Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды средств восстановления спортивной работоспособности. Принципы их использования




Вопрос 16.

Внастоящее время, когда объем и интенсивность тренировочных нагрузок в спорте высших достижений достигли практически околопредельных величин, ниу кого из специалистов не вызывает сомнения правомерность использования у атлетов высокой квалификации определенных (не относящихся к группе допинга) средств и методов, направленных на оптимизацию процессов постнагрузочного восстановления и повышения физической работоспособности. Согласно Н.Д.Граевской (1992), они могут быть представлены тремя группами (схема 11.1):

 

Схема 11.1. Средства, используемые в целях оптимизации процессов

восстановления в спорте

 

  Медицинские средства  


Педагогические Психологические

средства средства

Психолого-педагогические средства  
Психотерапевтические средства  
Гигиенические  
Вспомогательные  
I класс Обязателен для всех, на всех этапах подготовки  
II класс Индивидуально по показателям, назначается только врачом  

 


- педагогические средства (рациональное сочетание нагрузок и отдыха, специфических и неспецифических средств в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, использование специальных восстановительных циклов и др.);

- психологические и психотерапевтические средства;

- медицинские средства: гигиенические (рациональное питание, естественные физические факторы, самомассаж и др.) и вспомогательные (физиотерапевтические, фармакологические и др.).

Основные педагогические и психологические средства восстановления приведены на схемах 11.2 и 11.3 (В.Н.Платонов, 1997). Особенности их использования подробно изложены в соответствующей учебно-методической литературе. Здесь же мы считаем необходимым более подробно остановиться на применении медицинских средств, оптимизирующих процессы восстановления у спортсменов высокой квалификации.

Основные принципы, которыми необходимо при этом руководствоваться, могут быть представлены следующим образом.

• Любые воздействия, направленные на ускорение процессов постнагрузочного восстановления и повышение физической работоспособности, неэффективны или минимально эффективны при наличии у спортсменов предпатологических состояний и заболеваний, а также отсутствии адекватного дозирования тренировочных нагрузок, базирующегося на результатах надежного текущего врачебно-педагогического контроля.

• Ускорение процессов постнагрузочного восстановления прежде всего должно достигаться за счет создания оптимальных условий (в том числе и путем использования некоторых фармакологических

средств) для их естественного протекания.

• При назначении спортсменам любых медицинских средств необходимо четко представлять, с какой целью они используются, каковы основные механизмы их действия и, исходя из этого, характер влияния на эффективность тренировочного процесса, а также противопоказания к применению, возможные осложнения, результаты взаимодействия между собой и т.п.

• При использовании медицинских средств, направленных на оптимизацию процессов постнагрузочного восстановления и повышение физической работоспособности, следует учитывать их срочный, отставленный и кумулятивный эффекты, а также степень эффективности в зависимости от уровня квалификации, исходного функционального состояния организма, периода тренировочного цикла, энергетического характера текущих тренировочных и предстоящих соревновательных нагрузок.

К условиям, которые способствуют естественному повышению физической работоспособности в процессе тренировки и естественному ускорению процессов постнагрузочного восстановления, относятся:

- адекватное возмещение дефицита жидкости и электролитов;

- достаточная (не менее 8-10 ч) продолжительность сна;

- оптимальное питание, обеспечивающее усвоение необходимых пищевых ингредиентов;

- устранение факторов, препятствующих максимальной реализации детоксикационной функции печени и почек.

Схема 11.2. Педагогические средства восстановления

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Планирование нагрузки ипостроение процесса подготовки
Режим жизни и спортивной деятельности
Условия для тренировки
Соответствие нагрузок возможностям занимающихся
Соответствие содержания подготовки этапу многолетней подготовки, периоду макроцикла и т.д
Условия для отдыха
Рациональная динамика нагрузки в различных структурных образованиях
Сочетание работы (учебы) с занятиями спортом
Планирование упражнений, занятий, микроциклов восстановительного характера
Постоянство времени тренировочных занятий, учебы, работы, отдыха
Двигательные переключения в программах занятий и микроциклов
Рациональное использование индивидуальных и коллективных форм работы
Рациональная разминка в занятиях и соревнованиях
Недопущение тренировки и соревнований при наличии заболеваний, острых и хронических травм
Рациональное построение заключительных частей занятий
Учет индивидуальных особенностей занимающихся

 


Схема 11.3. Психологические средства восстановления

Психологические средства восстановления
Психорегуляторные средства
Психогигиенические средства
Психологический микроклимат в группе
Аутогенная тренировка
Психорегулирующая тренировка
Взаимоотношения с тренером и партнерами
Мышечная релаксация
Хорошие отношения в семье, с друзьями и окружающими
Внушение в состоянии бодрствования
Положительная эмоциональная насыщенность занятий
Внушенный сон-отдых
Интересный и разнообразный досуг
Гипнотическое внушение
Комфортабельные условия для занятий и отдыха
Музыка и светомузыка
Достаточная материальная обеспеченность

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.