Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности тренировки и возрастные факторы риска




Индивидуальные особенности юных спортсменов

Период роста и формирования организма, как никакой другой, нуждается в строго индивидуальном подходе тренера и врача к тренирующимся. Это объясняется большими различиями в темпах и продолжительности отдельных этапов роста и созревания (общего и полового), сопровождающихся различиями в состоянии здоровья юных спортсменов, их функциональных и психологических особенностей, переносимости нагрузок, быстроты восстановления и двигательной одаренности и др. Стандартный подход в подборе нагрузок, их объема и интенсивности, способа общения с подопечными, режима труда, тренировки и отдыха, методов восстановления и т.д. не только снижает эффективность тренировки, но и может привести к перегрузке, нервным срывам, потере интереса к тренировке и в конце концов к уходу ребенка из спорта.

Индивидуальные особенности - это сочетание и взаимообусловленность генетических и средовых факторов (условия и образ жизни, характерные различные воздействия в течение жизни, отношения с людьми, заболевания и пр.).

Генетические особенности влияют на здоровье человека, тип телосложения, внешность, привычки, характер, способности, двигательную и умственную одаренность и многое другое. К генетическим факторам в определенной мере можно отнести длину тела, состав мышечных волокон, аэробные возможности, максимальное потребление кислорода, склонность к определенным видам заболеваний (гемофилия, гипертония, атеросклероз, онкология и др.). Масса тела, вегетативные функции, реакция на нагрузку, тренированность, восстановление и т.д. скорее всего зависят от воздействия среды.

Поэтому врачу и тренеру надо хорошо знать родителей и семью ребенка, уровень их физического и умственного развития, отношение к спорту, выявить имевшиеся заболевания в семье и у ближайших родственников, причины смерти и ранние смерти в семье. Это можно осуществлять в личных беседах, путем агитации, через тренирующегося и другими способами.

 

Интерес к спорту у детей и подростков очень велик. Чем раньше ребенок начинает заниматься спортом, тем эффективнее физическое воздействие его на организм. Тренировка ускоряет физиологическую и психологическую зрелость ребенка, способствует развитию общеадаптационного механизма, укреплению здоровья, разностороннему физическому и умственному развитию, повышению сопротивляемости и иммунологической реактивности. Этому имеется множество доказательств науки и практики. В последние годы изменились и взгляды на раннюю спортивную специализацию. Убедительно доказано, что при полноценном отборе, квалифицированном врачебно-педагогическом контроле (конечно, с учетом особенностей вида спорта и его требований к организму) занятие спортом не только целесообразно, но и безвредно. Начало тренировки с элементами специализации стимулирует разностороннее развитие и формирование организма, но при одном весьма важном условии - чем младше возраст, тем больший удельный вес в его подготовке должны занимать разносторонние, соответствующие возрасту средства общефизической подготовки, игры и тем меньше специальные, свойственные конкретному виду спорта упражнения. Важное условие при этом - правильное сочетание игр, физической и специальной подготовки. Только разносторонность, постепенность и достаточный интерес ребенка к занятиям, рациональное сочетание разносторонних и специальных упражнений обеспечат сохранение и укрепление здоровья, правильное развитие, последующее спортивное совершенствование и долголетие.

К сожалению, тренируют детей и подростков нередко по методике тренировки взрослых спортсменов, вследствие чего фактически она проводится на грани возможностей юного организма. Юный организм очень пластичен и при достаточной подготовке способен переносить довольно большие нагрузки и даже показывать относительно высокие спортивные результаты. Грубое вмешательство в законы природы не проходят бесследно и обязательно скажется в дальнейшем, что грозит перенапряжением, нарушениями здоровья, а иногда и уходом из спорта.

При этом надо иметь в виду, что высокие результаты - это отнюдь не физиологическая закономерность, а в первую очередь - результат таланта, генетической одаренности, терпения и очень сильного характера, высочайшей психологической устойчивости. Но, к сожалению, результаты при этом очень редко бывают стабильными и содействуют укреплению здоровья ребенка. На одном из последних международных конгрессов по спортивной медицине в целой серии докладов, посвященных этой проблеме, было убедительно показано, что форсированное достижение раннего спортивного результата с применением высоких нагрузок не только не будет устойчивым, но и ведет к перегрузке, нарушениям здоровья и в конце концов к раннему уходу из спорта. Только постепенное, осторожное наращивание нагрузок обеспечивает здоровье, высокую тренированность и устойчивый результат. И не случайно вспыхнувшие в раннем возрасте «звездочки» далеко не всегда становятся в дальнейшем звездами большого спорта. То есть высокие результаты юных отнюдь не являются решающими для прогноза его достижений в будущем.

Главным в тренировке юных должна быть разносторонность, эмоциональность, преимущественно игровая форма, введение элементов специализации в соответствии с периодами и темпами формирования организма и только затем взрослыми закономерностями развития физических качеств.

До достижения должного совершенствования вегетативных функций и потребления кислорода, а тем самым достаточной готовности к аэробной работе, ребенок лучше адаптируется к кратковременным эмоциональным нагрузкам с переключениями. При длительной работе дети быстрее устают, у них чаще регистрируются признаки перегрузки и снижения интереса к занятиям.

Раньше всего полезно начинать упражнения на быстроту, технику, гибкость, подвижность в суставах, координацию.

Что же можно отнести к факторам риска в тренировке юных спортсменов:

- нагрузки, не соответствующие возрасту и уровню подготовленности;

- узкоспециализированная тренировка на ранних этапах спортивной специализации;

- односторонняя ранняя спортивная специализация, которая неизбежно усиливает неравномерное развитие, появление различных дефектов и отклонений;

- использование упражнений, усиливающих неравномерное развитие мышц и возникновение различных деформаций. Мышцы еще слабо фиксируют позвоночник, связочный аппарат очень эластичен, что при раннем и чрезмерном использовании силовых и статических упражнений могут оказаться небезвредными;

- чрезмерное утомление на занятиях и отсутствие восстановления;

- одностороннее развитие двигательной сферы (усиливает отставание развития вегетативных систем);

- форсированная и неритмичная тренировка со стремлением к раннему достижению высоких результатов;

- неправильные тренировки в период активного полового созревания;

- отсутствие заинтересованности и мотивации;

- совместная тренировка с взрослыми;

- недооценка значения биологического возраста;

- монотонность, отсутствие переключения;

- нарушения режима жизни, питания, отдыха;

- отсутствие регулярного контроля или неучет в тренировке его результатов;

- отсутствие или снижения интереса к занятиям;

- отсутствие психологической разгрузки;

- неправильный отбор.

Отбор играет огромную роль в успешной тренировке юного спортсмена, укреплении его здоровья и дальнейшем спортивном совершенствовании движений (элементы гимнастики, фигурного катания). Очень полезна игра и игровая форма различных упражнений, но обязательно на фоне разносторонности и привития интереса к занятиям.

В педагогической и физиологической литературе достаточно подробно освещены современные методические основы подготовки детей и подростков. Мы остановимся на так называемых факторах риска, т.е. обстоятельствах, способствующих развитию различных отклонений в здоровье, перегрузке и различных деформаций. Отбор - это многоступенчатая система, задачи которой меняются на каждом его этапе. В отборе должны участвовать педагоги, врачи, биохимики, психологи. На первом этапе отбора - это определение целесообразности начала тренировки, связанной с последующей специализацией, главная задача - определение состояния здоровья, выявление всех имеющихся нарушений, их возможного влияния на спортивную тренировку, а также соответствие телосложения и психологических особенностей избранному виду спорта. Если имеются отклонения в здоровье, тут же надо обозначить пути и сроки их излечения. Обязателен анализ здоровья, физического состояния и спортивных достижений родителей и членов семьи, поскольку генетический фактор играет существенную роль в будущем спортсмена. Имеет значение и темп индивидуального полового развития, частота и характер имевшихся ранее травм.

На следующих этапах критериями должны служить тренированность, динамика возрастного развития и развития физических качеств к показателям высокого класса в избранном виде спорта, работоспособность, приближение личных показателей к лучшим, стабильность, интерес, мотивация, личностные характеристики, спортивное совершенствование, интерес к тренировке. И, наконец, завершающий, очень важный, этап - надежность функциональных, морфофизиологических, технических, психологических данных, рост и стабильность спортивных результатов, динамика здоровья, заболеваемость и травматизм, реакция на нагрузки, быстрота восстановления, образ жизни.

Переходный возрастной характер отклонений в здоровье надо проверить у соответствующего консультанта и принять все меры к их устранению, вместе с тем важно не пропустить серьезные нарушения в здоровье, которые являются противопоказаниями к занятиям спортом, - пороки сердца, перенесенный ревмокардит, воспаление сердечных оболочек, артериит, заболевания печени, почек, органов пищеварения и др. При частых простудных заболеваниях надо проверить иммунологическую реактивность и принять меры к повышению иммунитета - соответствующее питание, витаминизация, фрукты, белки, достаточное пребывание на воздухе, особенно в хвойных лесах, на берегу водоемов, специальные медицинские средства и пр.

Надо иметь в виду, что оценка функционального состояния детей связана с определенными трудностями по сравнению с уже подросшими и взрослыми спортсменами. Это объясняется преобладанием симпатических влияний, большой возбудимостью, отсутствием экономизации в покое и при физических нагрузках, частоте дистонических реакцией на нагрузку и удлинением восстановления, частым нарушением сердечного ритма, в развитии сердца, в том числе экстрасистол, отставанию в развитии сердца, что в период бурного роста можно рассматривать как вариант нормы, и в то же время правильный ответ могут дать только динамические наблюдения.

Поэтому часто приходится, прежде чем сделать определенное заключение, использовать дополнительные методы исследования (эхокардиография, мониторирование и др.), чаще подвергать такого человека динамическим обследованиям.

Из функциональных проб в раннем возрасте можно применять бег на месте, пробу Руфье, пробы с переменой положения тела, дыхательные пробы. Начиная с 9-10 лет - пробу Летунова, степ-тест, с 11-12 лет - PWC 150-170. Пробы с предельными нагрузками нецелесообразны. Периодически следует проверять переносимость нагрузки и течение периода восстановления в естественных условиях, этапное и текущее наблюдения врачами соответствующих команд и врачебно-спортивными учреждениями. Все материалы обследования должны быть зафиксированы в карте обследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.