегодовая сумма капитала; П - сумма прибыли.

Отсюда изменение суммы прибыли за счет:

величины капитала:

уровня рентабельности капитала:

Получение достаточно высокой прибыли на средства, вложенные в предприятие, зависит главным образом от изобретательности, мастерства и мотивации руководства. Следовательно, показатель ROA является хорошим средством для оценки качества управления. Связанный с эффективностью управления этот показатель намного надежнее других показателей оценки финансовой устойчивости предприятия, основанных на соотношении отдельных статей баланса. Поэтому он представляет большой интерес для всех субъектов хозяйствования.

30. Самым эффективным методом решения взаимосвязанных задач, а если брать шире – финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем - Прибыли» (CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас рыночной прочности предприятия.

В практических расчетах при определении данных показателей необходимо разделять затраты предприятия на постоянные и переменные. Для этого воспользуемся понятием операционного левериджа.

Операционный леверидж рассматривается как один из методов измерения делового риска предприятия. Показатель операционного левериджа строится на основе данных об изменениях в объеме продаж, соотношения переменных и постоянных затрат в этом объеме.

Операционный леверидж рассчитывается как отношение темпов изменения прибыли от продаж к темпам изменения выручки от продаж.

Расчет операционного левериджа, уровня постоянных и переменных затрат ЗАО "Рассвет"

Параметры   за 9 мес. 2005 за 9 мес. 2006
1. Индекс инфляции   1.13 1.107
2. Индекс (средний) изменения продажных цен      
 
Показатели за 9 мес. 2005 за 9 мес. 2006 отклонение
1. Скорректированная на инфляцию выручка от продаж     -19234
2. Скорректированная себестоимость     -14739
3. Скорректированная прибыль от продаж -2843 -7338 -4495
4. Операционный леверидж   -2.145  
5. Скорректированные переменные затраты     -14739
6. Переменные затраты     -15695
7. Постоянные затраты      
Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага ЗАО "Рассвет"1. Валовая маржа (М) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменными затратами. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
  М базис    
М отчет    
Изменение: -3539  
Как за 9 мес. 2005 г., так и за 9 мес. 2006 г. валовой маржи, полученной предприятием, было недостаточно даже для покрытия постоянных расходов. 2. Коэффициент валовой маржи (Км) характеризует долю валовой маржи в выручки организации. Тем выше коэффициент валовой маржи, тем меньше использование прямого труда на предприятии.
  Км базис 0.234  
Км отчет 0.373  
Изменение: 0.139  
За отчетный период, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля валовой маржи в выручке увеличилась на 0.139пункта.
3. Порог рентабельности (Кт) - это такая выручка от продаж, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянный затарт и прибыль равна нулю.
  Кт базис    
Кт отчет    
Изменение: -11679  
За отчетный период порог рентабельности предприятия составил 26538 тыс.руб., что меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 11679 тыс.руб., т.е. себестоимость продукции за отчетный период была снижена.
4. Запас финансовой прочности (ЗФП) определяется как разница между достигнутой выручкой от продаж и порогом рентабельности. Если выручка от продаж опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается.
  ЗФП базис -12119  
ЗФП отчет -19674  
Изменение: -7555  
Запас финансовой прочности предприятия за отчетный период снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7555 тыс.руб.При этом как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года финансовое положение можно оценить как неустойчивое и в будущем это может привести к дефициту ликвидности.
5. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) определяется как отношение валовой маржи к прибыли. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продаж порождает более сильное изменение прибыли.
  СВОР базис -2  
СВОР отчет    
Изменение:    
За отчетный период сила воздействия операционного рычага составила 0, а за аналогичный период прошлого года - -2. Это означает, что в отчетном периоде увеличение выручки на 1% могло привести к увеличению прибыли на 0%, а в прошлом периоде - на -2%.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.